Москва. "Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров" в Музее Востока

топ 100 блогов babs7108.08.2021 Вновь вернемся к рассказу о моей последней поездке в Москву.  Одной из главных причин, побудившей меня совершить эту поездку, стала выставка в Музее Востока "Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров", которая как раз в те выходные и закрывалась, так что я "вскочил в последний вагон", успев посетить эту выставку. Дело в том, что позднее персидское искусство выставляется у нас нечасто (собственно говоря, и интерес к нему возник сравнительно недавно), до этой выставки я видел всего несколько полотен каджарской живописи, которые выставили на выставке в Эрмитаже несколько лет назад. Здесь же они занимают целый зал и именно с них начинается выставка (что неудивительно, поскольку вещи жти наиболее эффектные из всего представленного на выставке):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Интересно рассматривать детали портрета. Кажется, что у большинства женщин на руках красные перчатки, однако это не перчатки а краска (ладони красили хной, чтобы подчеркнуть белизну запястий): Также, у многих из них есть татуировки.
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Вокруг пупка видна татуировка (и виден конечик еще одной татуировки, идущей от лобка):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Тату естьи на шее:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

У этой дамы также есть татуировки между грудей, на лобке  и вокруг пупка:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Интересно, что художник специально подчеркивает складку на животе - дама вполне "бодипозитивна" (на Востоке как раз ценилиь полные женщины и невест иногда даже откармливали перед свадьбой)
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

А у этой танцовщицы татуировки вокруг сосков, на грудях и на шее:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Юноши в каджарской живописи чем-то напоминают анимешных персонажей и несколько женоподобны:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Этого, впрочем, нельзя сказать о взрослом мужчине-воине:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Необычные экспонаты - живопись на стекле (раньше я такого не видел, как впрочем и многого другого на этой выставке):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Эти рисунки, кстати, изображают европейцев (тоже очень анимешно):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Ковер изображением дервишей:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Еще один няшный дервиш на стекле:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
И на изразцовой плитке:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

"Аббас, знаменосец Хусейна" (Хусейн ибн Али - в представлении шиитов является последним праведным халифом, соответственно, почитают и его ближайших сподвижников)
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

А это просто няшный котег (без котегов никуда):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

"Котег - отдай саблю!":
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

"Встреча Хосрова и Ширин" (после поэмы Низами любовь "Хосрова и Ширин" стала одной из классических тем в искусстве Персии):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Совершенно замечательные двери (изображены на ней различные исторические и литературные персонажи):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

"Широкое эпическое полотно" "Битва арабов у Хайбара":
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
По всей вероятности оно относится к так называемой "живописи кофеен". Такие полотна использовались сказителями как иллюстративный материал, позволяющий оживлять рассказ, поэтому на одном полотне сразу изображено несколько различных разновременных эпизодов истории. Данное полотно изображает осаду аравийского города Хайбар, который отказывался принимать ислам (в нем в основном жили иудеи).
Здесь вверху видно, как Мухаммед призвал на помощь Али (своего двоюродного брата и будущего четвертого праведного халифа). У Али в то время болели голова и глаза (в знак этого он изображен с повязкой на голове), поэтому в битве он и не участвовал, но Мухаммед исцелил его, помазав его глаза слюной. Ниже Али бьет древком знамени в землю, поднимая свой отряд на бой. Кстати, обратите внимание, что и у Мухаммеда и у Аои лица не нарисованы:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
В центре полотна он разрубает самого сильного вражеского богатыря пополам:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
А еще один богатырь, которого он располовинил до этого, валяется внизу:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
А это третий богатырь выезжает из крепости, чтобы Али мог и его победить:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
А тут он совершает очередной подвиг - выломал ворота города и держит их как мост, чтобы его воины могли войти в крепость:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Интересные панно в технике набойки - каламкары. Название связано с тем, что изначально ткань расписывали тростниковым пером - каламом, потом перешли на набойку, а название осталось (честно говоря, в этот раз именно набойки мне понравились на выставке более всего). Тут у нас охота:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
А тут - война:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Воины - персонажи одного из дастанов:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

А тут у нас богатырь Рустам сражается с белыми и красными дэвами:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Пистолеты (интересно, зачем у них сделаны рукоятки как приклад у ружья, ведь их все равно в плечо не упрешь?):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Следующий раздел посвящен изображению шахов (как древних, так и современных):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

"Ануширван справедливый" (тот самый Хосров, про которого написал Низами):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Фатх-Али шах:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Прием в его дворце в праздник Новруз:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Принц Аббас-Мирза
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Роскошнейший  ковер, изображающий шахов Ирана с древних времен и вплоть до последнего представителя Каджарской династии:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Он как раз в овале и по сравнению с остальными шахами явно не внушает:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Еще один каламкар, изображающий Манучехр-хана, главного евнуха Фатх-Али шаха:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

А вот совсем "свежие" каламкары уже 1920-х годов. Этот изображает хлебную лавку:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

А это - Мирза Кучек-Хан, один из руководителей Гилянской республики (попытки СССР экспортировать революцию в Персию):
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Последний каджарский султан Ахмад-шах:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Наследник престола Мухаммад Хасан-Мирза:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

А тут изображены сразу три первых лица Персии:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Султан Ахмад-шах
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Наследник Мухаммад Хасан мирза:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
Регент Насир аль-Мульк:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока
А вокруг собаки и птички:
Москва. Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров в Музее Востока

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Софии де Лямурмур год ...
За свою жизнь человек стареет трижды, выяснили ученые Стэнфордского университета. Это значит, что крупная перестройка организма происходит в три этапа. Специалисты проанализировали белки плазмы крови 4263 человек. Участники эксперимента были разновозрастными, от 18 до 95 лет. На ...
«Вам говорили о необходимости Майдана? Нет, не для того, чтобы „как в Украине“. А для того, что на Майдане каждая мелочь, каждая деталь — имела прикладное значение. Шины жгли не просто так, абы поджечь что-нибудь, их жгли, чтобы сделать дымовую завесу и не давать ментам прицельно ...
Вот такие грозовые тучи ходили на прошлой неделе у нас на даче, потом сильный ветер...гром и молнии. Сидела я при свече и романтично боялась...так сверкало, впечатление, как на войне... Сегодня обещали грозу... А на следующий день газон хорошо было косить... ...
Пару недель назад волонтер нашего приюта нашла во дворе молодого ласкового котика. Она забрала его в приют и мы его назвали Сахарок. Через несколько дней выяснилось, что он ...