Монсы - яркая Хуцпа про русском престоле.
ru_royalty — 16.05.2022 Здравствуйте уважаемые.Думаю, все, кто хоть чуть-чуть знаком с жизнью Петра Великого, читал произведение Алексея Толстого или хотя бы видел фильм советский (и отличный, кстати) "Юнность Петра" знаком с такой дамой как Анна Монс. Она же Монсиха, она же Анна Мунет, она же Анна-Маргрета фон Монсон, нередко называемая не иначе как Кукуйская царица. Именно эту прелестную белокурую немочку многие прямо обвиняют в том, что царь сослав в монастырь свою законную супругу. Все намного сложнее, естественно :-)
Но я хочу сказать, что если вдруг вы не знали, там не только Анна играла интересную роль при русском дворе. Давайте кратенько вспомним и об остальных. Там, конечно, ярчайшая хуцпа :-))))
Монсы появились в Москве во второй половине 17 столетия и происходили из Вестфалии. Отец семейства Иоганн Георг Монс по професии был бочаром, но в волшебной стрне Московии слыл золотых дел мастером. И настолько разбогател, что смог поставить в Немецкой слободе на ручье Кукуй в Москве мельницу, лавку, «аустериею» (гостиницу с харчевней) и большой дом. Кроме золота занимался еще и торговлей вином. Без сомнения, был одним из самых зажиточных людей слободы, и его тут все знали. Но зачем то пытался пустить пыль в глаза и называл себя наследником якобы древнего якобы знатного рода Моэнс де ла Круа :-))) Если что - не было такого :-)
Немецкая слобода
Приехал Иоганн Георг не один, а с женой Матильдой Могерфляйш и с парочкой детей. Остальные родились уже в Москве. Всего у семейства Монсов было 5 детей, но нам интересны трое.
Собственно говоря Анна родилась или в 1672 или в 1675 в Москве и была самой младшей из дочерей. С детства это была очень красивая, нежная и милая девочка. К ней всегда было много мужского внимания. Однако дама четко хотела большего и большинство своих кавалеров отправляла в бан. Хотя с раннего раннего возраста познала науку дел амурных, и стала в этом деле докой.
После смерти Иоганна вдове пришлось продать большинство активов мужа, чтобы жить более менее достойно. Она начала присматривать мужа для своих дочерей, но у них (во всяком случае у Анны) были другие планы.
Ключевым моментом в ее жизни стало интимное знакомство с Францем Лефортом где-то в 1691 году. Сподвижник и друг молодого царя вовлек его в бурление страстей. У них там образовалась такая..эээ...скандинавская семья вместе с Анной и Еленой Фадемрех. И случилось необычное. Царь влюбился как в мальчишка. И чем дальше, тем более. Даже Великое посольство не остудило чувств. По возвращению из Европы, Петр I и вовсе решил женится на прелестной немочке.
Та, надо сказать, использовала свой статус особой метрессы по полной программе и с национальной рачительностью - доила и царя и тех, кто хотел приподнести какое-то прощение или просто встретится с царем. В итоге активов было немало. Один только портрец с алмазами царя чего стоил. А были и новый большой дом и деревенька с несколькими душ и пансион для матери, и куча драгоценностей.
Было только одно НО. Петра Анна не любила от слова совсем. И он это чувствовал. Страдал, прощал и надеялся. Однако Анна начала зарываться и заводить открыто любовников. И ладно еще просто лавочников немецких или офицеров гвардии. Но она очаровала саксонского посланника Ф. Кенигсека, который твердо решил женится и придержко себя вел. Царь из ревности приказал посланника ликвидировать, а саму Анну отправить под надзор. Чуть позднее ее вовсе обвнили как ведьму
Казалось бы, ее звезда закатилась, а сама ее жизнь весит на волоске. Но Анна то ли верила в свою судьбу, то ли считала, что до сих пор иммет влияние на царя и ей ничего не угражает. Полностью права оказалась, к слову. За нее активно ходатайствовал прусский посланник Георг-Иоанн фон Кейзерлинг, который четко решил женится на Анне. И таки женился. Но как то очень неожиданно и странно умер. На протяжении трёх лет Анна вела тяжбу за курляндское имение мужа со старшим братом покойного — ландмаршалом прусского двора. И надо сказать, выиграла в конце концов.
герб фон Кайзерлингов
Думаю, она в Пруссии развернулась бы по полной. Уже нашла себе нового супруга - шведского капитана Карла-Иоганна фон Миллера, но 15 августа 1714 года Анна Монс умерла от скоротечной чахотки. Не успела всего того, о чем мечтала и о чем думала.
Не менее, чем Анна известен и ее младший брат Виллим Монс (1688-1724), или как он сам любил подписываться де-Монс. Интересно, что карьера пошла в гору тогда, когда его сестра была уже в глубокой опале, поэтому тут отчасти протекции не было. Виллим был принят на русскую военную службу в августе 1708 года. Служил волонтёром, затем генерал-(флигель-) адъютантом при генерале от кавалерии Р. Х. Боуре. Участвовал в сражении при Лесной и Полтавской битве.
