Минные авизо типа «Кассини»

топ 100 блогов sergiovillaggio15.10.2024 Итак, перевод следующего отрывка из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914" - по следующему типу минных авизо. Обращаю внимание, что в большинстве справочников они не выделяются в отдельный тип, а идут троицей вместе с «Д’Эбервиллем». Впрочем, ниже и сам автор рассматривает их вместе.
Чертеж под катом взят из книги вместе с подписью, фотографии собраны по разным местам.

Минные авизо типа «Кассини»
Минный авизо "Кассини" (картина Северэна Фляйшера)

Рабочие чертежи этих кораблей были подготовлены главными конструкторами верфей-строителей – Мармьеса из Гравилля и Барона из Бордо – на основе чертежей «Д’Эбервилля».

26 апреля 1892 г. Conseil des travaux рассмотрел чертежи минного авизо от верфи «Ф.Ш. Медитерране» из Гавра (Гравилля), базировавшийся на 22-узловом каботажном пассажирском пароходе «Сена» («Seine»), построенном на этой верфи в 1891 году для судоходной компании «Cie. des Chemins de fer de l’Ouest» для работы на линии Дьепп–Ньюхейвен. Водоизмещение и длина были такими же, как у «Д’Эбервилля», хотя ширина увеличилась (по ватерлинии 8,64 м вместо 8,08 м, наибольшая 8,70 м вместо 8,20 м), а высота корпуса уменьшилась. Преимущество в скорости перед «Д’Эбервиллем» (22,0 уз против 21,5) было почти полностью обусловлено использованием котлов Торникрофта, против которых возражал Совет, но если бы от них отказались, водоизмещение неприемлемо бы выросло. Поэтому Совет отклонил проект и не счел нужным просить фирму переделать его. Однако на случай, если министр (в то время Годфруа Кавеньяк) захочет продолжить, Совет перечислил многочисленные дополнительные возражения, включая размещение двух спаренных торпедных аппаратов напротив друг друга в средней части корабля, где они могли быть выведены из строя одним снарядом, необходимость в установке дополнительных 47-мм и 37-мм пушек, внутреннее устройство, запас угля, защиту (в чем-то она была слабее, чем у «Д’Эбервилля»), мореходные качества, обшивку, малый угол склонения 100-мм орудий, установку прожекторов и внешний вид корабля (с высоким баком и тремя трубами).

16 ноября 1892 г. верфи «Ф.Ш. Медитерране» в Гавре был выдан заказ на минный авизо, получивший наименование «Кассини». В указателе к трудам Строительного Совета говорится , что «Кассини» был построен по проекту, разработанному в апреле 1892 года, но если это так, то исходный проект был изменен, чтобы почти полностью походить на «Д’Эбервилль». В чертежах «Кассини», датированных 30 октября 1894 г., он назывался минным авизо типа «Д’Эбервилль», а его характеристики по заверении постройки были практически идентичны характеристикам «Д’Эбервилля», за исключением увеличения ширины на 12 см. Одним из существенных изменений стало сокращение торпедного вооружения с шести аппаратов до двух одиночных поворотных установок на позициях, занимаемых на «Д’Эбервилле» спаренными аппаратами, что дало возможность добавить семь 47-мм скорострельных пушек. Однако даже эти два аппарата не были установлены из-за последующего решения снять с кораблей все надводные торпедные аппараты, которые не могли быть должным образом защищены. («Д’Эбервилль» в конце концов тоже лишился своих торпедных аппаратов, а на чертежах «Касабьянки», датированных 2 марта 1896 г., на которые он назывался «эскадренным контрминоносцем», их нет.)

9 августа 1893 г. еще один минный авизо, получивший наименование «Касабьянка», был заказан верфи «Ш.А. Жиронд». Его характеристики были идентичны характеристикам «Кассини», что говорит о том, что он строился по тем же чертежам.

