Моральное банкротство "отцов"

топ 100 блогов swamp_lynx29.01.2024 "У китайцев, кажется, бум на фильмы про моральное банкротство "отцов", не заслуживающих уважения своих детей. Уже три фильма на эту тему посмотрел за последние пару месяцев.
Сначала Under the Light Чжан Имоу, и вот теперь еще два нуара. То ли это мне так повезло, то ли новый тренд такой необычный, учитываю давнюю китайскую традицию почитания родителей.
"Через море ярости" / Across the Furious Sea (2023)
Цао Баопин - это один из тех режиссеров, кто в 2010-е годы создал так называемый китайский нуар. Среди нуарщиков он выделяется пристрастием к совсем уж мрачным, болезненным темам, а также хорошими кассовыми сборами своих фильмов.
Все это можно сказать и про его новую работу. Ее герой - туповатый, невежественный рыбак (Хуан Бо), привыкший все проблемы решать ударом в челюсть. Он вкалывает, не разгибаясь, чтобы его дочь могла учиться в Японии, но при этом о жизни своей дочери знает чуть меньше, чем ничего, и особо не интересуется. Но когда его дочь находят мертвой с 17 ножевыми ранениями на теле, у героя сносит крышу, и он устраивает персональную охоту на главного подозреваемого - любовника дочери, также китайского студента." Дмитрий Комм.

Моральное банкротство отцов

"На этой охоте он сталкивается с матерью предполагаемого убийцы (блистательная, как всегда, Чжоу Сунь) - властной бизнесвуман, хорошо образованной и с большими связями. Ненависть личная и социальная перемешиваются. Ведомая слепой материнской любовью, сама себя называющая "матерью-волчицей", эта героиня без стеснения лжет и манипулирует всеми, включая полицейских, но в реальности столь же мало знает о своем сыне, сколько герой - о своей дочери.

Цао Баопин рисует мир, в котором между поколениями разверзлась непреодолимая пропасть. Родители - жестокие, беспринципные, страшные, привыкшие к беспощадной битве за место под солнцем, но не способные дать детям ни любви, ни понимания. Не способные вообще кому-то что-то дать - не случайно оба героя разведены и находятся в очень скверных отношениях с бывшими супругами. Дети - инфантильные, эгоистичные, с покореженной психикой и, в целом, нежизнеспособные. И изменить тут ничего ничего уже нельзя, для искупления и очищения слишком поздно.

Очень мрачная и безысходная картина, но мощная, мастерски сделанная и с отличными актерскими работами. Она легко может быть названа лучшим фильмом года. Правда, финальный психологический "твист" я угадал за километр, но это ничуть не вредит фильму, который к этому моменту обретает уже характер трагической притчи. Круг должен замкнуться, Эдип обязан узнать, что он сам - причина всех бед.

Интересно, что пристрастие к японским аниме и косплею Цао Баопин однозначно трактует, как признак моральной и психической деградации, при этом у него сейчас на полке по цензурным причинам лежит еще один триллер под названием Perfect Blue. Не знаю, имеет ли он отношение к одноименному японскому мультфильму."


"Запись без слов" / Record Without Words (2023)

"Это неожиданная малобюджетная радость, которых так много сейчас в китайском кино. Действие помещено в 1990-е годы, в провинциальный городок (после "Черного угля..." Дяо Инаня, это любимое место и время действия китайских нуаров). В те времена закон и порядок в таких городках поддерживался не полицией, а некими отрядами местной самообороны - чем-то вроде добровольной народной дружины. Главный герой (Чжан Ю) - как раз начальник таких дружинников, причем получил он эту должность после недавней смерти своего отца, также командира дружинников. Отец погиб при таинственных обстоятельствах, упав ночью с дамбы. Герой убежден, что это было убийство, и намерен найти убийцу, хотя у него и нет права расследовать уголовные дела. При этом своего отца - жестокого и расчетливого человека - он ненавидел и даже никогда не называл отцом, только по фамилии-имени, как постороннего человека.