Проявил себя отлично - храбрым и спокойным бойцом. 30 июня 1709 под Переволочной в качестве парламентёра вёл переговоры со шведами о капитуляции и успешно, надо сказать.
За храбрость и спокойствие его начал привечать государь. Монс начал делать блестящую карьеру.
В 1711 году он — лейтенант лейб-гвардии Преображенского полка (с исполнением обязанностей адъютанта при государе) и «генеральс-адъютант от кавалерии». В 1716 году был определён камер-лакеем к императрице Екатерине Алексеевне и управлял вотчинной канцелярией государыни, занимаясь её перепиской и бухгалтерией. Сопровождал Екатерину во всех походах и поездках, включая Европу и персидский поход - стал по-настоящему ее правой рукой. Посему награды и деньги полились рекой.
Кроме храбрости, ума и хладнокровия был очень привлекателен внешне. И пользовался большим успехом у русским дам на злобу их мужьям. Но вот в любовную связь с Екатериной ему вступать было не нужно. Причем так нагло и в открытую. Это была большая ошибка. На него пошел донос. Царь пришел в бешенство и приказал начать следствие.
Монс был выслежен и арестован. Впрочем, судили его не за прелюбодияние с императрицей а якобы "за взятки".
13 ноября был вынесен смертный приговор. Казнь через отсечение головы состоялась 26 ноября 1724 года в Петербурге. О месте мы с вами говорили вот тут вот: https://id77.livejournal.com/4415580.html
Тело Монса несколько дней лежало на эшафоте, а голова его была заспиртована. По легенде по приказу царя заспиртованную голову держали всегда рядом с Екатириной, чтобы не забывала.
В дальнейшем, голова Монса стала одной из городских легенд. Официально она утеряна, но кто то считает, что она до сих пор где-то в Кунсткамере находится.
У Анны и Виллима была и старшая сестренка по имени Модеста или по-русски Матрена Ивановна, более известная в народе как Болчиха. Она оказалась еще большей интриганкой, хотя умела расположить к себе людей и практически всегда добивалась результатов, которые были ей необходимы.
С юнности в интригах. То ли сама была любовницей Петра, то ли сделала все для того, чтобы подвести под него свою младшую сестру, то ли все сразу.
Петр хорошо относился к ней. Настолько, что устроил в 1699 году брак Матрёны Ивановны с любимым своим полковым командиром Фридрихом Балком. Кстати, на удивление гормоничный брак был с 2 достойными сыновями и дочерью.
Матрене Балк была скучна жизнь супруги командира полка и она с головой ушла в интриги. Есть сведения о том, что свиданки своей сестры Анны с саксонским посланником Ф. Кенигсеком устраивала именно Матрена. Во всяком случае, когда все открылось, а последнник "таинственно погиб" именно Матрена постардала большего всего. Мужа отправили в прибалтийский гарнизон, а вот ее в тюрьму. Она сидела три года, после была особождена и уехала к мужу. Стало ли это уроком? Вовсе нет. В Прибалтике Матрена Ивановна Болх активно сошлась царевной Екатерина Иоанновной — дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, старшей сестрой будущей императрицы Анны Иоанновны, племянницы императора Петра I, которую выдали за герцога Мекленбург-Шверинской.
Екатерина Иоанновна
Она стала не только статс-дамой герцогине, но и ее очень близкой подругой и наперстницей всех секретов. После возврашения Екатерины в Россию, Матрена триумфально вернулась в Россию и...снова начал интриговать. Теперь активно участвовала в отношениях императрицы Екатерины Алексеевны и собственного брата Виллема.
Попала под следствие и суд. Кроме Виллима были наказаны кнутом и батогами секретарь Монса Егор Столетов (сослан в Рогервик на 10 лет), Иван Балакирев (сослан в Рогервик на 3 года). Пажа Соловова (12 лет) высекли в суде и записали в солдаты. Матрене должны были дать 11 ударов кнута и сослать в Якутск. Не знаю, как она договорилась там, но дали только 5 (11 она бы не выдержала) и сослали в Тобольск.
После смерти Петра Матрону вернули в Москву и вернули многие активы и привелегии. В Москве она благополучно и умерла в своей кровати в окружении детей.
А дети то интересные. Дочь Наталья Фёдоровна Лопухина (1699 — 1763) — статс-дама императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, по приказу последней выпорота, лишена языка и сослана в Сибирь. Если вы смотрели серии про "Гардемаринов" - то помните эту даму.
Старший сын Матрены - Павел Фёдорович Балк-Полев (1690 — 1743) —камергер, тайный советник, кавалер ордена Александра Невского. Присоеденил к своей фамиилии фамилию жены от угасшего древнего дворянского рода Полевых (происходит от удельных князей Смоленских)
Младший - Пётр Фёдорович Балк (1712 — 1762) — генерал-поручик, камергер, кавалер орденов Александра Невского и св. Анны.
Вот такая вот любопытная семейка.
Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.
|
</> |