![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomselyanka18051285183014088301408_900.jpg)
Киносказка сталинской эпохи
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Киносказка сталинской эпохи _900 x 600 1939 Screenshot_39.jpg Киносказка сталинской эпохи _900 x 600 1939 Screenshot_39.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8301408/8301408_900.jpg)
В СССР после двух войн и двух революций не только полностью сменились элиты, но и возник некий запрос на примирение общества и перестраивание его на новые принципы "общежития" c новым классом -гегемоном. Где главные граждане - трудящиеся, а "кто не работает, тот не ест".
Удивительно, что этой туфтой - сбежать в никуда и в неизвестность непонятно с кем и зачем, только потому что тебе скучно и заняться нечем, то бишь ты дурью маешься, современных детей начали учить уже по очередному кругу - сейчас переснимают "Бременских музыкантов"
![Киносказка сталинской эпохи Киносказка сталинской эпохи](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8307148/8307148_900.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "Василиса Прекрасная" (1939).
Начнем мы сталинский кинообзор с фильма " Василиса Прекрасная" (1939).
На экране явно творится нечто странное - - классическая Царевна-Лягушка (из сборника сказок Афанасьева) лишилась не только своей волшебной силы, но и титула - её превратили в Василису - крестьянскую дочь. Красивая и статная дева, точно сошедшая с полотен Венецианова, сама, по-стахановски, управляется с целым полем. Это даже похоже на кино-подвиг ткачихи Морозовой, у которой в подчинении было несметное количество станков, а она ещё и распевала "Марш энтузиастов". Дальше - больше.
![1939 ÐенеÑианов Ðа паÑне first half of 1820-Ñ
.jpeg 1939 ÐенеÑианов Ðа паÑне first half of 1820-Ñ
.jpeg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8301716/8301716_900.jpg)
Венецианов А.Г. "На пашне.Весна" 1820е
![1939 ÐаÑилиÑа ÐÑекÑаÑÐ½Ð°Ñ 1939 ÑвеÑÐ½Ð°Ñ 1.jpg 1939 ÐаÑилиÑа ÐÑекÑаÑÐ½Ð°Ñ 1939 ÑвеÑÐ½Ð°Ñ 1.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8302409/8302409_900.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "Василиса Прекрасная" (1939).
И всем сразу ясно - раскулачивать тут уже некого и нечего. Ну ладно бы только это, но самым большим потрясением были невесты старших братьев - Дворянка (одетая, кстати, в стилизованный готический костюм с характерным hennin-ом) и Купчиха (девушка приятная во всех отношениях и одновременно Мечта Поэта). Обе девушки не только согласны сделаться жёнами непрезентабельных крестьян, но и спешат поскорее прибыть из своих теремов в полуразвалившуюся избушку, откуда их, впрочем, вскоре выпроваживают за лень, дурной характeр и неумение ничего делать
![Киносказка сталинской эпохи Screenshot 2023-09-17 114854.jpg Киносказка сталинской эпохи Screenshot 2023-09-17 114854.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8306755/8306755_900.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "Василиса Прекрасная" (1939).
Некоторые (некоторые - именно так) современные дети, воспитанные на карамельном гламуре, сказали бы, что невесты - попросту страшные, вот и готовы хоть за кого. Но с их анимэшными мозжечками и Василиса показалась бы толстой и простоватой. Тут же всё гораздо тоньше и вкуснее, на самом деле.
![Киносказка сталинской эпохи Киносказка сталинской эпохи](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8307290/8307290_900.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "По щучьему велению" (1938) Царевна Несмеяна мается дурью во дворце, грустит, ипохондрит, и свет ей белый не мил
Примерно та же ситуация происходит с Царевной-Несмеяной из кинофильма "По щучьему велению" (1938). Девушка царского рода буквально умоляет Емелю забрать её из дворца, а когда мужик сомневается в её деловых и человеческих качествах, царевна горячо обещает быть весёлой и - работящей. Да и сам Емеля из хрестоматийного лентяя превращается в сельского труженика, вся беда которого заключается в неправильном общественном устройстве.
![Киносказка сталинской эпохи Киносказка сталинской эпохи](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8307569/8307569_900.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "По щучьему велению" (1938) Сбежав из дворца, Царевна Несмеяна радуется и веселится. А мама Емели, увидев невестку, задает вопрос, где же они жить то будут...
В "Золушке" (1947) всё немного сложнее - есть и Принц (вполне интеллигентный молодой человек), и Король (хотя и придурковатый, но всё же обаятельный), и даже Фея. Как-то даже странно, что Золушка не сама шьёт себе наряд и не сама выдалбливает туфельки из хрусталя.
![Киносказка сталинской эпохи 1947 1640548_original.jpg Киносказка сталинской эпохи 1947 1640548_original.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8306134/8306134_original.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "Золушка" (1947)
А вместо "ожидаемого" и уже логичного Фанфанa - крестьянского сына мы видим, повторяю, Принца, проживающего во дворце, похожем, правда, на какой-нибудь Дом Культуры и Быта имени Пролеткульта (но такой уж был бурбонский вкус у "кровавого сталинизма"). Однако и юноша королевских кровей, носящий вовсе не обноски, а пурпуэн, о-де-шосс и прочие атрибуты барочного костюма, ...но даже и он спешит признаться, что был бы рад бедной и незнатной, но работящей девушке.
