Москва. "Сиена на заре Ренессанса" в ГМИИ имени А. С. Пушкина

топ 100 блогов babs7101.08.2021 В прошлые выходные я съездил в Москву и Кимры. Поездка вышла несколько спонтанной (собирался я поехать в Осташков, но не нашел квартиру), но очень удачной. День в Москве я посвятил в основном посещению музеев, и первым из них стал Пушкинский музей, в котором открылась очень интересная выставка "Сиена на заре Ренессанса".
Выставка оказалась весьма интересная, хоть и не без недостатков. Недостатков этих, соответственно, два. Главный из них - работы, привезенные из Сиенской пинакотеки, которые составляют примерно треть выставки, выставлены за стеклом и при этом очень плохо подсвечены, так что стекло безбожно бликует, и рассмотреть работы довольно сложно. Второй же недостаток - эти работы запрещено фотографировать.
Впрочем, вторая треть работ, которые принадлежат Пушкинскому музею, выставлена куда лучше, да и по качеству как минимум не уступает, а то и превосходит работы, привезенные из Сиены. Предлагаю взглянуть на них.
Плжадуй, самый эффектный среди них (к тому же и висящий на самом козырном месте в своем разделе экспозиции) - вот этот алтарный полиптих второй половины XIV века работы Франческо д'Антонио да Анкона:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Разглядывать ее можно долго. Тут и мадонна с младенцем на троне:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
И Иисус Христос над ней:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Раздичные святые. Иоанн Креститель, Франциск Ассизский. Святой Лаврентий
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Святой Власий, Екатерина Александрийская и Святой Стефан:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Штуковины на голове Святого Стефана меня несколько озадачили, но погуглив я выяснил, что это камни, которыми он был побит:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
В верхнем ряду ищображения свяых сочетаются со сценой Благовещения:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Ангел вышел особенно изысканным:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Симоне Мартини - самая известная фигура Сиенской школы. Пожалуй, работы Мартини, привезенные из Сиены, интереснее (это единственное, в чем они превосходят Пушкинский музей), но и работы из Пушкинского музея неплохи. Это Мария Магдалина (1320-е гг.)
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
и Святой Августин (1340-е гг)::
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Еще один гвоздь выставки - Мадонна работы Джованни ди Бартоломео Кристиани (около 1370 г):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Великолепна и эта мадонна неизвестного пизанского мастера, написанная в 1270-х годах:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

А вот, напротив, более поздняя работа - Мадонна с младенцем, святыми Екатериной и Христофором работы Маттео ди Джованни (вторая половина XV века):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Сенья ди Бонавентура. Распятие (после 1319 года):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Лоренцо Монако\ Мадонна с младенцем (1406 год):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Сассетта (Стефано ди Джованни). Святые Лаврентий и Стефан.
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Работа Бернардино Фунгаи "Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса" висит в постоянной экспозиции Пушкинского музея (а аналогичное полотно "Великодушие Сципиона Африканского" - у нас в Эрмитаже), однако на выставке я рассмотрел его повнимательнее и обратил внимание на кучу интересных деталей:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Все главные действующие лица здесь подписаны (видимо, заказчик опасался перепутать). В центре, как и положено, главная сцена - Сифакс сдается в плен Сципиону
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Подписаны, соответственно Сифакс, Сципион и Гай Лелий (легат и главный помощник Сципиона).
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Справа Сципион выговаривает Массиниссе, что тот зря женился на экс-жене Сифакса Софонисбе:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Слева сцена того, как слуга Массиниссы передает Софонисбе яд, чтобы той не пришлось сдаваться в плен:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
А вокруг птички поют, звери гуляют и даже ходит единорог, причем полупрозрачный (видимо художник не мог решить, существуют единороги или нет):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Особенно забавно рассматривать изображение лагеря римлян с очаровательными стаффажами:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Сано ди Пьетро. Усекновение головы Иоанна Крестителя\ Эта картина - кусок пределлы (нижней части алтарного полиптиха). Пределла представляет собой вытянутую доску, которую в данном случае распилили на несколько кусков (времена тогда были незамутненные). Еще один кусок ее находится в Будапеште, и, вероятно, было еще несколько кусков.
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Однако самым сильным впечатлением от этой выставки стали так называемые таволетты Биккерны. Биккерна - это средневековый сиенский гибрид налоговиков и казначейства. Возглавля эту службу "камерленго", Поскольку каждые шесть месяцев все руководство службы меняли на новое, много наворовать было проблематично. А раз чиновник не может казеные деньги украсть,  он потратит их на повышение престижа своей должности. И вот в 1257-м году тогдашний камерленго монах дон Уго из аббатства Сан-Гальгано  решил выпендриться и заказал зудожнику Бартоломео первую таволетту.
Что же такое таволетта? Это деревянная доска, которая служила обложкой книги, в которую подшивались документы Биккерны за определенный период (именно поэтому, кстати, хранятся таволетты не в пинакотеке, а в городском архиве). Выглядели эти книги так:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
При этом сюжетная роспись размещалась в верхней половине доски, а нижнюю половину занимала текстовая информация о том, что содержится в этой книге. На первых таволеттах изображали самого камерленго, а дальше стали изощряться кто во что горазд в меру своей испорченности.
Вот, например, камерленго дон Раньери из того же самого аббатства Сан-Гальгано, руководивший делами в первом полугодии 1321 года (художник Гвидо Чинатти):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

