Диссиденты: между властью и демосом

топ 100 блогов novayagazeta17.02.2023 Они не уживаются с повседневностью, а повседневность с ними. Их польза — в обыденной бесполезности.

Переиздание российской истории — это не версия стандартного карамзинского варианта, где все вокруг государства и его централизации, а что-то радикально иное, очеловеченное, субъектное. Для этого даже долго искать не придется. Это, на мой взгляд, — история российского диссидентства.

Диссиденты: между властью и демосом

Что есть «диссидент» в чисто этимологическом смысле? Несогласный, неуживчивый, неусидчивый человек. От латинского dissidens, где приставка — dis — указывает на разделение, разъединение, а глагол — sedēre — это «сидеть, восседать». Именно несогласные и неусидчивые люди меняют исторические траектории. Там, где все видят привычное, — они удивляются, возмущаются, сравнивают, размышляют и осмеливаются выдвигать собственные варианты. Размыкают известные круги, расколдовывают магию повседневности.


В целом под диссидентством следует понимать соответствие двум основным идеям.


  • Первая и самая очевидная — это неуживчивость диссидента с политическими, культурными, метафизическими и прочими видами власти. Протест его обращен не только на принуждающий авторитет государства, но и на власть расхожих мнений, на власть молчаливого большинства.

  • Вторая идея — это ориентир на универсальную, а значит, трансцендентальную линию истины, ибо универсум всегда трансцендентален для познания. Универсум безграничен, а это значит, что его познание всегда предполагает выход за границы любой истины о нем — пусть и самой безупречно обоснованной. Это значит, что диссидент — это всегда диалектик, отдающий себе отчет в склонности человеческого разума к искушению, когда, стремясь к безупречной формализации истины, — этот разум проще простого впадает в противоречия.

Определяющей для диссидентства является именно вторая идея. Она позволяет не отождествить свое сознание с какой-то и проявленной, избранной формой. Даже если эта форма весьма импонирует сознанию. Даже если сознание эту форму само и произвело на свет.

Надо отметить, что отождествление с избранной формой есть, наверное, самый большой соблазн диссидента, когда из своего базового, неприкаянного и неусидчивого, положения он может перейти к величественной стабильности.

Жан-Поль Сартр. Фото: AP/TASS

Жан-Поль Сартр. Фото: AP/TASS

Многие пленились этим. Некоторые — на какое-то время, как экзистенциалист Жан Поль Сартр, переживший период преклонения Сталину и Мао. Но чаще всего выходило так, что соблазн захватывал диссидентов бесповоротно.

* * *

Если говорить о диссидентах, относящихся к политическому контексту, то, как правило, большинство из них выступают с отчетливых «левых» позиций: за свободу и равенство, за личность и всегда — против государственной автаркии. Однако соблазн величественной стабильности довольно часто приводит их к противоположному берегу.

И тогда диссиденты становятся угнетателями свободы еще в большей мере, чем те, против которых они изначально боролись под флагом свободы. Собственно, они уже перестают быть диссидентами, превращаясь в тотальных реакционеров. Такая судьба весьма хорошо известна, включая французских якобинцев и российских большевиков. Многие из сегодняшних левых, еще и не добравшись до серьезных искушений властью, — сразу готовы демонстрировать реакционность и нетерпимость самой высшей пробы. Как говорит один из персонажей «Бесов» Федора Достоевского: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом…»

Очевидно, диссидентство не стоит отождествлять с политическими идеями левого фронта. Да и вообще, пока оно сохраняет верность себе, то не тождественно никакой, сколь угодно прогрессивной оппозиционной политической силе. Тогда как цель всякого нормального оппозиционного политика есть приход к власти и утверждение своих идей в законодательном формате —

то для всякого нормального диссидента должен всегда сохраняться диалектический зазор между идеей и ее воплощением.

Оппозиционный политик, придя к власти, перестает быть оппозицией и становится мейнстримом. Диссидент же должен быть в оппозиции всегда, вне зависимости от успеха в продвижении близких ему убеждений. Он соизмеряет реализованную идею с универсальной ее проекцией, с метапроекцией, — и это всегда будет далеко не одно и то же. Диссидент — это всегда метафизик, вооруженный методом критического анализа.

* * *

И при всем этом, несмотря на, казалось бы, внеполитическую суть диссидентства, оно есть едва ли не главный двигатель демократии. Притом что под демократией мы будем понимать некую универсальную проекцию человеческого общежития — а не интересы и потребности какого-либо отдельно взятого демоса в рамках отдельно взятого временного отрезка.

