Мироустройство на простом примере

топ 100 блогов blau_kraehe16.06.2022 Представим мир в виде большого села. Предположим, из этого села нельзя выехать, скажем, на заработки в город - такое условие.

Мироустройство на простом примере


В деревне царит дикий капитализм. Хозяйства здесь можно рассматривать как отдельные страны. Итак, в этом селе имеется один Крепкий Хозяин, самый богатый мужик, по-простому выражаясь, кулак (= cамая крупная держава). У него имеются большие угодья и работники, но дело не в этом. Дело в том, что этот кулак всем дает деньги в долг - семян там прикупить, инвентаря, в общем, без него как бы и не обойтись. Проценты огромные, и вся деревня в долгу.

Имеются еще несколько Крепких Хозяев, это, если выражаться на раннесоветском жаргоне, подкулачники. У кого-то много земли и работников, у кого-то, например, мельница.Они тоже в долгу у кулака, но с выплатами процентов справляются, и сами тоже помаленьку ссуживают совсем бедных и ставят их в зависимость. Ладно, так и быть, я тебе дам взаймы корову детей кормить, но ты мне за это ведро молока каждый день. А еще вон тот надел отрежь, потому что мне так удобно. А еще пусть твоя старшая смазливая Манька ко мне в наложницы пойдет.  И бабы пусть сходят, когда я скажу, ягоды собрать - что им, трудно, что ли.

И вот вся эта компания - кулак и подкулачники - очень сплоченная и держится вместе. Когда-то им уже бедняки пытались петуха пустить, так что с тех пор они даже завели себе "частную армию". Содержит ее по большей части Кулак, ему это и нужнее, и доступнее по богатству, ну словом, такая команда с обрезами, которая если что - идет и разбирается с тем, кто не послушался почему-то. Ну там не выплатил долги вовремя, начал чего-то требовать или отказывается Маньку в услужение посылать.

Остальные хозяйства живут кто как - кто по богатству ближе к подкулачникам (например, у него земля хорошая, работников в семье много или ресурс какой-то особый), кто совсем нищий, земли почти не имеет, и все члены семьи в батраках, а с весны обычно голодают и побираются. Большинство, конечно, бедные.

В этой деревне самое главное - это отношение к данному хозяйству Главного Кулака и его подкулачников. Заметим, сами подкулачники между собой не конфликтуют, потому что Главный этого не позволит. К остальным хозяйствам отношение разное.

Про одного мужика, например, известно, что он смутьян и хотел бы повторить бунт. еще и других потихоньку на это подбивает. Ему никаких ссуд не дают, и все, что он производит - другим запрещают покупать, на ярмарку его не пускают. Поэтому он фактически живет в изоляции, ни помощи попросить, ни с соседями чем-то обменяться - разве что иногда из-под полы выходит. Ни к кузнецу, ни к мельнику нельзя - они подкулачники. Но и без них нельзя - поэтому проворачиваются хитрые схемы, лишь бы зерно смолоть, например. А в целом все приходится производить самостоятельно, и еду, и одежду, и семья живет не так, чтобы очень хорошо, может, без голода - но и не так, как другие. Молодежь в семье ропщет и хочет пойти в услужение к кулаку - унизительно, но зато сытнее, да и надел свой можно отдать, чего за него держаться. Отец на них орет и слывет тираном.

В другой небогатой семье хозяин был рачительный, и как-то отказался отдавать луг, который приглянулся Кулаку. Потихоньку банда ночью зашла и перерезала ему горло. Теперь главный в семье - старший сын, а он пьяница, все хозяйство пошло вразнос, да еще они враждуют с соседями, и уже два раза дома друг другу подпаливали.

Ну и да. Естественно, объясняется все это так: вот есть умные и работящие крестьяне (=страны), а есть пьяницы и лодыри, первые живут хорошо, вторые плохо, да еще норовят и на шею первым сесть. То есть тем, кто зависит от кредитов Кулака и вынужден отдавать последнее, еще и внушается чувство вины. Но особенно плохие и виноватые - те, кто не хочет выполнять унизительные и разорительные для себя требования. Про них и батюшка в церкви проповеди произносит - какие они тираны, домашних бьют (а то, что в доме Кулака домашних тоже бьют еще как - про это молчок), плохие хозяева, аморальные сволочи...

