рейтинг блогов

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени

топ 100 блогов strator18.06.2024 Группа ученых провела исследование, в ходе которого 13 греческих морских пехотинцев, облаченных в копию бронзовых доспехов из Дендры, взяли на себя роль древних воинов, участвовавших в Троянской войне. В ходе эксперимента исследователи выяснили, что воины в доспехах способны эффективно выдерживать нагрузку и эффективно участвовать в бою на протяжении 11-часов.

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени Эксперимент по бою в доспехах микенского времени Эксперимент по бою в доспехах микенского времени

В 1960-х годах в купольной гробнице недалеко от деревни Дендра в Арголиде, всего в нескольких километрах от древних Микен, в одном из погребений был обнаружен бронзовый доспех 3500-летней давности. Помимо бронзового доспеха в гробнице нашли и другие ценные артефакты, например, бронзовые нащечники и остатки шлема из кабаньих клыков, бронзовые сосуды и гребень с золотыми зубчиками, а также возможные остатки щита и прочие вещи. Находка считается одним из старейших полных доспехов европейского Бронзового века. Более ранние эксперименты с копиями продемонстрировали достаточную гибкость доспеха для использования в бою, но не пригодность к использованию в расширенных вариантах боя.

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени

Чтобы проверить, как могли элитные пешие воины пользоваться такими доспехами в ходе реальных и длительных сражений, Андреас Флурис (Andreas Flouris) из Университета Фессалии совместно с коллегами из Великобритании, Греции и Португалии провели большое исследование, состоящее из нескольких этапов. На первом этапе ученые решили собрать доступные сведения о деталях того, как проходили войны в Позднем Бронзовом веке. Были выделены следующие пять задач: (1) характеристика физической среды, в которой происходили сражения, (2) время начала и окончания военных действий, (3) типичные действия, выполняемые воинами в течение одного дня, (4) типичное потребление пищи и воды в течение дня сражения и (5) физические характеристики и уровень боевого опыта. На втором этапе были рассмотрены следующие дополнительные темы: (6) основные виды боя и (7) типичные техники, движения и оружие, используемые комбатантами.

Среднегодовая температура в Троаде составляла 18-20 ° C, а среднегодовая относительная влажность составляла 70-80%. Предполагая месячную изменчивость, аналогичную нынешней (1980-2017), мы оценили температуру в июне 24-29 ° C и относительную влажность 70-85%. Среднее время восхода и захода солнца в Троаде в июне составляло 04:37 и 19:37 соответственно (±10 минут). По полученным расчетам затрат времени на сборы, получалось, что военные действия должны были начинаться примерно через 2,5 часа после восхода солнца, а заканчивались за 1,5 часа до захода солнца. Т.о. армейские операции начались ~ в 07:00 и закончились ~ в 18: 00.

Описанные Гомером армии участников Троянской войны состояла из отдельных сотрудничавших на поле боя групп. Во главе этих групп стояли военные лидеры, которые носили полную и хорошего качества броню и, как правило, были элитными воинами с большим боевым опытом. Большинство их последователей носили более легкую броню или сражались вовсе без нее и имели разный уровень подготовки и боевого опыта. Группы воинов постоянно атаковали, отступали, восстанавливались, отвоевывали позиции и снова отступали. В любой момент времени в ходе битвы несколько элитных воинов со своими последователями сражались в качестве передовых бойцов на линии боевого соприкосновения, в то время как другие в это время искали безопасности в тылу. В целом, тактика характеризовалась как «бей и беги», описываемой в физиологии как «высокоинтенсивные интервальные упражнения».

Чтобы разработать индивидуальный протокол боя организаторы проанализировали содержание «Илиады» с точки зрения общей тактики и набора действий на поле боя в ходе 11-часового боя, который, как объяснялось выше, начинался ~ 07:00 и заканчивался ~ 18:00. "Илиада" описывает 152 столкновения, 78% из которых - поединки один на один. Подробно описано 264 боевых приема, из которых 65% включали оружие дальнего боя (где метались копья или даже камни) и 35% включали бой в ближнем бою, сочетающий различные приемы и оружие. 80 % схваток завершились в течение трех боевых ходов, а 53% завершились одним смертельным ходом. Грудь, голова и верхние конечности были наиболее часто поражаемыми участками тела.

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени

Общее количество (таб. A) и ежедневных (таб. B) столкновений, описанных в "Илиаде", а также боевые приемы, используемые воинами (таб. C) в разные дни, описанные в "Илиаде" (таб. D). Панели B и D представляют собой двухуровневые диаграммы рассеяния, на которых точки данных случайным образом распределены внутри каждого прямоугольника на пересечении горизонтальной и вертикальной осей. Цвет прямоугольников на диаграммах рассеяния указывает на частоту включения точек данных (более темные оттенки указывают на большее количество точек данных).

