Минные авизо типа «Лежер»
sergiovillaggio — 07.10.202431 июля 1888 г. Conseil des travaux рассмотрел предложение Маршаля по изменению проекта. Совет указал, что размеры корпуса необходимо будет увеличить, чтобы учесть как изменения, внесенные в «Бомб» во время его постройки, так и другие, предложенные для новых кораблей, но согласился с Маршалем в том, что следует избежать увеличения длины из-за ее негативного влияния на маневренность. Кроме того, обводы корпуса «Бомб», базировавшиеся на проекте одновинтового миноносца, оказались неудачными при двухвинтовой схеме. Высоту корпуса следовало увеличить без увеличения величины осадки, чтобы придать кораблю лучшую мореходность, а также применить обводы «Кондора» в средней и кормовой частях, чтобы наилучшим образом расположить две машины и гребные валы и свести к минимуму вибрации в корме. Совет рекомендовал применить паровые машины тройного расширения с котлами большого диаметра, какие стояли на «Кондоре», но без увеличения мощности силовой установки. Арсенал Тулона предложил установить три торпедных аппарата вместо двух, и Совет внес в задание носовой неподвижный аппарат, разместив его настолько высоко над водой, насколько возможно, а два других, как то было принято в английской практике, расположить либо в спаренной, либо в одиночных вращающихся установках в средней части судна с довольно большими секторами стрельбы как в нос, так и в корму от траверза. Они могли быть размещены на двух вентиляционных шахтах котельных отделений и защищены 4-мм листами хромированной стали.
Совет рассматривал проект еще четыре раза: 17 августа, 9 ноября, 28 декабря 1888 г. и 22 марта 1889 г. Первый вариант Маршаля предусматривал гигантский таранный форштевень, аналогичный тому, что был на современном ему броненосном крейсере «Дюпуи де Лом», но Совет быстро отказался от него, распорядившись заменить вертикальным. Второй и третий варианты Маршаля включали две высокие 15-метровые дымовые трубы с наблюдательными постами наверху, но Совет отдал предпочтение двум легким мачтам и вернулся к применению единственной овальной трубы такой высоты, чтобы обеспечить приемлемую естественную тягу. Рубки были сосредоточены в средней части корабля, а вентиляционные шахты на внешних сторонах котельных отделений были разнесены одна к правому борту, а другая к левому, что облегчало пуск торпед на соответствующий борт. В четвертом варианте Маршаля вооружение было переставлено согласно предложению Совета заменить носовую 47-мм пушку на 65-мм. Совет также пожелал увеличить мощность до 2200 индикаторных сил при естественной тяге, поскольку было похоже, что котлы обеспечат необходимое количество пара. В пятом варианте было удовлетворено большинство предыдущих требований, за исключением вопроса установки торпедных аппаратов в средней части. Совет настаивал, чтобы оба аппарата могли стрелять на любой борт. Корабли поставлялись с одним торпедным аппаратом в носовой и одним в кормовой части, оба обычно устанавливались по левому борту. Большинство изменений в проект «Бомб» не включало увеличения длины торпед.
Спроектированные Маршалем авизо типа «Лежер», имели низкобортный корпус с вертикальным форштевнем, две вертикальных мачты и одну большую и высокую дымовую трубу. Как и корабли типа «Бомб», с января 1896 года они числились минными авизо (Avisos-torpilleurs), а в январе 1909 года переклассифицированы в контрминоносцы (Contre-torpilleurs).
Несмотря на свой неуклюжий внешний вид, авизо типа «Лежер» оказались вполне мореходными. Они стали первыми малыми кораблями, оснащенными котлами Бельвиля после экспериментов с ними в 1877 году на миноносце №7. Их предполагаемое водоизмещение в 414 тонн было значительно превышено. Контракт на поставку оборудования с компанией Крезо был заключен 7 августа 1889 г. Как и в случае с авизо типа «Бомб», относительно большой запас угля обеспечивал некоторую защиту. Реальная скорость кораблей типа «Лежер» редко достигала 15 узлов, вооружение было слабым, и некоторые критики считали, что они уступают предшественникам типа «Бомб», но оба постоянно находились в кампании.
«Лежер» («Léger») включен в списки флота в январе 1889 года, заказан 4 января 1889 г., заложен на верфи в Лорьяне в 1889 году, спущен на воду 4 августа 1891 г., подготовлен к испытаниям в 1892 году и вошел в строй в июле 1892 года.
«Леврие» («Lévrier») включен в списки флота в январе 1889 года, заказан 4-5 января 1889 г., заложен на верфи в Лорьяне в 1889 году, спущен на воду 26 марта 1892 г., подготовлен к испытаниям в 1892 году и вошел в строй в январе 1893 года.
Тактико-технические характеристики:
К сожалению, приличная графика на данный тип отсутствует - их даже во французском архиве нет (во всяком случае, мне не попадались). Посему придется довольствоваться схемкой из "Конвея", показывающей "Лежер" по состоянию на 1896 год.
(данный снимок присутствует в книге со следующей подписью):
Минный авизо «Лежер». Изначально он и однотипный «Леврие» должны были стать улучшенным вариантом предыдущего типа, но в результате длительного процесса проектирования от «Бомб» мало что осталось, кроме низкобортного корпуса и основных размерений. На снимке видны все три торпедных аппарата: один в носовой части, один между фок-мачтой и массивной вертикальной трубой и один между трубой и грот-мачтой. Оба палубных аппарата были установлены по левому борту, как видно здесь, но их можно было поворачивать, чтобы производить пуск торпед на любой борт. (A. Bougault)
"Лежер" в порту Оран
|
</> |