Мода 1920-х годов в советском кино
nash_dvor — 22.04.2023
Кадр из фильма "Закройщик из Торжка" (1925)
Про советский кинематограф 1920-х годов мы знаем необыкновенно
мало. Большинство опрошенных вспомнит, возможно, "Броненосец
Потемкин" или "Аэлиту", а некоторые и их не вспомнят.
А ведь фильмы сохранились. И даже если они художественные, с
точки зрения одежды это для нас почти документальный источник.
Поэтому давайте посмотрим, как мода отражалась на экране, то есть в
советских фильмах тех лет.
Особенно интересны шляпки. Шляпки оставались островком
фантазии даже тогда, когда добыть приличную ткань на полноценное
красивое платье было проблемой. В конце концов, для шляпки нужно
так немного, и умелая мастерица всегда сумеет сделать
очаровательную шляпку из ничего.
При просмотре не будем забывать, что актрисы для съемки стараются
надевать все самое лучшее. С одной стороны, это служит в каком-то
смысле ориентиром для зрительниц, с другой — на экранные образы
могла равняться не каждая, но представление о моде тех лет они дают
достаточно полное.
Фильм
"Третья Мещанская" (1927) в узких кругах известен
как эталон кинореализма, и это действительно отличная работа с
прекрасным актером Владимиром Фогелем. А вот домашнее платье
героини.
Кадр из фильма "Третья Мещанская" (1927)
Насколько можно судить (лента сохранилась в неважном
качестве), рисунок на ткани — крупные анютины глазки.
Еще один пример домашней одежды — в фильме "Папиросница от
Моссельпрома" (1924):
Кадр из фильма "Папиросница от Моссельпрома"
(1924)
В кадре примус, на котором готовили, и слева под
сковородкой плохо видное тут изображение тов. Ленина. Кстати, одну
из ролей в этой комедии исполняет знаменитый Игорь Ильинский, так
что его поклонникам советую посмотреть.
Фильм "Предатель" (1926) сохранился фрагментарно, но и
там есть кое-что интересное по части моды.
Кадр из фильма "Предатель" (1926)
Тут очень любопытный контраст между мужчинами в кадре и
героиней. На одном из товарищей кожаный жилет, и можно только
гадать, где его обладатель потерял рукава, или же покрой был таким
изначально.
Кадр из фильма "Предатель" (1926)
Тот же фильм. Посмотрите, какой любопытный покрой жакета,
какая сумочка, какая шляпка на героине.
Кадр из фильма "Предатель" (1926)
А вот это самый интересный кадр из сохранившегося куска. Здесь
можно увидеть женщину в брюках. Неизвестно, насколько это было
распространено и среди каких кругов, но на основании этого кадра
можно с уверенностью сказать, что советская мода на несколько
десятков лет в очередной раз опередила европейскую.
В комедии "Закройщик из Торжка" (1925) главную роль
играет Игорь Ильинский. И в фильме можно увидеть разные примеры
моды, в том числе — как одевались богатые нэпманши. Мех, какой-то
фантастический воротник — в общем, очень интересно.
Кадр из фильма "Закройщик из Торжка"
(1925)
Актрисы расстарались, и в кадре появляется много любопытных
шляпок.
Кадр из фильма "Закройщик из Торжка"
(1925)
У меня такое ощущение, что это может быть переделанная старая
шляпка (см. покрой и поля). Но я не настаиваю. Дополнительно можно
отметить, что тут блузка заколота брошью.
Кадр из фильма "Закройщик из Торжка"
(1925)
Сцена на почте. Тут видны шляпки, пальто и сумочки. Пальто с
широкими воротниками и довольно широкими рукавами.
Кадр из фильма "Закройщик из Торжка"
(1925)
А вот это редкий пример шляпки с широкими полями — нечастое
явление в 20-е годы. И мало того, что тут поля, но к шляпе еще
приделан длинный кусок ткани, который свисает почти до пояса.
Ту же шляпку с другого ракурса с деталями отделки, можно
увидеть на самой верхней картинке. На актрисе белые перчатки, а еще
можно увидеть сумочку.
Кадр из фильма "Закройщик из Торжка" (1925)
Кадр из того же фильма. Тут можно видеть много интересного:
во-первых, на актрисе прозрачная блузка, судя по всему. Шляпка
как-то очень хитро сплетена из лент — обратите внимание, как
любопытно она сделана. Ногти накрашены (прозрачным лаком?). Рядом с
актрисой прекрасный актер Анатолий Кторов — по-моему, у него первая
кинороль в этом фильме.
Богатую пассажирку, которая едет из города мимо забытой всеми
деревушки, также можно видеть и в фильме Протазанова "Дон Диего
и Пелагея" (1928). Режиссер отличный, работа очень неровная, но
в фильме есть и забавные моменты, и кусочки реальной жизни.
Кадр из фильма "Дон Диего и Пелагея" (1928)
Красавица-пассажирка в меховом палантине (соболь?), украшениях
и шляпке.
А это кадр из фильма "Катька бумажный ранет" (1926) —
отличной работы о жизни городского дна 20-х годов — мелких
бандитах, бомжах, торговках без патента и т.д. Прямо скажем, очень
неожиданный фильм, в 30-е такой даже и вообразить невозможно.