Тут можно много историй рассказать! Например, вот такая история. У одного крестьянина с довольно богатым наделом и хорошими работниками в семье вдруг еще обнаружился на участке выход каменного угля. А уголь все-таки куда лучше для растопки, чем дерево, тем более, что с лесом вокруг не так уж хорошо, все повырубили. Этот крестьянин, назовем его Иван, сделал копанку, и вот там двое сыновей уголь копают и другим продают, недорого, за доступную цену - и вот он уже и не в долгу у Кулака, и всем вроде бы хорошо. И нрав у крестьянина кроткий, и все, что он бы хотел - быть принятым в ряды подкулачников, с ними вместе выпивать по выходным, может, через детей породниться, и вообще - чтобы его своим считали. Но Кулак понимает, что вот подружится этот крестьянин с семьей кузнеца, и они вместе - с угольком и железом-то - станут сильнее, чем сам Кулак, начнут сами деньги в ссуду давать. И вот Кулак объявляет, что уголь принадлежит миру, он не может быть собственностью какого-то там отдельного Вани, и поэтому Ваня должен копанку отдать либо пустить чужих работников забирать себе бесплатно уголь, сколько влезет. Ивану это, разумеется, не подходит. Он на всякий случай покупает или сам делает несколько обрезов, чтобы к нему банда не пришла. Конечно, если  по-серьезному прижмут, то ему конец. Но у Кулака с подкулачниками силы не беспредельные, им еще надо вон того тирана и этого негодяя прищучить, а с другого конца деревни какой-то новый наглец объявился, узкоглазый, завел себе пасеку, выращивает лен, одежду делает, мед и кучу разных продуктов, всем продает, включая самого Кулака, в ссудах уже не нуждается, словом - там тоже непонятно, что будет. Там тоже банда должна за всеми телодвижениями узкоглазого следить.

Тогда Кулак вызывает к себе брата этого несчастного Ивана. Брат, назовем его Петром, победнее будет, и семья поменьше. Когда-то их отец разделил земли, но Ивану повезло с копанкой, а Петру нет, и стала семья Петра на Ивана зуб точить, хотя Иван с ними делился угольком, но одно дело делиться - а другое самим владеть. И вот Кулак всячески убеждает Петра, что на Ивана надо напасть, дом спалить и самому там устроиться. И всю семью Петр убеждает, что так и надо сделать, вражда все растет; кто-то из детей Петра не хочет против собственной родни идти, так их всячески травят и бьют. В общем, опустим промежуточные звенья - рано или поздно, так или так вспыхивает братоубийственная свара, а семья Ивана сильнее, и вот уже полыхает дом Петра. А в церкви батюшка произносит пламенную проповедь о том, какой Иван анафема и братоубийца, а Петруша - невинная жертва.

На самом деле тут можно много интересных историй рассказать. Мораль же такова: тот, кто пытается рассматривать каждую отдельную страну в полной изоляции от всего мира, кто не замечает, как тесно связан мир между собой, и какие сложные цепочки и взаимодействия приводят к тем или иным событиям - тот узколобый олигофрен.

Ну и вторая мораль: единственное, что может спасти вышеописанное село - это КОЛХОЗ!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я вообще не знаю, что такое коэнзимы, всякие там лифтинги и т.д. Но мама на днях выдала корку - хочу вот такое — и что-то там на матерном языке проговорила. Я уж думал денег ей дать, подарочный сертификат купить, но тут жена встрепенулась и бла-бла-бла. Короче наслушался я всякой ерунды, ...
по данным mail.ru Что-то неладное творится с Андреем Малаховым, ведущим передачи «Пусть говорят». Фото: eg Андрей попал в объектив камеры в самом центре Москвы. Не обращая внимания на сигналы клаксонов и крики разъяренных водителей, он ...
На самом деле хорошо, что в честь наших пушистых друзей таких праздников несколько. У меня с 1991 по 2005 год поочередно два кота жили, оба Тишеньки... И много есть историй, связанных с ними... Первый, например, мог дверь открыть, если ключ в замке заедал... Провисал на ручке, и... ...
А вот не дождетесь. Но уважительная причина была. Не в Фейсбук сгинула, а на три богомерзких буквы. Гусары, попридержите ка словоблуд! Эти буквы - "ОРЗ". И такой, зараза, мерзкий. Температура ерундовая, а лапы ломит и хвост отваливается. Голова раскалывается, глазами шевелить больно. Не го ...
Не знаю, всем ли, но мне часто бросаются в глаза орфографические ошибки в статьях и комментах некоторых гайдпаркеров. Причем, по образованию я не филолог, а простой советский инженер. В одной из песен Булата Шалвовича Окуджавы есть слова: ...