­
­
рейтинг блогов

Минные авизо типа «Лежер»

топ 100 блогов sergiovillaggio07.10.2024
Продолжаю переводить материалы по отдельным кораблям из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914". Сегодня на очереди следующая серия минных авизо.

Минные авизо типа «Лежер» Leger-class aviso-torpilleur.jpg
Один из двух минных авизо типа "Лежер"

8 мая 1888 г. морской министр Кранц информировал Арсенал Лорьяна, что вскоре планирует начать постройку двух минных авизо, подобных «Бомб», и добавил, что перед этим хотел бы знать, есть ли у Маршаля, спроектировавшего «Бомб», какие-либо предложения по усовершенствованию проекта. 19 июня он предложил Маршалю внести в новый проект более мощные котлы и вскоре распорядился рассмотреть в этом качестве котлы Бельвилля.

31 июля 1888 г. Conseil des travaux рассмотрел предложение Маршаля по изменению проекта. Совет указал, что размеры корпуса необходимо будет увеличить, чтобы учесть как изменения, внесенные в «Бомб» во время его постройки, так и другие, предложенные для новых кораблей, но согласился с Маршалем в том, что следует избежать увеличения длины из-за ее негативного влияния на маневренность. Кроме того, обводы корпуса «Бомб», базировавшиеся на проекте одновинтового миноносца, оказались неудачными при двухвинтовой схеме. Высоту корпуса следовало увеличить без увеличения величины осадки, чтобы придать кораблю лучшую мореходность, а также применить обводы «Кондора» в средней и кормовой частях, чтобы наилучшим образом расположить две машины и гребные валы и свести к минимуму вибрации в корме. Совет рекомендовал применить паровые машины тройного расширения с котлами большого диаметра, какие стояли на «Кондоре», но без увеличения мощности силовой установки. Арсенал Тулона предложил установить три торпедных аппарата вместо двух, и Совет внес в задание носовой неподвижный аппарат, разместив его настолько высоко над водой, насколько возможно, а два других, как то было принято в английской практике, расположить либо в спаренной, либо в одиночных вращающихся установках в средней части судна с довольно большими секторами стрельбы как в нос, так и в корму от траверза. Они могли быть размещены на двух вентиляционных шахтах котельных отделений и защищены 4-мм листами хромированной стали.

Совет рассматривал проект еще четыре раза: 17 августа, 9 ноября, 28 декабря 1888 г. и 22 марта 1889 г. Первый вариант Маршаля предусматривал гигантский таранный форштевень, аналогичный тому, что был на современном ему броненосном крейсере «Дюпуи де Лом», но Совет быстро отказался от него, распорядившись заменить вертикальным. Второй и третий варианты Маршаля включали две высокие 15-метровые дымовые трубы с наблюдательными постами наверху, но Совет отдал предпочтение двум легким мачтам и вернулся к применению единственной овальной трубы такой высоты, чтобы обеспечить приемлемую естественную тягу. Рубки были сосредоточены в средней части корабля, а вентиляционные шахты на внешних сторонах котельных отделений были разнесены одна к правому борту, а другая к левому, что облегчало пуск торпед на соответствующий борт. В четвертом варианте Маршаля вооружение было переставлено согласно предложению Совета заменить носовую 47-мм пушку на 65-мм. Совет также пожелал увеличить мощность до 2200 индикаторных сил при естественной тяге, поскольку было похоже, что котлы обеспечат необходимое количество пара. В пятом варианте было удовлетворено большинство предыдущих требований, за исключением вопроса установки торпедных аппаратов в средней части. Совет настаивал, чтобы оба аппарата могли стрелять на любой борт. Корабли поставлялись с одним торпедным аппаратом в носовой и одним в кормовой части, оба обычно устанавливались по левому борту. Большинство изменений в проект «Бомб» не включало увеличения длины торпед.

Спроектированные Маршалем авизо типа «Лежер», имели низкобортный корпус с вертикальным форштевнем, две вертикальных мачты и одну большую и высокую дымовую трубу. Как и корабли типа «Бомб», с января 1896 года они числились минными авизо (Avisos-torpilleurs), а в январе 1909 года переклассифицированы в контрминоносцы (Contre-torpilleurs).

Несмотря на свой неуклюжий внешний вид, авизо типа «Лежер» оказались вполне мореходными. Они стали первыми малыми кораблями, оснащенными котлами Бельвиля после экспериментов с ними в 1877 году на миноносце №7. Их предполагаемое водоизмещение в 414 тонн было значительно превышено. Контракт на поставку оборудования с компанией Крезо был заключен 7 августа 1889 г. Как и в случае с авизо типа «Бомб», относительно большой запас угля обеспечивал некоторую защиту. Реальная скорость кораблей типа «Лежер» редко достигала 15 узлов, вооружение было слабым, и некоторые критики считали, что они уступают предшественникам типа «Бомб», но оба постоянно находились в кампании.