А вот Ильдибрандо Пальярези, камерленгствовавший во втором полугодии 1264 года (нижняя половина таволетты утеряна):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

А тут у нас Аллегория доброго правления в Сиене  вторая полвина 1344 года, художник Амброджо Лоренцетти:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Обратие внимание на волчицу с Ромулом и Ремом (сиенцы считали себя потомками римлян):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Камерленго и писец за работой. Первая половина 1353 года, работа Бартоломео Булгарини:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Первая половина 1451-го года. Художник Сано ди Пьетро (школа). Здесь пока Мадонна защищает Сиену, Камерленго умывает руки (видимо снимает с себя ответственность за действия Мадонны):
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

А тут у нас целое событие - Приношение ключей от города Деве Марии.  Первая половина 1453 года, художник Пьетро ди Франческо Ориоли
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Действие явно происходит в Сиенском соборе:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Мадонна, кстати, ключи таки берет:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина
А это, вероятно, какая-то особо почитаемая икона:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Бракосочетание знатных господ. После января 1473 года. Художник Сано ди Пьетро
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Введение Богоматери во храм со святыми Иеронимом и Николаем: Первая половина 1484 года, художник Гвидоччо Коццарелли:
Москва. Сиена на заре Ренессанса в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Открытое письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву Господин Президент. Обращаюсь к Вам больше как к юристу, а не только как главе государства. Не знаю, насколько Вы в курсе того, что из себя представляет радикальное крыло РПЦ – церкви, к чадам ...
Они хватали грязными руками Меня и жалко мяли мой прикид. А все мужчины – пидоры и камни. Вот потому здесь неприглядный вид. А он пришел откуда-то из Рима, Из третьего, наверное, как мир. И он прошел с улыбкой пилигрима, И сразу, гад направился, в сортир. В сортире он дрочил на ...
  На самом деле в уходящем году вышло достаточно много отличных релизов, которые впишутся под абсолютно любое настроение. Это был реально сильный музыкальный год, если сравнивать с кино, где дела, к сожалению, обстоят хуже, но к этому мы придем чуть позже.   Итак, ...
Три советские грации в заводской столовой. Средняя из граций - просто Ренессанс. Костина (Поташова) Нина Васильевна (1934). «В заводской столовой» 1979 год. Взято у kykolnik ...
Одна неосторожная фраза и такой общественный тремор. Да собственно, ничего такого не сказала, однако многие поняли это как начало глубокого кризиса. (фото: Яндекс Картинки) Не смотря на критику, нужно отдать должное, Эльвира Сахипзадовна Набиуллина не просто угадывает, она ...