Минные авизо типа «Кассини» представляли собой крупные авизо с полубаком и полуютом, таранным форштевнем, двумя наклонными мачтами и двумя наклонными дымовыми трубами с расположенным между ними ходовым мостиком. В январе 1896 года переклассифицированы в эскадренные контрминоносцы (Contre-torpilleurs d’escadre), в январе 1901 года – в контрминоносцы (Contre-torpilleurs), в январе 1914 года (приказ от 14 марта 1913 г.) – в эскадренные миноносцы (Torpilleurs d’escadre).

Внешний вид всех трех кораблей отличался, в первую очередь, дымовыми трубами. У «Д’Эбервилля» они были почти вертикальными с высокими основаниями. Трубы «Кассини» тоже имели высокие основания и стали еще выше из-за надставок, добавленных вскоре после завершения постройки. У «Касабьянки» основания труб были низкими. Три этих авизо стали последними французскими военными кораблями с мостиками между трубами, их боевые рубки располагались перед фок-мачтой со вторым мостиком на всех, кроме «Кассини». У всех трех были удачные обводы корпуса в носовой части, но плохие в кормовой (для «Кассини» характеризующиеся как отвратительные). Все они считались мореходными кораблями и могли без проблем развивать скорость в 20 узлов даже через десять лет после ввода в строй.

«Касабьянка» был переоборудован в минный заградитель в 1911 году, после нахождения в резерве с 1904 года, «Кассини» последовал за ним годом позже. Испытания на «Кассини» в декабре 1911 года показали, что использование подвесных минных рельсов, подобных тем, что были установлены на «Фудре», является непрактичным, и вместо них оба корабля получили палубные рельсы с полуметровой шириной колеи, которые использовались в полевой железной дороге системы Дековилля. В окончательной конфигурации в качестве минных заградителей кормовая 47-мм пушка и грот-мачта были с них демонтированы, в кормовой оконечности оборудован открытый порт, и были установлены два параллельных комплекта минных рельсов, ведущих к поворотной платформе на корме. Каждый корабль мог нести 97 оборонительных мин Арле, 120 ударных мин Арле или 140 мин образца 1906 г. Грот-мачта демонтирована.

«Кассини» («Cassini») включен в списки флота в январе 1893 года, заказан 16 ноября 1892 г., заложен на верфи «Фошж э Шантье де ля Медитерране» в Гавре (Гравилле) в январе 1893 года, спущен на воду 5 июня 1894 г., подготовлен к испытаниям в январе 1895 года.
Строился по экстраординарной программе 1890 года (отмененной в 1902 году, после чего перезаказан по ежегодной программе). Механизмы фирмы «Фошж э Шантье де ля Медитерране» (Гавр).
В 1895-1900 гг. базировался на Шербур, в январе 1898 году участвовал в маневрах Северной эскадры (Escadre du Nord). Последующая карьера включала патрулирование у берегов Марокко в 1908 году. В 1912 году переоборудован в минный заградитель. В 1913-1914 гг. числился в списках флота как контрминоносец-заградитель (contretorpilleur mouilleur de mines). 28 февраля 1917 г. подорвался на мине или торпедирован германской подводной лодкой UC-35 в проливе Бонифаччо.

