«ММТ»: ДЕЛО ВЫЖИЛО И РАЗВИВАЕТСЯ

Максим Калашников
«ММТ»: ДЕЛО ВЫЖИЛО И РАЗВИВАЕТСЯ
Состав на основе змеевика/серпентинита находит применение в обработке промышленного оборудования
Холдинг «ММТ», созданный весной 2010 г., пережил кризис – но теперь развивается. Здесь произошли свои расколы и конфликты. Однако дело применения состава ММТ (на основе змеевика-серпентинита) движется вперед. Состав действительно снижает трение и останавливает износ машин/механизмов. Технология Игоря Никитина подтверждает свою жизнеспособность.
Глава «ММТ» Александр Федулеев сообщает, что ставка на обработку автомашин себя не оправдала. И теперь успешно развивается более перспективное направление: обработка оборудования на промышленных предприятиях. Уже подписаны первые контракты. В Челябинске теперь действует завод по производству восстановительного состава.
КАК КОНФЛИКТЫ ЕДВА НЕ ПОГУБИЛИ ДЕЛО
Сперва – о самом неприятном.
Итак, из «ММТ» почти с самого начала ушел один из энтузиастов применения состава ММТ – Виталий Айнгорн. В результате острого конфликта с основателем «ММТ» Александром Федулеевым (Челябинск).
Мне это очень горько. Но Виталий – взрослый человек, на 14 лет меня старше. Ему виднее. Могу отметить лишь то, что некоторые его громкие обещания по поводу действенности состава ММТ не оправдались: результаты оказались скромнее. (А сенсационные заявления лишь навредили делу). Да еще и некоторые действия Виталия не лезли ни в какие ворота. Тем не менее, благодаря «ММТ» Айнгорну выкупили дом (теперь он не рискует оказаться на улице, как в 2009-м), да и солидную зарплату он на работе получал. Надеюсь, он найдет себе применение и не будет столь конфликтен.
Еще один конфликт случился между А.Федулеевым и Сергеем Гороховым, взявшимся быть представителем «ММТ» в Нижнем-Новгороде. Сергей Горохов часто звонил мне, указывая на то, что обещания В.Айнгорна оказались завышенными, что в ряде случаев обработка автомобилей составом ММТ не дает никакого результата, что бизнес «ММТ» построен неправильно. Сергей сообщил о том, что провел двухдневные стендовые испытания двигателя от «Жигулей» (в местном Политехе), каковые показали отсутствие всякого эффекта обработки мотора составом ММТ. Сергей также считает, что оказались непродуманными масса мелочей, что не создана нормальная база данных по обработанным машинам и т.д. Он одним из первых уличил В.Айнгорна в завышении достигнутых показателей.
В итоге Сереж Горохов вышел из бизнеса и требует от «ММТ» возмещения затрат. Правда, я недоумеваю: зачем Сергей, в таком случае, не ограничился в самом начале испытаниями пробной партии состава – а взял его еще, при этом потратив сотни тысяч рублей на офис с лицензированным ПО и на поездки по многим регионам?
Это тоже все очень горько и не добавляет мне лет жизни.
ОН РАБОТАЕТ!
Однако С.Горохов, кажется, несправедлив. Состав ММТ работает. Он дает эффект. И тому есть множество подтверждений.
Приведу письмо еще одного недовольного действиями «ММТ».
«…В общем, дело обстоит так: я, недолго думая, нашел парней, занимающихся у нас в Энске триботехнологиями (они работают с составом РВС - как я понимаю, руспромремонтовским, а может, и еще каким - особо не интересовался), купил у них препарат за 350 руб. (они обрабатывают всем желающим всего за 1000 руб.) и обработал одну из машин. Результат - 1 в 1 как и с ММТ: был разброс по компрессии по цилиндрам с 10 до 13 до обработки, после обработки - во всех 13,5 ровно. Расход горючего на холостом ходу снизился на 9%. Накат - увеличился ощутимо, динамика тоже. В общем, машинка стала ездить лучше.
Далее - то же самое попробовал составом РВД (стоит 500 руб.). Результаты - такие же. Так там у них и подход в миллион раз серьезнее федулеевско-айнгорновского: сначала проводится вакуумная диагностика ДВС с помощью специального комплекса приборов, определяются все неисправности и неполадки, и только потом - принимается решение об обработке. И статистическая база на 8000 обработанных машин у них есть (чего нет у Айнгорна), и ощутимо гораздо более компетентны эти ребята (в отличие от Айнгорна), и конкурентов они не «опускают» (в отличие от Айнгорна-Федулеева).