![Киносказка сталинской эпохи 1947 zllushka-film.jpg Киносказка сталинской эпохи 1947 zllushka-film.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8305549/8305549_original.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "Золушка" (1947)
![Киносказка сталинской эпохи 1947 shot0010.jpg Киносказка сталинской эпохи 1947 shot0010.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8305914/8305914_original.jpg)
Кадр из колоризированного фильма "Золушка" (1947)
Кстати, почему Фанфан-тюльпан? Просто согласно морали советских киносказок, Анриетта Французская, дочь Луи XV, просто обязана полюбить Фанфанa и уйти с ним в необозримое пространство. Но этого во французском фильме не происходит
![Киносказка сталинской эпохи Киносказка сталинской эпохи](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8306318/8306318_900.jpg)
Кадр из фильма "Фанфан-тюльпан" (1952)
Вообще, перекраивание "исходника" было в сталинское время в большой моде, причём исправлению поддавались не только сказки, созданные "до эпохи исторического материализма", но и, собственно, советские творения.
![1939 ÐолоÑой клÑÑик 1939 q.jpg 1939 ÐолоÑой клÑÑик 1939 q.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8304481/8304481_original.jpg)
Кадр из фильма "Золотой ключик" (1939)
Так, киношедевр "Золотой ключик" (1939), снятый по книге Красного Графа с типичной для русского писателя фамилией - Толстой, завершается помпезной феерией с участием полярного лётчика. Этот герой дня, сталинский сокол, вторгается в затхлый итальянский мирок и увозит Буратино с сотоварищами в Страну Счастья, то есть в сталинский СССР. Что характерно, перед нами вовсе не муссолиниевская Италия, что было бы куда логичнее, а некий обобщённо-старинный город в духе тех, в которые приезжал писать господин Брюллов.
![1939 ÐолоÑой клÑÑик 1939.jpg 1939 ÐолоÑой клÑÑик 1939.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8304778/8304778_original.jpg)
Кадр из фильма "Золотой ключик" (1939)
Так, детский кинематограф, откликается на идею о Мировой Революции сказкой "Новый Гулливер" (1935). Пионер Петя Константинов, юный осводовец (Общество спасения на водах) попадает в сказочную Лилипутию, где собраны все ужасы и язвы старинного феодализма и модернового капитализма - люди в пудреных париках катаются на бронемашинах, а девушки в фижмах участвуют в джаз-кордебалете. Мелькают телефоны, радио-тарелки, штаны-кюлоты и туфли с пряжками, противогазы, пушки на крепости и гигантские подземные машины. Пионер-Гулливер должен всё это порушить. Как Годзилла. Но для пользы дела.
![Киносказка сталинской эпохи Киносказка сталинской эпохи](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8307896/8307896_900.jpg)
Кадр из колоризированной части фильма "Новый Гулливер" (1935), видимо, остальное в процессе
Что ещё интересно? Идея 'Метрополиса' - урбанистической фантасмагории, снятой Ф.Лангом в конце 1920-х годов и совершенно покорившей кинематографистов всего мира. Мир Лилипутии - это Метрополис-2 с ужасающим подземным заводом-чудовищем и райской жизнью аристократов... Что характерно, официальной орфографией Лилипутии является...дореволюционная орфография (с ятями). Тогда как рабочие пишут свои воззвания на советском-русском языке...
![1935 ÐовÑй ÐÑÐ»Ð»Ð¸Ð²ÐµÑ 1935.jpg 1935 ÐовÑй ÐÑÐ»Ð»Ð¸Ð²ÐµÑ 1935.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8303457/8303457_original.jpg)
Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935).
![1941 ÐаÑÑ-ÐаÑÑниÑа.jpg 1941 ÐаÑÑ-ÐаÑÑниÑа.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/selyanka1/80512851/8305096/8305096_original.jpg)
Заря - Заряница. Кадр из колоризированного фильма "Конек-Горбунок" (1941)
Вообще, героини тех киносказок могут практически всё. Так, Золушка шьёт три платья за одну ночь. Она же способна надеть крохотную туфельку сестрице Анне, у которой нога, как у полярного лётчика (наверное). Напомню, что Василиса одна убирает всё поле, а в конце фильма она кидает Бабу-Ягу в кипящий котёл, и сверху накрывает могучей крышечкой.
Как образы "Страны хороших деточек" (2013) вместо тоталитарного Мордора показали тоталитарный ЕС - в качестве крайне заидеологизированного примера. Создатели фильма с крупными "гулагными" тараканами в голове решили на примере сказочного СССР научить детишек, как плох тоталитарный режЫм. Вот только вместо сказочного СССР у них почему-то получился сказочный благословенный Запад.
Альтернативная тайга в фильме "Чук и Гек. Большое приключение" (2022) - в качестве крайне коммерциализированного примера. Выросшие на Гарри Поттере и Хрониках Нарнии создатели фильма решили показать детям, каково это жить в сказке, когда ничего делать вообще не надо, кроме как достать игрушку из чемодана или запеть хором. И магия сама за тебя все сделает, даже без щуки и золотой рыбки. Получилось крайне инфантильное кино, про главных героев которого и сказать нечего кроме как "три дебила - это сила".
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomselyanka18051285183014088301408_900.jpg)