«Лежер» («Léger») включен в списки флота в январе 1889 года, заказан 4 января 1889 г., заложен на верфи в Лорьяне в 1889 году, спущен на воду 4 августа 1891 г., подготовлен к испытаниям в 1892 году и вошел в строй в июле 1892 года.
Строился по программе 1889 года. Механизмы фирмы «Schneider» (Крезо), контракт на изготовление заключен 7 августа 1889 г.
В 1893-1896 гг. входил в состав Средиземноморской эскадры (Escadre de la Méditerranée), в 1896-1899 гг. сменил «Леврие» в качестве стационера в Константинополе, а затем на Крите. В 1902-1908 гг. входил в состав мобильной обороны базы Алжир в качестве лидера дивизиона миноносцев. Исключен 24 августа 1909 г., разобран в Тулоне в 1909-1910 гг.

«Леврие» («Lévrier») включен в списки флота в январе 1889 года, заказан 4-5 января 1889 г., заложен на верфи в Лорьяне в 1889 году, спущен на воду 26 марта 1892 г., подготовлен к испытаниям в 1892 году и вошел в строй в январе 1893 года.
Строился по программе 1889 года. Механизмы фирмы «Schneider» (Крезо), контракт на изготовление заключен 7 августа 1889 г.
В 1893-1896 гг. входил в состав Escadre de la Méditerranée, вскоре отправлен стационером в Константинополе, в 1896-1899 гг. был стационером на Крите. В 1901-1907 гг. входил в состав мобильной обороны Аяччо в качестве лидера дивизиона миноносцев. Исключен 6 марта 1908 г., в 1908-1910 гг. использовался в качестве корабля-цели в Тулоне.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 517 т;
длина между перпендикулярами 60,92 м, наибольшая 62,80 м, ширина 6,80 м, осадка носом 2,72 м, кормой 3,20 м;
2 винта; две трехцилиндровых паровых машины тройного расширения (диаметры цилиндров 385, 610 и 920 мм, ход поршня 440 мм), два котла Бельвилля (17 атм.);
мощность проектная 2200 инд. л.с.;
скорость на испытаниях: «Лежер» – 18,58 уз, «Леврие» – 18,38 уз;
запас угля 104 т;
вооружение: одна 65-мм скорострельная пушка (на носу), три 47-мм скорострельных пушки М1885 (две на спонсонах по бортам от трубы, одна на корме), две 37-мм револьверных пушки (на мостике), три 350-мм торпедных аппарата (один в носу, два на верхней палубе; длина торпеды 4,42 м).

Минные авизо типа «Лежер» zz Leger 1896.JPG
К сожалению, приличная графика на данный тип отсутствует - их даже во французском архиве нет (во всяком случае, мне не попадались). Посему придется довольствоваться схемкой из "Конвея", показывающей "Лежер" по состоянию на 1896 год.

Минные авизо типа «Лежер» Leger (A.Bougault postcard)).JPG
(данный снимок присутствует в книге со следующей подписью):
Минный авизо «Лежер». Изначально он и однотипный «Леврие» должны были стать улучшенным вариантом предыдущего типа, но в результате длительного процесса проектирования от «Бомб» мало что осталось, кроме низкобортного корпуса и основных размерений. На снимке видны все три торпедных аппарата: один в носовой части, один между фок-мачтой и массивной вертикальной трубой и один между трубой и грот-мачтой. Оба палубных аппарата были установлены по левому борту, как видно здесь, но их можно было поворачивать, чтобы производить пуск торпед на любой борт. (A. Bougault)

Минные авизо типа «Лежер» Leger dans Port d'Oran.jpg
"Лежер" в порту Оран

Минные авизо типа «Лежер» Levrier a Barselona.JPG
"Леврие" в Барселоне

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
написал в антирелижн и пойду поработаю до обеда чуток:ну хорошо, хорошо, уговорили, ладно.идя навстречу пожеланиям большинства атеистов, готов продолжить обсуждение вышшей силы.только - дорогие атеисты! - просьба!в аргументацию вкладывать хоть ...
Хоязяйка притона журнала не несет ответственности за порванные бОяны и оттоптанные ноги. САМОЕ СМЕШНОЕ, как всегда,  - В КОММЕНТАРИЯХ!!! Заходите и свое заносите! Как всегда, для новичков: Три способа, как вставить картинку в комментарий здесь > > > Хотите буйной ...
С ура за окном бесится ветер, тротуары блестят в оранжевом свете припоздавших фонарей ледяной коркой, намекая, что лучшая обувь для сегодняшней прогулки — это коньки. Так что ну бы ...
Вы не поверите, но даже эпиграф. Суббота, семь часов утра. В квартире у девушки раздается звонок в дверь. Сонная хозяйка, завернувшись в простыню шлепает на выход, приоткрывает дверь и рассматривает через цепочку гостя. Это мужичок метр-пятьдесят, небритый, пьяный в дугу и с квардатной ...
Засосало меня болото рутинных дел. Собираю вещи, слишком медленно собираю. Вчера наконец продала свою машину, в понедельник надо будет сдать номера и убрать ее из страховки. Сын мой драгоценный вообще не помогает паковаться... Видимо, когда прижмет, будем бегать как ошпаренные... А на ...