Лермонтов многим
казался неблагообразным и даже уродливым. Одна из светских дам
назвала его карликом. Боготворивший его как поэта мальчик
одиннадцати лет при первой встрече с ним ужаснулся его облику,
который показался ему безобразным. Лермонтов был мал ростом, имел
большую голову, широкие плечи, плотную фигуру, кривые ноги. Лицо у
него было смуглое, нос вздернутый, смех громкий, иногда
пронзительный. Недаром друзья по школе гвардейских подпрапорщиков
называли его Маешкой — имя уродца из французского романа.
Безусловная некрасота сочеталась в нем с безусловной
заносчивостью. Взгляд его черных узких глаз был тяжелым и не сулил
добра. Однажды он так уставился в поэта Языкова, что тот не
выдержал немой атаки и ушел. Он сам называл себя злым. В памяти
людей, его знавших, он остался маленьким гусаром, злословившим всех
подряд.
В нем была способность попадать людям в больное место, и если
он видел, что задевает их, то с радостью и азартом задевал снова и
снова.
Михаил Лермонтов. Живой в царстве мертвечины

Людей он
воспринимал как манекенов, на которых можно оттачивать
остроумие.
«Пристанет, так не отстанет».
Однажды на Кавказе он ехал из Пятигорска в Георгиевск в одной фуре с тремя офицерами. По дороге он издевательскими шутками так допек их, что каждый из них сделал ему вызов, и все трое сообща высадили его из фуры. Дуэли удалось избежать с большим трудом.
Он был «воплощение
шума, буйства, разгула, насмешки». Ему доставляло удовольствие
говорить людям в лицо вещи, которые их оскорбляли. При этом он
внимательно смотрел на них, ему была интересна их реакция.
Белинскому при их первой встрече он сказал, что его любимого
Вольтера в Чембаре не взяли бы и гувернером. Белинский, в ужасе от
их разговора, назвал Лермонтова «пошляком». Правда, потом изменил
мнение и был в восторге от его ума, тонкости и глубины.
Серьезно он говорил редко и с немногими. Со всеми остальными
он играл и дурачился.
Сбегая вниз по
лестнице, маленький гусар умышленно задевал того, кто поднимался
вверх, и разражался громким смехом; в памяти у людей остался
вызывающий звон шпор на его сапогах. Однажды на маневры гвардии он
явился с маленькой детской сабелькой на боку. Великий князь Михаил
Павлович отобрал у него сабельку и на три недели послал на
гауптвахту. Шитье на мундире у него было неуставное. За общим
офицерским столом он сидел в одной рубашке, тогда как все остальные
вокруг него сидели затянутые в мундиры и застегнутые на все
пуговицы.
Приходя в кабинет к редактору Краевскому, Лермонтов со смехом
сбрасывал со стола бумаги и перемешивал их. Приходя в гости в
чистенькую квартиру одного из своих друзей, он стряхивал пепел с
пахитоски на пол, а окурки зарывал в горшки с любовно выращенными
рододендронами. Приходя в ресторацию, великий поэт ударял тарелки о
собственную голову, надламывал их и отдавал прислуге, у которой они
разваливались в руках. Это смешило его несказанно.
Его демонизм и
байронизм отчасти были позой очень молодого человека, а отчасти
выражением его отношения к людям и жизни. Он чувствовал себя
неизмеримо выше других. В университете он не посещал лекции, а на
экзамене обнаруживал большие знания и холодно указывал профессорам
на их неведение. Человечество казалось ему мелким и скучным, Россия
безнадежной. Дерзостью, смехом, издевкой он бросал вызов не только
людям, но и времени. В России это было время писцов, а не поэтов,
время чинопочитания и отсутствия воздуха. Император Николай нутром
чувствовал, что маленький дерзкий гусар своим стихом и своей жизнью
противоречит его царству ранжира и мертвечины. Получив известие о
смерти Лермонтова, он сказал приближенным: «Собаке собачья
смерть».
Записные патриоты сокрушаются, как мог Лермонтов называть
Россию немытой. Утешим их, он еще не то говорил.
Веселясь с друзьями, в легком подпитии, он самому себе
присвоил имя чистокровного российского дворянина Скота
Чурбанова.
При всей своей любви к сарказму и издевательству Лермонтов твердо знал, что есть черта и где она проходит. Убийцей он не хотел быть и не стал. На двух своих дуэлях он не стрелял ни в Баранта, ни в Мартынова. «Стрелять я в этого дурака не буду», — сказал он секундантам так, чтобы Мартынов слышал.
Лермонтов был беспредельно одинок. В доме в Пятигорске, куда он приходил в гости, запомнили, как он садился рядом с пианино и сидел, опустив голову. Он мог сидеть так час и два, его не трогали. Один из его сослуживцев видел его незадолго до дуэли с Мартыновым на улице. Он шел с палкой в руках, и лицо его было бесконечно мрачным. У Пушкина, когда он умирал, рядом были жена, дети, друзья. У Лермонтова, когда он лежал убитый на столе в маленьком бедном домике на окраине Пятигорска, не было никого. Да, потом дамы клали ему в гроб цветы, а офицеры четырех полков несли гроб, и эта картина как будто заслонила и скрыла его одиночество. Но оно было, было. Едва знакомый ему офицер, узнав о дуэли, взволнованный прибежал в домик, где Лермонтов квартировал у майора Чиляева, и увидел пустую комнату, тело на столе и под столом медный таз, в который еще стекала кровь.
обозреватель «Новой газеты»