Этот состав пробовал и Горохов - можешь и у него поинтересоваться о результатах.
Вот так-то. И все это несмотря на вопли Айнгорна о том, что ММТ - это эксклюзив, а все остальное - отстой. В чем же эксклюзив, если ММТ работает в лучшем случае так же? А стоит почему-то в 10 раз дороже?»
Таким образом, претензий к действию состава здесь нет. Есть претензии к модели бизнеса.
Косвенное свидетельство в пользу ММТ – то, что успешно применялся и применяется состав «Стрибойл» (концерн «Наноиндустрия», тоже – на основе змеевика-серпентинита). Можете посмотреть: http://www.nanotech.ru/pages/about/striboil.htm
Нанотехнологии на службе удмуртских энергетиков - http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/udmurtskie-energetiki-ispolzuyut-nanotekhnologii
Таким образом, Сергей Горохов явно неправ. Технология – рабочая. А бизнес… Здесь советовать и судить мне трудно: не бизнесмен я. Но!
С моей точки зрения, Александр Федулеев допустил с самого начала одну ошибку: он стал гнать процесс открытия представительств ММТ по всей стране вместо того, чтобы сначала создать центр обработки машин и механизмов в самом Челябинске. И только отработав все тонкости дома – двигать дело дальше. И только потом он стал исправлять ошибку.
В Челябинске с лета 1010 г. действует ядро холдинга «ММТ». Пришлось отказаться от первоначального плана: заниматься лишь инновациями и продажами состава ММТ. Пришлось отказаться от принципа самофинансирования представителей в регионах: слабенькие они, им помогать необходимо.
- Например, Курску мы предлагали оплатить рекламу состава по счету, - говорит глава компании.
Ставка на представителей действительно оказалась ошибочной. Сам Челябинск был упущен на два месяца. Но затем на заправках города стали распространяться стильные рекламные буклеты «ММТ». И дело пошло в самом Челябинске. После объявлений в местных автогазетах центральный офис получил поток заявок, началась обработка машин.
РЕАЛЬНАЯ КАРТИНА
К сожалению, многие сногсшибательные заявления В.Айнгорна не подтвердились: обработка составом дает экономию топлива максимум в 17%. (Колебания – а пределах от 8 до 17 процентов). Семь процентов падает на долю уменьшения трения. Еще 8% дает улучшение качества горения смеси. Благодаря образованию стекловидной поверхности между поршнем и гильзой цилиндра масло не попадает в зону горения.
Лучше всего использовать состав ММТ на неновых, подержанных машинах. На новых машинах эффекта практически нет. Скажем, новая машина расходует 12 л/100 км. Стареет – и расход дорастает до тринадцати литров. Обработка возвращает к прежнему расходу. То есть, экономии не наблюдается на новых автомобилях, но зато она есть на старых. Есть прирост мощности за счет улучшения качества горения. Люди начинают буквально гонять. Восстанавливается первоначальная «паспортная» мощность двигателя на старой автотехнике.
- Мы говорим, что можем вернуть характеристики нового двигателя, - поясняет Игорь Никитин. – И что можем удержать их дальше. На большее мы не замахиваемся…
По словам А.Федулеева, ошибка С.Горохова состоит в том, что он брал паспортные данные нового двигателя и потому не наблюдал роста мощности. Но это совсем не значит, что нет смысла обрабатывать составом новые автомобили: ведь так ты увеличиваешь их ресурс. Ты сохраняешь новизну машины на 200 тысяч километров пробега. А дальше – снова обрабатываешь.
При этом С.Горохов испытывал обработанный двигатель в течение двух дней, прогоняв его на стенде всего несколько часов. Но это – не испытания. И.Никитин и А.Федулеев готовы предоставить документы по испытанию дизеля. Причем испытания эти шли с максимальной тщательностью в течение недели. И там эффект очевиден.
Подборка некоторых актов испытаний - http://m-kalashnikov.livejournal.com/589212.html
http://m-kalashnikov.livejournal.com/589388.html
ГЛАВНОЕ – ВСЕ ЖЕ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, А НЕ АВТОМОБИЛИ
Отсюда следует, что обработка машин – при всей ее важности – все-таки не главное применение состава ММТ. Машины сейчас быстро стареют морально, люди не хотят пять лет ездить на одной марке. Люди сегодня не ездят на одном авто полжизни, как раньше. Машины продаются на вторичном рынке, не исчерпав и 30% ресурса, а на слом идут, не выбрав и семидесяти процентов. Потому рынок обработки автотехники неперспективен: в мире – перепроизводство новых автомашин. Главное (и об этом справедливо говорил Виталий Айнгорн в самом начале нашего знакомства) – обработка промышленного оборудования. Вот там важен ресурс!