Как представитель универсального, диссидент и в окружающем его конкретном сообществе усматривает, прежде всего, универсальные элементы. По сути, только эти элементы ему по-настоящему и интересны — а не тот бесконечный поток повседневных нужд, в котором привычно живут индивиды.

Диссидент вообще не очень уживается с повседневным — оно и близко не увлекает его так, как мир идей и смыслов. Он знает изменчивую ценность всего, чем обычно увлечены люди.

Когда к Сократу обратился один из его учеников и спросил: «Мастер, что думаешь, стоит ли мне жениться?» — то получил примерно такой ответ: «Не имеет значения. Что бы ты ни выбрал, потом все равно пожалеешь».

Как правило, диссиденты не слишком понятны и не близки населению. Люди хотят ощутимых эффектов, здесь и сейчас. Людям куда более понятны политики, которые обещают дать нечто ощутимое. Если б диссидент стал ориентироваться на поиск широкого людского понимания, то перестал бы жить в мире с самим собой.

Иммануил Кант. Фото: The Granger Collection, New York

Иммануил Кант. Фото: The Granger Collection, New York

Однако люди чрезвычайно и привлекают диссидента — как носители универсалий: свободы, красоты, достоинства, справедливости — и так далее. Он смотрит на окружающих через такую призму. Или — старается так смотреть. Быть диссидентом — значит всегда быть гуманистом. Воспринимать человека по его максимуму. И в качестве такого максимума всякий человек, если следовать мысли Иммануила Канта, этого классического диссидента, — раскрывается не как средство, но — как цель в себе.

В этом же и есть назначение демократии в идеальной проекции — дать возможность каждому индивиду стать понятным для других — по своему максимуму.

* * *

Впрочем, метафизичность диссидента нисколько не отменяет его способности смотреть в глаза реальности. Хосе Ортега-и-Гассет сказал одну неоспоримую вещь: мое Я, это — Я и мои обстоятельства.

Бывают обстоятельства, когда диссиденту, чтобы оставаться верным себе, следует сосредоточиться не столько на идеальных проекциях, сколько на том, что им препятствует. И на тех, кто препятствует. Бывают времена, когда приходят очень темные обстоятельства и от них нельзя просто так скрыться в метафизических высотах. То есть скрыться, конечно же, можно — но тогда это будет совершенно против неуживчивой и критической диссидентской природы. Это будет отменой диссидентской природы.

А потому в определенные времена диссиденту предстоит вставать не только на умозрительные, но и на материальные баррикады.

Как сделал в свое время Сократ, отказавшись от бегства из камеры смертников; драматург и «умозрительный» гуманист Вацлав Гавел, ставший президентом; великий виолончелист Мстислав Ростропович, взявший в руки автомат при защите Белого дома в августе 91-го. В этом и суть честной диалектики: да, универсальный проект далек, утопичен и вряд ли вообще полноценно реализуем — но за то, чтобы он в принципе был как проект, — иногда стоит вооружаться не только мыслью и словом.

* * *

В целом же известная диссидентская неуживчивость с настоящим и явно преувеличенные ожидания от людей — все это не что иное, как великая стимуляция, без которой весьма немногие бы и вспоминали, что у пирамиды Маслоу есть верхние этажи. А уж в России сейчас без этих верхних этажей — совсем никак.

Роман Шамолин,
антрополог



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Именно так звучит новость о якобы передачи Абрамовичем 3 млрд. долларов от продажи Челси в интерпретации того же укроблохера Шария. Но на деле все же есть нюансы и это самое главное. После начала СВО мерзкие ублюдки англичане бросились воровать деньги у богатеев российского ...
Очередное интервью ZDFheute с Армином Паппергером. Шеф рейнметалла вообще очень общительный и кует железо не отходя от кассы. Оружейная компания мчится от рекордной прибыли к рекордной прибыли с начала войны — и, по словам Паппергера, с каждым годом она будет расти двузначными ...
Праздничный Киев Очень люблю свою столицу Мой Киев ("Я їду додому" Океан Ельзи)   HAPPY NEW YEAR!!! (2011) Красавец!!!)) santa3 ...
Вот такие макарошки были обнаружены на территории ЦМВС. Размеры можете оценить сами, для габаритов мерный домик. Представляете, какая кастрюлька для них нужна? ...
Люди обожают устраивать бурные обсуждения на темы, которые даже не сказать, чтобы в принципе неопределим, а скорее, вообще не имеют значения. Ладно бы спорили по вопросам, на которые вообще нет ответа, либо все ответы неверные, или их не ...