Я посетил сей гарный уголок....
sobakin_spb — 27.01.2015 Пару недель назад вспомнил деЦтво босоногое и опустился до уровня понаприехавшего гостя экскурсионного с горящим взором и жаждой познания и ни с того ,ни с сего вдруг направил стопа свои в колыбель и усыпальницу, ощущая небывалый до селе стыд и жжение в местах сакрально-интимных -бывал жиж в сих пенатах еще при царе Горохе ,во времена дешевого портвейна и доступных для всякого студента женщин , отчего абсолютно нихрена не помню, а с тех пор не только воды утекло ,но и новые граждане получили мир и покой по сенью сего богоугодного заведения.Понятно дело, что товарищи-товарищами, но основной объект ,заинтересовавший меня при всей скромности окружающего убранства – резной иконостас.
Оказалось .что сварганили его в первопрестольной в 1722—1726 годах и сее есть дар собору Петра I и его супруги и преемницы на российском престоле Екатерины I. В общих чертах иконостас и сень спроектировал Трезини, а изготовляли из мягкого липового дерева (липа тогда в Петербурге и его окрестностях не росла) под руководством архитектора И. П. Зарудного, самостоятельно разработавшего проект Трезини в деталях.
Иконостас и сень доставили в Петербург в виде отдельных частей и установили в соборе в 1729 году.
Сорок три иконы для иконостаса и иконы для сени писала в Петербурге в 1727— 1729 годах вызванная сюда группа московских живописцев, которую возглавлял А. Меркульев.
Иконостасы в русских церквах XVII века выглядели совсем не так, как иконостас Петропавловского собора. Они представляли собой стену с царскими вратами в центре и северными и южными дверями по бокам, на которой горизонтальными рядами в строго определенном порядке были размещены иконы.
На царских вратах русских иконостасов XVII века всегда помещалось шесть икон: две изображали благовествуемую Деву Марию и благовествующего архангела Гавриила, остальные четыре — четырех евангелистов; над царскими вратами всегда помещалась икона с изображением Тайной вечери.
На царских же вратах иконостаса Петропавловского собора все совершенно по-другому. На них вообще нет ни одной иконы — они представляют собой четыре створки с барельефным изображением Тайной вечери, совершающейся в ротонде с куполом, прорезанным круглыми окнами.
Купол ротонды увенчан изображением скрещенных ключей — символом апостола Петра.
Участники вечери изображены идущими к столу, стоящему в центре ротонды; над столом, в овальном обрамлении, изображена Дева Мария, а над ней Святой Дух в виде голубя.
Слева от царских врат, на высокой тумбе,— статуя благовествующего архангела Гавриила с ветвью, а справа от царских врат, в пару к ней, на такой же тумбе,— статуя архангела Михаила, попирающего дракона.
Михаил держит меч в виде длинного языка пламени и щит с монограммой Христа.
За каждым горизонтальным рядом икон в традиционных русских иконостасах закреплялась определенная тематика. Совсем иначе с точки зрения тематики своих икон членится наш иконостас: в нем выделяется центральная часть с царскими вратами внизу, южная (правая) часть, которую можно назвать "мужеской'4, ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "мужей" (то есть героев), и северная (левая) часть, которую можно назвать "женской", ибо в ней из семнадцати малых икон тринадцать изображают "жен" (то есть героинь).
Такое членение нашего иконостаса, судя по всему, обусловлено тем, что он должен был напоминать о его дарителях — "муже" Петре I и "жене" Екатерине I.
Среди персонажей двадцати шести икон, изображающих "мужей" и "жен", выделяются очень интересные группы. Прежде всего, это некоторые члены дома Рюриковичей, правившего на Руси с 862 по 1598 год,— канонизированные церковью Ольга, Владимир, Борис, Глеб, Александр Невский, Дмитрий Иоаннович. Затем, это святые, в честь которых свои имена получили супруга Петра I — Екатерина и некоторые члены его семьи и его родственники — Наталия, Елизавета, Прасковия, Анна. Далее, это провозглашенные святыми римский император Константин, его мать Елена и римская императрица Пульхерия. И наконец, это двенадцать ветхозаветных персонажей, причем изображения некоторых из них в нашем иконостасе являются едва ли не единственными или, по крайней мере, редчайшими их изображениями за все время существования русской иконописи.
В центре алтаря, над престолом, стоит прекрасно вписывающийся в арку царских врат резной деревянный балдахин на четырех витых колоннах — надпрестольная сень.
Она имеет своим прототипом одно из лучших творений знаменитого итальянского архитектора и скульптора Дж.-Л. Бернини — великолепную бронзовую сень собора святого Петра в Риме, установленную там в 1633 году.
На четвертом пилоне левого ряда укреплена деревянная резная кафедра с сенью над ней.
Кафедру украшают деревянные скульптуры: апостолов Петра и Павла
— под сенью, четырех евангелистов с их "живыми символами"
Матфей с ангелом,
Марк со львом,
Лука с быком
и Иоанн с орлом
и Святой Дух в виде голубя, окруженного облаками и херувимами,— на сени.
Кафедра была установлена в соборе в 1732 году.
Деталюшки для восторга от мастерства народных умельцев....
Уфффффф..усталаалла….
Пы.Сы. Буковки –то понятно дело натырил,а вот говнофоточки-моиии,моиииии…
|
</> |