Многомерное

Если плоскость окружена трëхмерным пространством, что удерживает двумерный объект от перемещения в трëх измерениях, пусть даже и сохраняя при этом двумерность - кроме силы нашего воображения, приказавшего ему принадлежать плоскости? Для физики это могут быть только фундаментальные свойства двумерного пространства, "не выпускающего" объект из своей среды. Двумерное пространство организовано неким образом, благодаря которому объект приклеен к нему или, скорее, растворëн в нëм.
Поскольку двумерное пространство существует в трëхмерном и является его фрагментом, логично предположить, что оно имеет некую, пусть малую, но ненулевую толщину. Это плëнка или лист бумаги, говоря известными нам понятиями. Лист бумаги удобнее с точки зрения работы воображения, остановимся на нëм. Лист бумаги трëхмерен, но несëт двумерные объекты - буквы. Буквы, с точки зрения физики, всë же трëхмерны, но воспринимаются двумерными, поскольку такими мы их осознаëм, считываем. Глядя на буквы, мы не воспринимаем их трëхмерными с точки зрения информации, которую они несут, хотя, конечно, в трëхмерном пространстве можно выполнить объëмные буквы или можно изобразить их на бумаге, создав иллюзию трëхмерности. При этом как знаки они останутся двумерными, трëхмерность не увеличит объëм несомой ими информации.
Таким образом, двумерный объект не может покинуть двумерное пространство, поскольку он впитался в тонкий фрагмент трëхмерного пространства подобно типографской краске. Сам объект, строго говоря, трëхмерен, он имеет некую микроскопическую толщину, но воспринимается сознанием наблюдателя как двумерный знак. По аналогии весь условно-двухмерный лист воспринимается как двумерный. Двумерность пространства и принадлежащего ему объекта это особенность восприятия наблюдателя, неважно двумерного или трëхмерного, обученного воспринимать двумерные знаки. Мы осознаëм мір в рамках своей способности считывать знаки, поэтому можем считать трëхмерный мір двумерным. Мы не видим вещи, мы читаем текст. Поэтому как минимум одно измерение для нас всегда пропадает.
Наличие у условно-двумерного листа толщины определяет его физические свойства. Законы физики двумерного пространства описываются только в трëх измерениях. (Время сейчас не разсматриваем.)
Если можно представить себе условно-двумерное пространство, лист или плëнку, то можно представить себе и стопку листов или плëнок, то есть трëхмерную коллекцию условно-двумерных пространств. Они будут отделены друг от друга неким слоем, который сам по себе не является пространством. У этого слоя должны быть какие-то физические свойства, это может быть слой воздуха или клея, или другой плëнки, или просто вакуум. Двумерный (условно-двумерный) объект, вознамерившийся покинуть свою "родную" плоскость, попадëт сначала в этот слой и уже затем в другую плоскость.
Попытка двумерного объекта обрести трëхмерность, сохранив свои основные свойства, натолкнëтся на необходимость роста его массы. Каждое дополнительное измерение возведëт потребную массу в квадрат от исходной. Так, трëхмерный человек, весящий 100 кг и вознамерившийся стать четырëхмерным, сохранив себя, должен будет наесть массы до 10 тонн.
Ничто не мешает нашему воображению представить множество условно-двумерных пространств - пачку газет, стопку плëнок, или всё вперемешку. На газетах может быть напечатано одно и то же или разное, то есть условно-двумерные міры могут быть подобны друг другу или различными в любой степени. В любом случае существование многомірья допустимо с точки зрения привычной нам техники считывания знаков - как библиотека.
Можно представить себе стопку условно-двумерных міров как состоящую из прозрачных плëнок или листов стекла или пластика. В этом случае некие частицы, относительно слабо взаимодействующие с веществом міров, смогут проникать сквозь стопку, оставляя на них тени знаков, принадлежащих соседним мірам.
Стопка міров или отдельный условно-двумерный мір, лежащий на каминной полке, относится к окружающему его трëхмерному міру, однако далеко не исчерпывает его. Трëхмерный мір безграничен по сравнению с газетной страницей условно-двумерного міра. В нëм кто-то напечатал газеты, сложил их стопкой, кто-то когда-то бросит их в камин. У него будут на то причины, от него самого не зависящие.
|
</> |