рейтинг блогов

Метро, которого нет: "Дворец спорта" и "Кловская"

топ 100 блогов tov_tob30.10.2013 Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

Сегодня мы продолжим знакомство с первыми станциями Сырецко-Печерской линии. Как и "Золотые ворота", "Дворец спорта" и "Кловская" были открыты 31 декабря 1989 г. Ситуация на строительстве этих станций была такой же непростой, как и на "Золотых воротах", особенно последние годы перед пуском. Например, очень напряженной была поставка и механическая обработка чугунных тюбингов (особенно большого диаметра), которая выполнялась за пределами Киева, из-за чего раскрытие станционных тоннелей велось неудовлетворительными темпами. Для спасения ситуации мех. обработку наладили на одном из местных предприятий, а часть станционных конструкций после перепроектирования выполнили в железобетоне.

Если по "Золотым воротам" победителем архитектурного конкурса изначально был московский Метрогипротранс, то "Дворец спорта" сразу достался Киевметропроекту, а "Кловская" - местному Гипрограду. Хотя на фоне "Золотых ворот" эти две станции не так выразительны (да и в принципе они совсем другие), они все же имеют свой индивидуальный стиль и хорошо отражают веяния метроархитектуры тех лет. В частности, с этих станций в Киевском метро началась эра широкого использования алюминия в отделке.

Дворец спорта

Станция получила название от расположенного рядом Дворца спорта. Конструкция станции колонная глубокого заложения.

Относительно конструкции станции существует некоторая неоднозначность: по конструктивной схеме она относится к колонным, однако по документам из-за нетипично большого сечения колонн значится как пилонная (что, в частности, указано и на официальном сайте метрополитена). Такая путаница возникла из-за незапланированного изменения проекта станции. Изначально она должна была иметь классическую колонную конструкцию наподобие "Майдана" или "Золотых ворот" с увеличенным шагом колонн и собираться из чугунных тюбингов. Но из-за хронических проблем с поставками чугуна, которые появились в конце 80-х в следствие тяжелого состояния экономики СССР, строители предложили перепроектировать станцию на сборную железобетонную с металлическими или железобетонными колоннами. В короткие сроки это было осуществлено и дало возможность сэкономить более 4 тыс. тонн чугуна (1,5 млн. советских рублей), ускорив пуск первого участка новой линии. Однако в результате перепроектирования станция получилась весьма нестандартной конструкции: центральный зал представляет собой эллипс, "сплющенный" со стороны боковых тоннелей, а своды залов опираются на достаточно массивные колонны из сборного железобетона.

1. Вот для сравнения поперечный разрез перепроектированной колонной "Дворца спорта" (сверху) и пилонной "Кловской" (снизу).
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

Вместе с соседней "Площадь Льва Толстого" станция "Дворец спорта" образует пересадочный узел с Куреневско-Красноармейской линией.

Архитекторы: Н. Алёшкин, А. Крушинский, а также Н. Гороховская (вестибюль станции).

По данным официального сайта суточный пассажиропоток на вход составляет 17,8 тыс. пассажиров.

2. Всевозможных вариантов оформления станции существовало очень много.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

3. Т.к. станция изначально должна была иметь классическую колонную конструкцию, в некоторых эскизах колонны изображены значительно тоньше построенных впоследствии.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

4.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

5. Глядя на такие эскизы, мне всегда было интересно, как бы эти светильники выглядели в реальной жизни.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

6.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

7. Станции у Дворца спорта - соответствующий рисунок на колоннах:
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

8.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

9. Когда я впервые увидел этот эскиз, я сначала подумал, что это "Золотые ворота". Но нет, оказалась именно "Дворец спорта".
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

10.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

11. Что за станция изображена на этом эскизе - неизвестно. Но по некоторым элементам она напоминает нынешнюю "Дворец спорта", возможно, это именно она.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

12. Наконец, тот эскиз, по которому была построена станция. Обратите внимание на откидные сидушки, которые так и не были реализованы; говорят, под них даже остались закладные детали в колоннах.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

13. Вид со стороны Бассейной на шахтный ствол 228-й площадки, через который строилась станция. Сейчас этот вид закрывает БЦ "Гулливер".
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

14. Такое вот фото еще есть. Ничего не понятно, но будем считать, что картину строительства вестибюля станции я вам показал. На заднем плане можно разглядеть один из венткиосков станции.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

15. Комиссия, состоящая из представителей Киевметростроя, Киевметропроекта и городского совета, рассматривает проект оформления станции прямо в центральном зале самой станции.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

16. Образ интерьера продиктован спортивной тематикой станции. Необычная "сплющенная" конструкция центрального зала способствовала созданию декоративного свода трапецевидной формы.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

17. Увеличенная высота зала позволила авторам создать впечатление ее динамичности. По оси станции проходит световая линия из стандартных люминесцентных светильников, которые, тем не менее, хорошо вписываются в общее оформление станции. Пол станции выложен плитами серого гранита с продольными и поперечными светлыми полосками. Несколько лет назад продольные полоски превратились из мраморных в кафельные, т.к. мрамор стирается намного быстрее гранита и за годы работы станции полоски превратились в небольшие ямки.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

