
Моана, Мауи и все-все-все

— Больные пальмы вырубить, рыбу ловить в дальней бухте!
Человек ты мой хороший, эти люди занимаются сельским хозяйством дольше, чем ты на этом свете живёшь! Можно подумать, они без тебя не знают, как поступать с больными деревьями и где что ловится, а где не ловится. Полинезийский вождь обеспечивал плодородие, но не в прямом смысле, а в релииозно-ритуальном. Он же не агроном какой, он в первую очередь жрец. Общается с богами. Конечно, показать в мультфильме обряд этого общения было бы очень свежо, но, боюсь, если это делать реалистично, "Моане" пришлось бы присвоить гриф 16+. А если поступить проще: представить, например, суд с героиней в роли судьи? Но тогда светлый образ острова как беспроблемного примордиального рая был бы, согласитесь, запятнан.
Впрочем, хотелось бы отметить забавные переклички с классическим фильмом "Моана южных морей", где Моана, правда, юноша. Особенно позабавила сцена татуировки. Папа-вождь, надо признаться, самый обаятельный и привлекательный на острове. Мама в сравнении с ним выглядит очень бледно, едва запоминается. Такая же Моана, только вдвое старше и без мечты, лишь бы все были здоровы и не было войны. Уже без мечты? Или ещё?
Сама Моана очень хороша. Вопрос, почему именно её выбрало море, снимается моментально, когда едва держащаяся на ножках пухленькая кроха ведёт по пляжу только-только вылупившуюся черепашку и накрывает её от солнца зелёным листом, как зонтиком. Водная стихия нуждалась в одной-единственной душе, которая эту стихию любит, по большому счёту, как саму себя. Моана ведь тянется не к успехам и победам. С точки зрения морского дела она и на юнгу-то не тянет, причём сама это пониамет лучше всех. Она любит океан ради самого океана. А это дорогого стоит.

К слову, отзывы на кинопоиске пишут иногда сущие пошляки! Ах-ах, молодая девушка наедине с мужчиной, посреди моря, как бы чего не вышло. Во-первых, не совсем наедине. Кретинский петушишко изначально изображал телохранителя Моаны, призванного проследить, чтобы уж наверняка чего не вышло. А во-вторых, Мауи не человек, а полубог.
В адрес Мауи наверняка летели тучи критических стрел: шарж, карикатура, глупый хвастливый толстяк, маскирующийся под полубожество. Тут признаюсь, что слабовато знаю полинезийскую мифологию. Теоретически безудержная похвальба подобает и богатырю, и трикстеру, но это только теоретически. Мауи-то мог и не хвастаться. А так персонаж симпатичный. Нервы ни к чёрту, а с другой стороны, у кого будут крепкие нервы при такой-то биографии? Отдельный забавный мультик в мультике сделали из татуировок Мауи, которые ободряют его или, напротив, пытаются призвать к порядку. Здесь опять же одни возмущаются: вот, рекламируют детворе тату на всё тело, а другие, наоборот, поблагодарят за расширение представлений о мире и человеке.


Большое спасибо, кстати, что до детской аудитории не стали доносить, из чего сделан крюк, знаменитое оружие полинезийского витязя. Горькая правда бы его шарм поубавила.
И ещё хочу добавить, насколько условно фольклорные визуальные номера уместнее и благозвучнее, чем розовая мюзикхолльщина, которую развели поначалу. Финальную хаку Мауи можно часами переслушивать. Она не теряет, а лишь приобретает в выразительности и красоте. Вот что бы стоило в аналогичном духе оформить всю звуковую дорожку? Ну, не судьба.
Самый большой плюс "Моаны" — скаты. И пасущиеся вокруг бабушки, вторя её танцу, молодые манты, и тот огромный, сверкающий, сказочный, который вынес на себе хрупкий катамаран Моаны за рифы.

Любуясь его узорчатыми плавниками, мы вздыхаем о своих ушедших, которые никогда не вернутся.

|
</> |