Однако пока что вместо разоблачения убийцы герою приходится заниматься поисками некого психа, который убивает в округе исключительно белых собак. На эти убийства никто бы и внимания не обратил, но псих имел неосторожность убить любимую собачку местного партийного функционера, и тот распорядился изловить его в кратчайший срок. И вот бравые дружинники - все, как на подбор, полные бестолочи - устраивают засаду на супостата, выкрасив принадлежащую одному из них рыжую собаку в белый цвет. А тем временем, герой, выясняя все больше подробностей деятельности своего отца - одна непригляднее другой - приходит к неожиданному выводу, что странный собакоцид может иметь прямое отношение к его убийству...

Очень атмосферный маленький триллер, пронизанный меланхоличной иронией, которую я так люблю в китайском кино. Продюсером его выступил Цзя Чжанкэ. Как в любой большой киноиндустрии, в современном китайском кино самое интересное - это малобюджетные жанровые фильмы, которые делаются как бы на обочине и не привлекают к себе большого внимания (в том числе цензуры). Вот там часто встречаются интересные идеи, яркие художественные приемы и оригинальные авторы, к числу которых явно относится режиссер и сценарист "Записи без слов" Хао Фэйхуань.

В этом фильме не только отец, но вообще все представители старшего поколения оказываются мудаками. Молодой герой, по крайней мере, имеет моральные принципы и не прогибается перед начальством. Однако он угрюм, озлоблен и не способен услышать и понять даже свою девушку. Нетрудно представить, что с течением времени он может превратиться в отца-психопата из фильма Цао Баопина. Вообще, эти фильмы хорошо смотреть вместе - несмотря на большую стилистическую разницу, они как бы демонстрируют проблемы трех поколений китайских семей."


"На свету" / Under the Light (2023)

"Этот триллер пролежал на полке три года, потому что Чжан Имоу сдуру решил, что ему будет разрешено выпустить фильм про коммунистического чиновника - коррупционера и убийцу, аккурат накануне празднования 100-летия со дня основания КПК. В итоге, фильм вышел только этой осенью, сильно поврежденный цензурой, но все равно достойный.
Главное, что меня в нем привлекает - не история про коррупционера, а образ гигантского мегаполиса (фильм снимался в Чунцине), как сияющего неонового ада. Это такая инфернальная симфония большого города. Мегаполис в этом фильме выглядит своего рода божеством, которому все персонажи должны приносить жертвоприношения, каждый на свой лад. Кто-то - любовницу, кто-то - отца, кто-то - мужа дочери. Я вообще люблю картины, где город является главным действующим лицом, а по "На свету" про это сразу можно диссертацию писать.

Впервые за 20 лет обратившись к теме современности, Чжан Имоу снял триллер про коррупцию и паранойю. Дело происходит в вымышленном мегаполисе Цзиньцзяне (в "роли" которого выступил Чунцин), где выясняют отношения насквозь коррумпированный вице-мэр (так его должность называется в английских субтитрах, в оригинале наверняка что-то другое, вроде секретаря горкома партии) и демонический олигарх с криминальным прошлым. Между ними мечется полицейский компьютерщик, по совместительству, приемный сын вице-мэра: очкастый техно-ботан, которого назначили расследовать теракт в городском автобусе, и который внезапно обнаружил, что в этой истории все не так, как кажется.

Сразу скажу: самое слабое место в этом фильме - сценарий. Поначалу все очень запутано, и не успеваешь следить за многочисленными персонажами, ведущими двойную и тройную игру, а потом, в последней трети, все слишком просто разрешается, хотя и не без положенной горы трупов. Но во-первых, я не фетишист сценариев, как известно всем, кто меня давно читает; во-вторых, там совершенно явно порезвилась цензура - иначе и быть не могло в картине, где речь идет о коррупции госчиновников.