И.Никитин рассказал, что состав успешно применяется вот уже несколько в Белоруссии. Проведены испытания на железной дороге. Долговечность рельсов действительно повышается.
В РФ испытания в 2010-м (обработчик – В.Айнгорн) проводились на Выксинском металлургическом заводе. Там стальной вал крутили (мотором станка, через шкив) в чугунной втулке, обработанной составом ММТ. То есть, втулка заменяла собою подшипник (зазор между валом и поверхностью втулки – 0,3 мм). Дали нагрузку, установили сначала 1200, а затем (с помощью дополнительного мотора) – и 2 тысячи оборотов в минуту, вращали вправо. После часа работы в таком режиме втулку сняли голыми руками, не рискуя обжечься. Она была очень теплой – максимум градусов 60 – но не раскаленной. Внутренняя поверхность втулки стала отполированной до зеркального состояния. Когда заводчане решили повторить опыт с другой чугунной втулкой, но с использованием не состава ММТ, а обычной смазки, то уже через четверть часа до детали нельзя было дотронуться.
Затем на заводе попросили обработать уже отработавшие свое подшипники для станков. А надо сказать, что замена подшипников – дело крайне дорогое. На одном станке их и по 19 штук бывает, и стоят импортные подшипники (свое производство в РФ угробили) по сотне долларов. А то и больше. Так вот: в Выксе обработке подверглись уже отработавшие свое подшипники. Их поставили обратно – и они на момент нашей беседы работали уже два месяца, как новые.
Итоги настолько впечатлили заводчан, что они готовы на пробу обработать экспандерные установки для калибровки горячих труб. (Выкса выпускает трубы для транспортировки нефти и газа). Проблема состоит в том, что из-за трения экспандерная головка делает два прохода вместо одного. А тут трение можно снизить, уменьшив износ экспандера.
То есть, когда В.Айнгорн говорил мне три года назад о возможности массовой замены дорогих шарикоподшипников на дешевые подшипники скольжения, обработанные составом ММТ, он был стопроцентно прав. Это – колоссальная экономия для отечественной промышленности. Учитывая то, что оба подшипниковых завода в Москве (гордость сталинских пятилеток) оказались де-факто уничтоженными.
- Подшипники скольжения, образно говоря, можно делать чуть ли не в колхозной мастерской, - поясняет Игорь Никитин. – То есть, мы преодолеваем последствия развала отечественной подшипниковой промышленности, до минимума снижая закупки подшипников за рубежом. Можно заменить подшипника качения (шариковые и роликовые: дорогие, металлоемкие и недолговечные) на примитивные подшипники скольжения «сталь по чугуну»…
Таким образом, обработка станочного парка – вот очень перспективный бизнес.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫВОДЫ
Таким образом, могу сделать твердые выводы.
Первый: технология ММТ работает. Более того, скоро она приобретет огромное значение – в ходе развития нового глобального кризиса. Ведь тогда придется экономить на всем, обеспечивая долгую работу автомобилей, станков, локомотивов, рельсов. Снижая износ и продлевая ресурс техники.
При этом сама технология прежде всего понадобится для обработки промышленного оборудования. Долгий мировой (системный или даже фазовый) кризис заставит промышленников заняться снижением ремонтных издержек.
Второй: лучшим вариантом была бы полноценная отработка (и верификация) технологии в рамках Агентства передовых разработок, предложенного мною президенту РФ. Это могло бы снять многие вопросы и сгладить досадные шероховатости. Но, увы, АПР пока нет.
Третий: поскольку Агентства передовых разработок нет, то приходится вести дело в рамках частного бизнеса, в условиях ограниченного финансирования, методом проб и ошибок. И это вызывает, увы, человеческие конфликты.
Четвертый: работу необходимо продолжать. Она стоит затрачиваемых усилий.
Пятый: А.Федулееву удалось переориентировать бизнес и вывести его на стадию роста (обработка не автомашин, а промышленного оборудования). Мы отдельно расскажем о том, что удалось сделать позже, когда пройдут работы на ряде заводов.
|
</> |