Гомер описывал героев Троянской войны как высоких и физически крепких мужчин в расцвете лет. Археологические свидетельства показывают, что воины, вероятно, были крупнее и сильнее, чем среднестатистическое население того времени. Так, останки скелетов Позднего Бронзового века позволяют предположить, что средний рост мужчин в это время составлял 1,62–1,67 м, однако рост элитных воинов, похороненных в круге Б шахтных гробниц в Микенах, составлял в среднем 1,7 м, а рост владельца доспехов из Дендры был больше 1,77 м. Руководствуясь этими параметрами, организаторы эксперимента отобрали 13 греческих морских пехотинцев, соответствующих этому возрасту (29,2 ± 7,9 года) и антропометрическим характеристикам (рост 1,73 ± 0,05 м; масса 74,1 ±6,8 кг). За день до эксперимента они прибыли в лабораторию, где прошли медицинское обследование и 2-дневный курс обучения азам владения оружием.

Предполагая, что воины позднего бронзового века потребляли достаточно пищи, чтобы удовлетворить энергетические потребности в ежедневных боевых действиях. Эти потребности были оценены в 4443 Ккал. Ок. 40% ежедневного потребления калорий обеспечивалось утренним завтраком, ~ 10% потреблялось в перерывах между боями в течение дня, а остальные ~ 50% обеспечивались вечерним ужином. Выбор и приготовление продуктов питания описаны в «Илиаде». Завтрак состоял в основном из хлеба, козьего сыра, оливок и красного вина. Небольшие закуски, которые потреблялись в течение дня, включали хлеб, мед, козий сыр и лук. Наконец, мясо (овца / коза / свинья / корова) и красное вино были основными компонентами ужина в конце дня, но также были включены хлеб и сыр.

Для эксперимента использовали копию доспехов из Дендры, изготовленную в 1984 году сотрудниками и студентами кафедры металлообработки Борнвильского колледжа искусств в Бирмингеме под руководством Дианы Уордл. Материалом, из которого изготовлен доспех, является латунный сплав, состоящий на 95% из меди и 5% из цинка. Каждая из пластин доспеха в точности соответствовала размерам, кривизне и перфорации оригинала. «Кабаньи клыки», имитирующие оригинальные части шлема, были отлиты из эпоксидной смолы Х. Баглассом с факультета древней истории и археологии Бирмингемского университета. Кожаная подкладка шлема была изготовлена Кеном Уордлом. Общий вес доспехов и шлема составил 23,32 кг. Оригинал весит около 18 кг. Также использовалась копия микенского меча (Sandars type Di) того же типа, который был найден в гробнице из Дендры. Меч имел длину 0,85 м и вес 1,2 кг, что было немного тяжелее оригинала. Для копейного боя мы использовали копию деревянного (ясеневого) копья длиной 2,2 м с бронзовым наконечником (0,46 кг).

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени

Все участники успешно выполнили 11-часовой протокол моделирования боя, при этом у большинства развился реактивный лейкоцитоз – на обычно наблюдаемых уровнях после экстремальных стрессов и физических упражнений – из-за уровня перенесенного физиологического напряжения. Они также показали высокий уровень усталости, боль в верхней части тела из-за веса доспехов и боль в ногах из-за ходьбы, бега, езды на колеснице и боя босиком. Схватки “один на один” и “пеший воин против колесницы" были наиболее интенсивными действиями, в то время как ”маневрирование на колеснице“ и ”колесница против колесницы" были наименее интенсивными.

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени
Прямоугольный график, показывающий затраты энергии во время различных действий в протоколе моделирования боя позднего бронзового века. Для каждого вида деятельности верхние и нижние усики представляют максимальное и минимальное значения, верхняя и нижняя части цветного прямоугольника представляют 3-й и 1-й квартили, линии представляют медиану, а знаки X представляют среднее значение. Энергетические затраты на различные виды деятельности указаны в правой части графика в качестве справочных данных. Величина эффекта различий для всех сравнений была большой (d 0,8), за исключением ”1 на 1" и “Пеший воин против колесницы".


Основные температуры тела (36,4–37,7 ° C) и средняя температура кожи (29,1–36,1 ° C) указывали на незначительную гипертермию, в то время как частота сердечных сокращений (57-166 ударов в минуту) предполагала умеренные или высокие усилия во время имитируемого боя (до ~ 80% от максимальной частоты сердечных сокращений).