Меня в "Under the Light" больше всего впечатлили две вещи. Первая: Чжан Имоу рисует мир, где все за всеми следят. Через телефоны, скрытые или явные камеры наблюдения и т.п. Почти никто из персонажей, включая полицейских, не может сделать и шагу, чтобы о его действиях не стало известно полудюжине других персонажей, и даже разгадка тайны в финале осуществляется посредством расшифровки записи на старом, двадцатилетней давности мобильнике. В какой-то момент начальник полиции прямо говорит герою: "Не доверяй никому. Даже мне". Но никто из героев не испытывает по поводу этой тотальной проницаемости раздражения или хотя бы изумления - нет, это их обычный мир, где все, что ты делаешь, разумеется, кто-то где-то снимает или прослушивает. Похоже, Чжан Имоу изобразил "светлое будущее" всего человечества после окончательной победы цифровизации.

Второе, и самое главное - это изобразительное решение. Впервые за много лет Чжан Имоу отказался от услуг своего постоянного оператора Чжао Сяодина, с которым работал, кажется, со времен "Дома летающих кинжалов", и прибег к услугам Луо Паня - тоже знаменитого оператора, снимавшего такие хиты, как "Господин Шесть" Гуань Ху, "Я не мадам Бовари" и "Молодость" Фэн Сяогана. Результатом совместных усилий Чжана и Луо стала такая исступленная неонуарная стилистика, которой я никогда не видел и даже не надеялся увидеть.

Три четверти действия фильма происходит ночью, и экран буквально заливают все цвета и оттенки неоновых огней. Небоскребы из стекла и бетона холодно сияют, как драгоценные камни, превращая двигающихся между ними героев в бесплотные тени, блуждающие по какому-то высокотехнологичному Аиду. Картинка двоится, троится, рассыпается бесконечными отражениями и симметриями, делая все происходящее нереальным, похожим на кошмарный сон. Сверкающий адский мегаполис оказывается главным героем фильма, и уже неважно, что делают его персонажи, и кто кого убивает, когда по кадру разливается такое инфернальное великолепие.

Для справки все же скажу, что среди исполнителей других ролей, кроме инфернального мегаполиса, собрано немало звезд: Лэй Цзяинь в роли компьютерного ботана, Чжоу Дунъюй (из "Лучших дней") в роли влюбленной в него такой же очкастой помощницы, но особо выделяется Ю Хэвэй, который у того же Чжан Имоу играл хитроумного штирлица в "Над обрывом", а здесь изображает злобного, но не совсем лишенного принципов олигарха."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ВЫНЕСЕНО ИЗ КОММЕНТАРИЕВ ПРО КОРОНАВИРУС Комментарий: *Один из худших дней для Коронавируса был 10 февраля.* В тот день *108* человек в Китае умерли от коронавируса. НО, в тот же день ... *26 283* человека умерли от рака *24 641* человек умерли от болезней сердца *4300* человек умерли ...
Меня часто спрашивают о грустной судьбе барионов, проглоченных черными дырами, и беспокоятся о том, что в циклической Вселенной за несколько циклов барионов вообще может не остаться. Эта тема, конечно, обдумывалась мной и обсуждалась в ряде мест. Ниже привожу кусок из готовящейся книги, к ...
Вид Ангары в районе Кодинского до строительства Богучанской ГЭС.    Зимой, с 80-го на 81-й год автору этих строк случилось работать в краях, которые расположены на правом берегу Ангары. Занимались поиском и разведкой железорудных ...
О, макарошки и непросилирожать неистребимы. В Якутии женщина через инстаграм спросила у местного Минтруда, ждать ли перерасчет пособия. На что ей ответили, что у них "выходной, как увсех работающих людей, которые сами воспитывают многодетную семью без помощи государства" и вообще ...
Очередные вести с полей. Живу в деревне, хожу на рынок за мясом и фруктами, езжу на велике, вечерами готовлю дома и даже не крашу ногти! Оказалось, что жить в деревне очень удобно! Все рядом, местные жители уже начали меня узнавать, в магазинах все ...