О современных верованиях
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Причина смерти господина Н. никому не известна, но все о ней так или иначе высказываются, и большинство делает это убеждëнно - очевидно, передавая тем самым свои верования. Мне даже встретилось утверждение, что господин Н. умер давно и всё это время лежал в холодильнике, теперь же его вдруг, непонятно почему, решили объявить умершим. Схожие соображения есть уже привычный элемент современной массовой мифологии; я слышал их о королеве Е. и о президенте П., конечно. Раньше верили в привидений, теперь верят в двойников и в нарисованных компьютером личностей. Эффект нарисованных личностей тоже, кстати говоря, достоин изучения; вызывает удивление то, что мастера искусств, по роду деятельности постоянно имеющие дело с придуманной реальностью, раз за разом попадаются на примитивный розыгрыш с цифровой маской. Как, к примеру, писатель может поверить в то, что ему действительно звонит одно из первых лиц некоего государства, чтобы узнать, каковы его взгляды на разные предметы? (Министры и президенты в правительствах работают для души, а для денег подрабатывают интервьюерами, надо думать - или наоборот.) Я не могу объяснить подобное ничем кроме фантастического, ослепляющего тщеславия некоторых людей, благодаря оному принимающих на веру совершенно нелепые вещи, если они соответствуют их представлениям о собственной значимости. Но наука эту проблему пока не изследовала.
То же самое я наблюдаю в случае с господином Н. Удивительно, как много людей, оказывается, любили его, не очень понятно за что, и считали своей надеждой, не очень понятно на что. Притом, что ни своей деятельностью, методологически довольно рядовой, ни своими способностями, вполне заурядными, этот господин не подавал соответствующих авансов. Единственное, что у него точно было, это невесть откуда взявшаяся уверенность в своëм, вероятно, божественном происхождении, или чëм-то подобном. (Современная городская легенда о том, что Н., якобы, внебрачный сын Ельцина, мне попадалась, хотя что, в свою очередь, волшебного в этом Ельцине, мне тоже пришлось бы спросить, прими я эту легенду за правду.)
Как, однако, интересно вокруг, если выглянуть в окно. Я сижу, глажу кота, починяю примус, а очень многие люди, оказывается, всем сердцем верят в то, что во глубине далëких гор в узилище чëрного дракона сидел волшебный принц, который был призван разорвать путы и разрушить чары, и повергнуть зло, и утвердить свет, но сгноили его злобные уродливые карлики, и падëт на них проклятье, и на потомков их, и кровь их обратится в уксус, а гнусные душонки отправятся в подземное царство ужаса. И всë это совершенно серьëзно, люди испытывают сильные эмоции и прямо их высказывают.
Я позволю себе сочинить собственную версию смерти господина Н. Он умер от осознания. Долгое время он считал, что он принц, которого ждëт корона и лишь временно пребывающий в башне, куда его запер злой волшебник. Но вдруг до него дошло, что он просто гнилой зэк и лагерная пыль. Он не выдержал этой мысли и умер. Версия это, конечно, неправдивая: уверен, что мечты не покидали покойного ни на минуту.
Наш религиозный дискурс вертится вокруг фигур наподобие Будды, Магомета, Иисуса и им подобных пришельцев из далëкого прошлого. Между тем, подлинные современные городские верования - вот они, любуйтесь, изучайте.
Что не требует изучения, это реакция хохлов: "Сдох москаль! Хрю-хрю!" Хотя господин Н. был не москаль, его отец украинец, мать еврейка, взгляды и подходы к политике у него были вполне "европейские" и состоялся он как агент влияния Запада, к которому Украина, вроде бы, принадлежит. Как верно гласит современная пословица, куда хохла не целуй, всюду гузно.
|
</> |