«Касабьянка» («Casabianca») включен в списки флота в январе 1894 года, заказан 9 августа 1893 г., заложен на верфи «Шантье э Ателье де Жиронд» в Бордо (Лормоне) в августе 1893 года, спущен на воду 21 сентября 1895 г., вошел в строй в 1895 году.
Строился по программе 1893 года (программа «R»). Механизмы фирмы «Шнейдер» (Крезо).
В 1904-1911 гг. выводился из кампании. В 1911 году переоборудован в минный заградитель. В 1913-1914 гг. числился в списках флота как контрминоносец-заградитель. Во врем минной постановки у Смирны в ночь на 4 июня 1915 г. одна из его мин преждевременно взорвалась, вызвав детонацию остальных, в результате чего была разрушена кормовая оконечность, и корабль затонул.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 958,417 т («Кассини»), 959,996 т («Касабьянка»);
длина между перпендикулярами и по ватерлинии 80,000 м, наибольшая 82,000 м, ширина наибольшая 8,320 м, по ватерлинии 8,208 м,  осадка (проект) носом 3,130 м, кормой 3,500 м;
2 винта; две четырехцилиндровых паровых машины тройного расширения (диаметры цилиндров 580 (1), 860 (1) и 920 (2) мм, ход поршня 500 мм), восемь котлов Лаграфеля и д’Аллеста (18 атм.);
мощность проектная 5000 инд. л.с.;
скорость 21,5 уз; на испытаниях показали 21,17 уз («Кассини») и 22 уз («Касабьянка»);
запас угля 116 т;
бронирование:
борт: 6-мм обшивка борта вдоль машинно-котельных отделений усилена дополнительным 7-мм внутренним слоем из прочной стали и дополнительным 12-мм (7-мм к верхней кромке) внешним слоем обшивки, что давало общую толщину 25 мм;
палуба: 7,5-мм палуба в том же месте усилена дополнительным 7,5-мм слоем обшивки, что давало общую толщину 15 мм;
боевая рубка 40 мм специальной стали;
вооружение:
(проектное) одно 100-мм скорострельное орудие (на полубаке), три 65-мм скорострельных пушки (на спонсонах и на юте), четыре 37-мм скорострельных пушки (на среднем мостике), два 450-мм торпедных аппарата (на палубе: носовой по правому борту, кормовой по левому); четыре 60-см прожектора;
(1895 г.) одно 100-мм/45 скорострельное орудие Канэ М1891 (на полубаке), три 65-мм/50 скорострельных пушки М1891 (на спонсонах и на юте), семь 47-мм/40 скорострельных пушек М1885 (включая одну в корме), четыре 37-мм/20 скорострельных пушки М1885 (сняты в 1900 году); четыре прожектора;
(1911 г.) одно 100-мм орудие, три 65-мм пушки, 140 мин М1906 или 120 ударных мин Арле на палубных рельсах;
экипаж 143 чел., включая 8 офицеров (1900 г.)

Минные авизо типа «Кассини» zzz Cassiniu plan de voilure et pitonnage.jpg
Чертеж рангоута и общего расположения (plan de voilure et pitonnage) минного авизо «Кассини» – корабля типа «Д’Эбервиль», модифицированного Обществом «Фошж э Шантье де ля Медитерране». Чертеж подписан 30 октября 1894 г. главным конструктором верфи в Гранвилле А. Мармьесом. На нем показаны два торпедных аппарата, которые были исключены перед завершением постройки, и отсутствуют надставки на трубах, установленные перед вводом в строй.

Минные авизо типа «Кассини» Casablanca en 1896.jpg
Минный авизо "Касабьянка" на ходовых испытаниях в 1896 году

Минные авизо типа «Кассини» zzz Cassiniu plan de voilure et pitonnage.jpg
Минный авизо "Кассини"

Минные авизо типа «Кассини» Cassini (mouilleurs de mines) a Toulon 23.9.16.jpg
Минный заградитель "Кассини" в Тулоне 23 сентября 1916 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ТРУД целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором ч ...
Я вообще-то неплохой препод - у меня 30 лет опыта, у меня учебник и методика, у меня, в конце концов, харизма. Но при всем при этом преподаю я по старинке: ученик должен припереться ко мне (найти время, проехать по пробкам либо душиться в метро), достать свои бумажки (бумажек много, ...
Так неудачно вышло перед поездкой на море, что у Артема предательски заболели уши — видимо, милое, убаюкивающее  жужжание жены вышло из безопасного частотного диапазона. Жена напутствовала перед героическим походом к ухо/горло/носу: — Пускай заодно слух проверят, а то мне кажется, ...
5число! А из нашего окна надпись вот видна!!!!!! Ору, мол, кто написал!!! Дочь меланхолично так, мол, подписи нет.... Сдох вацапчик. Привыкли!? Отвыкать надо! Черт, я уж с билетами... И как буду ...
Ватники уже кричат, что нацисты обижают харьковского мальчика. А никто особо не интересуется, что именно говорил этот малой в интернете. Рашизм не имеет возраста. Говорим мы с ним вполне нормально. hrono61 , а ведь это твое будущее. Правда, тебя не отпустят просто так. ...