Минные авизо типа «Кассини»

Чертеж под катом взят из книги вместе с подписью, фотографии собраны по разным местам.
26 апреля 1892 г. Conseil des travaux рассмотрел чертежи минного авизо от верфи «Ф.Ш. Медитерране» из Гавра (Гравилля), базировавшийся на 22-узловом каботажном пассажирском пароходе «Сена» («Seine»), построенном на этой верфи в 1891 году для судоходной компании «Cie. des Chemins de fer de l’Ouest» для работы на линии Дьепп–Ньюхейвен. Водоизмещение и длина были такими же, как у «Д’Эбервилля», хотя ширина увеличилась (по ватерлинии 8,64 м вместо 8,08 м, наибольшая 8,70 м вместо 8,20 м), а высота корпуса уменьшилась. Преимущество в скорости перед «Д’Эбервиллем» (22,0 уз против 21,5) было почти полностью обусловлено использованием котлов Торникрофта, против которых возражал Совет, но если бы от них отказались, водоизмещение неприемлемо бы выросло. Поэтому Совет отклонил проект и не счел нужным просить фирму переделать его. Однако на случай, если министр (в то время Годфруа Кавеньяк) захочет продолжить, Совет перечислил многочисленные дополнительные возражения, включая размещение двух спаренных торпедных аппаратов напротив друг друга в средней части корабля, где они могли быть выведены из строя одним снарядом, необходимость в установке дополнительных 47-мм и 37-мм пушек, внутреннее устройство, запас угля, защиту (в чем-то она была слабее, чем у «Д’Эбервилля»), мореходные качества, обшивку, малый угол склонения 100-мм орудий, установку прожекторов и внешний вид корабля (с высоким баком и тремя трубами).
16 ноября 1892 г. верфи «Ф.Ш. Медитерране» в Гавре был выдан заказ на минный авизо, получивший наименование «Кассини». В указателе к трудам Строительного Совета говорится , что «Кассини» был построен по проекту, разработанному в апреле 1892 года, но если это так, то исходный проект был изменен, чтобы почти полностью походить на «Д’Эбервилль». В чертежах «Кассини», датированных 30 октября 1894 г., он назывался минным авизо типа «Д’Эбервилль», а его характеристики по заверении постройки были практически идентичны характеристикам «Д’Эбервилля», за исключением увеличения ширины на 12 см. Одним из существенных изменений стало сокращение торпедного вооружения с шести аппаратов до двух одиночных поворотных установок на позициях, занимаемых на «Д’Эбервилле» спаренными аппаратами, что дало возможность добавить семь 47-мм скорострельных пушек. Однако даже эти два аппарата не были установлены из-за последующего решения снять с кораблей все надводные торпедные аппараты, которые не могли быть должным образом защищены. («Д’Эбервилль» в конце концов тоже лишился своих торпедных аппаратов, а на чертежах «Касабьянки», датированных 2 марта 1896 г., на которые он назывался «эскадренным контрминоносцем», их нет.)
9 августа 1893 г. еще один минный авизо, получивший наименование «Касабьянка», был заказан верфи «Ш.А. Жиронд». Его характеристики были идентичны характеристикам «Кассини», что говорит о том, что он строился по тем же чертежам.
Минные авизо типа «Кассини» представляли собой крупные авизо с полубаком и полуютом, таранным форштевнем, двумя наклонными мачтами и двумя наклонными дымовыми трубами с расположенным между ними ходовым мостиком. В январе 1896 года переклассифицированы в эскадренные контрминоносцы (Contre-torpilleurs d’escadre), в январе 1901 года – в контрминоносцы (Contre-torpilleurs), в январе 1914 года (приказ от 14 марта 1913 г.) – в эскадренные миноносцы (Torpilleurs d’escadre).
Внешний вид всех трех кораблей отличался, в первую очередь, дымовыми трубами. У «Д’Эбервилля» они были почти вертикальными с высокими основаниями. Трубы «Кассини» тоже имели высокие основания и стали еще выше из-за надставок, добавленных вскоре после завершения постройки. У «Касабьянки» основания труб были низкими. Три этих авизо стали последними французскими военными кораблями с мостиками между трубами, их боевые рубки располагались перед фок-мачтой со вторым мостиком на всех, кроме «Кассини». У всех трех были удачные обводы корпуса в носовой части, но плохие в кормовой (для «Кассини» характеризующиеся как отвратительные). Все они считались мореходными кораблями и могли без проблем развивать скорость в 20 узлов даже через десять лет после ввода в строй.
«Касабьянка» был переоборудован в минный заградитель в 1911 году, после нахождения в резерве с 1904 года, «Кассини» последовал за ним годом позже. Испытания на «Кассини» в декабре 1911 года показали, что использование подвесных минных рельсов, подобных тем, что были установлены на «Фудре», является непрактичным, и вместо них оба корабля получили палубные рельсы с полуметровой шириной колеи, которые использовались в полевой железной дороге системы Дековилля. В окончательной конфигурации в качестве минных заградителей кормовая 47-мм пушка и грот-мачта были с них демонтированы, в кормовой оконечности оборудован открытый порт, и были установлены два параллельных комплекта минных рельсов, ведущих к поворотной платформе на корме. Каждый корабль мог нести 97 оборонительных мин Арле, 120 ударных мин Арле или 140 мин образца 1906 г. Грот-мачта демонтирована.
«Кассини» («Cassini») включен в списки флота в январе 1893 года, заказан 16 ноября 1892 г., заложен на верфи «Фошж э Шантье де ля Медитерране» в Гавре (Гравилле) в январе 1893 года, спущен на воду 5 июня 1894 г., подготовлен к испытаниям в январе 1895 года.
«Касабьянка» («Casabianca») включен в списки флота в январе 1894 года, заказан 9 августа 1893 г., заложен на верфи «Шантье э Ателье де Жиронд» в Бордо (Лормоне) в августе 1893 года, спущен на воду 21 сентября 1895 г., вошел в строй в 1895 году.
Тактико-технические характеристики:

Чертеж рангоута и общего расположения (plan de voilure et pitonnage) минного авизо «Кассини» – корабля типа «Д’Эбервиль», модифицированного Обществом «Фошж э Шантье де ля Медитерране». Чертеж подписан 30 октября 1894 г. главным конструктором верфи в Гранвилле А. Мармьесом. На нем показаны два торпедных аппарата, которые были исключены перед завершением постройки, и отсутствуют надставки на трубах, установленные перед вводом в строй.

Минный авизо "Касабьянка" на ходовых испытаниях в 1896 году

Минный авизо "Кассини"

Минный заградитель "Кассини" в Тулоне 23 сентября 1916 г.
|
</> |