Кадр из фильма "Катька бумажный ранет" (1926)
Тут видно платье на героине с характерным для моды 20-х поясом
ниже талии. Особую пикантность модели придает вертикальная
асимметричная отделка.
Фильм "Катька бумажный ранет" рассказывает о жизни дна в
Ленинграде, и на экране возникают бомжи, бандиты, их сообщницы,
торговки без патента… Нет-нет, речь вовсе не о царской России, а о
"счастливых" временах нэпа. А вот пара примеров шляпок из
фильма.
Кадр из фильма "Катька бумажный ранет" (1926)
Уличная торговка поддельными духами
Кадр из фильма "Катька бумажный ранет"
(1926)
Дама в магазине (не знаю, что это за ткань, из кусочков
которой сделана шляпка, но полоски исходного материала использованы
очень интересно).
А теперь посмотрим на реальную моду. Уличная толпа 20-х годов
в фильме "Ваша знакомая" (1927), который сохранился
частично. Это даже не статисты, а просто прохожие, которых заснял
оператор на одной из людных улиц Москвы.
Кадр из фильма "Ваша знакомая" (1927)
Кадр из фильма "Ваша знакомая" (1927)
Возможно, это весна, так как солнце светит достаточно ярко, но
люди одеты явно в демисезонное. Мы видим пальто, обувь и головные
уборы. Также видны вывески "Живые цветы", "Маяк", "Белье-трикотаж",
"Венский шик". И еще в кадр попала чья-то лошадь.
Кадр из фильма "Ваша знакомая" (1927)
Oчень любопытный кадр — платье с молнией впереди.
Кадр из фильма "Ваша знакомая" (1927)
А это туфли, в которых ходит героиня. У меня возникло впечатление,
что туфли не по ноге, т.е. были куплены по случаю или достались
актрисе от кого-то другого.
Очаровательная комедия "Шахматная горячка" (1925)
любопытна не только присутствием замечательного актера Владимира
Фогеля и съемкой шахматного чемпиона Капабланки. В фильме можно
видеть и некоторые моменты, интересные с точки зрения моды.
Кадр из фильма "Шахматная горячка" (1925)
Чулки в полоску! В кадр также попала обувь двух героинь.
Кадр из фильма "Шахматная горячка" (1925)
А тут пальто с меховым воротником, шляпка с вуалеткой.
Кадр из фильма "Карьера Спирьки Шпандыря" (1926)
Фильм "Карьера Спирьки Шпандыря" (1926) сохранился
полностью, и Леонид Утесов играет в нем мелкого бандита, который
делает карьеру. B контексте моды интереснa шляпка героини (и
особенно — ее перчатки).
Кадр из фильма "Конец Санкт-Петербурга" (1927)
Роскошный веер в фильме "Конец Санкт-Петербурга"
(1927). Если брать время действия картины, то веер относится к
дореволюционной моде, но я оставляю здесь этот кадр, так как веер,
судя по всему, был действительно красивый.
Кадр из фильма "Девушка с коробкой" (1927)
Пример зимней одежды из фильма "Девушка с коробкой", 1927
год. Режиссер — Борис Барнет, в кадре будущая немецкая и
голливудская звезда Анна Стен (или Стэн: фамилию ее пишут
по-разному).
Кадр из фильма "Рейс мистера Ллойда" (1927)
От фильма "Рейс мистера Ллойда" (1927) сохранился
только небольшой кусок, но он чрезвычайно интересен. Во-первых, там
замечательная работа художника (если будете смотреть, обязательно
обратите внимание на то, как выстроены интерьеры, как выглядит
мебель). Во-вторых, это, так сказать, образец буржуазной моды в
советском кино. Вот прямо видно при просмотре, как актеры и актрисы
счастливы, что могут сыграть что-то "капиталистическое" в красивой
одежде. Здесь, например, вечернее платье из ткани (с отделкой
пайетками?) и украшения.
Кадр из фильма "Рейс мистера Ллойда" (1927)
Понятия не имею, кто делал наряды для фильма, но они очень
хороши. Посмотрите, какое замечательное асимметричное платье на
девушке, которая стоит в глубине.
Кадр из фильма "Рейс мистера Ллойда" (1927)
Из того же фильма: еще одно вечернее платье и жемчуг,
обернутый вокруг прически.
Действие комедии "Кукла с миллионами" (1928) частично
происходит в Париже, и для такого случая актеры и актрисы
приоделись.
Кадр из фильма "Кукла с миллионами" (1928)
На актрисе шляпка с цветами (маками?) В кадр не попал Игорь
Ильинский, который играет там одну из главных ролей, и
замечательный, но, увы, рано ушедший актер Владимир Фогель.
Кадр из фильма "Кукла с миллионами" (1928)
Еще один кадр из фильма "Кукла с миллионами". Очень любопытная
форма шляпки!
Кадр из фильма "Кукла с миллионами" (1928)
Шляпки из того же фильма, здесь действие происходит уже в
Москве.
Отсюда Отсюда
Отсюда
Дополнительно
Конструктивист Марс и модница Земля / «Аэлита»
(1924)