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени
Эксперимент по бою в доспехах микенского времени
Эксперимент по бою в доспехах микенского времени
Протокол моделирования боя позднего бронзового века, включающий действия, выполняемые элитными воинами в течение одного дня, описанные в "Илиаде" (панель A), и среднюю частоту сердечных сокращений (панель B) и внутреннюю температуру тела (панель C) добровольцев, выполняющих это физическое задание. Цвета обозначают различные этапы боевого протокола.

Сила, создаваемая участниками во время боевых ударов, была относительно высокой (3,5 ± 0,9 кН) и могла нанести серьезную травму. Предыдущие исследования показали, что риск переломов начинается при ударе с силой > 2 кН (т.е. > 99% попаданий в нашем исследовании), в то время как удары от 3,3 до 4,8  кН (т.е. > 89% попаданий в нашем исследовании) приводят к серьезным переломам. Наблюдалось умеренное снижение уровня глюкозы в крови с течением времени (r = -0,234, p = 0,017), в среднем со 105,5 ± 14,0 мг / дл утром до 89,4 ± 9,0 мг / дл в конце 11-часового протокола моделирования боя. План питания на основе данных «Илиады» обеспечивал достаточно энергии для выполнения протокола моделирования боя, поскольку гипогликемия (<70 мг / дл глюкозы в крови) в конце дня наблюдалась только у одного из 13 добровольцев. Измерения силы захвата рук, времени реакции на визуальные и слуховые стимулы, уровней гидратации (через удельный вес мочи), лактата в крови, интерлейкинов 6 и 10, а также фактора некроза опухоли не выявил существенных изменений по всему протоколу. Взятые вместе, эти экспериментальные результаты указывают на то, что доспехи из Дендры были совместимы с использованием в типе боя, описанном Гомером в "Илиаде".

Эксперимент по бою в доспехах микенского времени

Работа по моделированию протокола действий воина в бою началась с 65-узловой модели Tanabe, которая посказывает температуру человеческого тела и его теплообмен с окружающей средой. Для повышения точности в модель были внесены несколько модификаций, включая: (1) влияние доспехов на теплообмен с окружающей средой, (2) интенсивность ветра, (3) солнечное воздействие, (4) энергия, теряемая при работе во время интенсивных упражнений. Затем были рассмотрены семь имитационных случаев, чтобы изучить, как различные комбинации вышеперечисленных параметров влияли на внутреннюю температуру тела, а также на его тепло-массообмен с окружающей средой. Основная гипотеза заключалась в том, что воин прекратит бой, если температура его тела превысит 38,5 ° C – консервативный порог, поскольку современные спортсмены часто превышают этот уровень без вреда для здоровья. Мы обнаружили, что все тестируемые условия, кроме одного, позволяют воину продолжать сражаться в течение всего 11-часового протокола моделирования боя. Оставшееся условие включает отсутствие ветра, высокую температуру солнца и высокую интенсивность боя. При этих параметрах воин был бы вынужден прекратить бой через 7,5 часов после его начала.

Таким образом, анализ данных показал, что доспехи Dendra были совместимы с боевым применением в различных условиях окружающей среды и интенсивности боевых действий.

Flouris AD, Petmezas SB, Asimoglou PI, Vale JP, Mayor TS, Giakas G, et al. (2024) Analysis of Greek prehistoric combat in full body armour based on physiological principles: A series of studies using thematic analysis, human experiments, and numerical simulations. PLoS ONE 19(5): e0301494. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0301494

Статья здесь

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Слушайте, тут же валом родителей самого разнообразного возраста детей, правда? Я в очередной раз прочитала какое-то многокилометровое обсуждение ситуации, когда тетка с шестилетним мальчиком ходит в бассейн - и водит его в женскую раздевалку. ...
Работает в Самаре отделение известной организации - "Голос". Защищает права избирателей. Возглавляет эту структуру авторитетный и опытный правозащитник - Людмила Гавриловна Кузьмина. Помогают ей Дмитрий Лобойко и Оксана Круглова. Она думает, ...
Пленарное заседание 09.12.2021 (12:00–17:15) (с 40:30) + отдельная видеопубликация + текст (в нём все числительные даны прописью: так мне легче переводить объём текста во время чтения — готовый текст читаю вслух с правильными интонациями со скоростью 800 печатных знаков в минуту) === ...
Запустил утром лаунчер. Скачалась обнова на 3.40 Mb. Что понерфили на этот раз - кто в курсе ? Update:  Шутки-шутками, а версия стала 0.7.1b . На офсайте молчок, как всегда ...
на набережной Афанасия Никитина и средь кубышек на реке Тьмака, у нашей гостиницы Волга К четверговым ...