18. Колонны станции облицованы необычным зеленым кубинским мрамором и алюминиевым профилем.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

19. Боковые тоннели имеют правильную цилиндрическую форму. Своды всех трех залов покрыты акустическими панелями, которые не только придают станции индивидуальности, но и значительно снижают уровень шума на станции. Кто бывал на станции, наверняка обращал внимание, что поезда на нее прибывают непривычно тихо. Более того: в позднее время на станции можно даже услышать, как со стороны "Лукьяновской" на "Золотые ворота" прибывает поезд.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

20. Название станции на путевой стене выполнено буквами оригинальной формы. "Дворец спорта" - единственная станция в Киеве, на которой сохранилось название на русском языке. Скорее всего во время тотального переименования станций эту станцию пожалели из-за необычной формы букв, не став менять надписи на стандартные, и отложили вопрос "на потом". Но денег на изготовление новых букв как всегда не нашлось, а потом об этом и вовсе забыли.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

Многое в отделке этой станции было очень необычно и современно для своего времени, но по прошествии лет панели покрылись грязным налетом, местами образовались потеки и отделка потеряла былую привлекательность.


Кловская

Проектное название - "Улица Мечникова". С момента открытия до 1993 г. станция носила название "Мечникова". Нынешнее название произошло от исторической местности Клов, в которой расположена станция. Конструкция станции пилонная глубокого заложения. "Кловская" имеет сборную железобетонную конструкцию "киевского типа" с узкими пилонами. К станции примыкает служебно-соединительная ветка, через которую поезда в случае необходимости могут попасть на "Майдан" и "Крещатик".

Архитекторы: М. Соляник, а также А. Крушинский, Л. Качалова, О. Черевко (вестибюль станции).

Пассажиропоток - 12,5 тыс. пассажиров в сутки.

21. Один из первоначальных вариантов оформления станции:
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

22. Станция практически в том виде, в котором мы ее видим сейчас. Только пилоны оформлены иначе.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

23. А тут уже и пилоны соответствуют построенному.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

24. Проект вестибюля, выполненный по круговой схеме.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

25. А вот и строительство этого же вестибюля.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

26. Отделка станции близится к завершению, строители вывозят какой-то хлам.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

27. Пробный поезд на станции:
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

28. Одна из камер съезда перед станцией. Прямо ушел тоннель в сторону "Дворца спорта", направо идет съезд на служебно-соединительную ветку.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

29. Станция в первые годы работы. В общем-то, с тех пор почти ничего не изменилось.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

30. Станция решена в спокойных тонах, лаконично и без излишних декоративных элементов. Своды станции покрыты панелями алюминия индивидуального изготовления, которые окрашены эмалью в зеленый цвет, и из профилей, анодированных под бронзу. Пол покрыт гранитом серого цвета в сочетании с полосами красного и черного цветов.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

31. Станция освещается люминесцентными светильниками, расположенными продольными рядами в нижней части свода, и зрительно как бы разрезают свод, усиливая контрасты цвета материала.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

32. Пилоны станции облицованы объемными блоками и плитами из белого мрамора "Коелга". В проходах между пилонами раньше были подвешены четыре небольших круглых светильника, но впоследствии их зачем-то демонтировали. В память о них остались дырки и заплатки в алюминиевых профилях. Как выглядели эти светильники, можно представить по фото 23 и 29.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

33. В торце центрального зала находится декоративная композиция на биологическую тематику, созданная из объемных блоков мрамора, внутри которых закреплена черная мраморная сфера. Композиция напоминает об изначальном названии станции.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

34. Путевые стены облицованы мраморными плитами светлых ("Коелга") и розовых тонов ("Роза Аврора").
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

35. Из-за близости Республиканского дома звукозаписи (ныне Национальная радиокомпания Украины) путь рядом с "Кловской" впервые в Киеве был уложен не на традиционных деревянных шпалах, а на экспериментальных лежнях с резиновыми прокладками. Это позволило снизить вибрации на поверхности, а также уменьшить динамические нагрузки на конструкцию и подвижной состав.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

36. Лежни крупным планом. На слух этот участок легко идентифицируется: при отправлении со станции в сторону "Печерской" (и перед прибытием на "Кловскую" в обратном направлении) некоторое время отчетливо слышно непривычно громкий гул.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

37.
Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская

Следующая остановка на станциях "Печерская", "Дружбы народов" и "Выдубичи".

См. также:
История станции "Золотые ворота"
Метро, которого нет: Святошинско-Броварская линия
Метро, которого нет: Куренёвско-Красноармейская линия

P.S. Спасибо Диме Ермаку, Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская 81412, Метро, которого нет: Дворец спорта и Кловская estrella_de_sur и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Алечка Прудникова в очередной раз сходила в этот публичный дом под названием мен-вумен и наоставляла там следов. В ответ некоторые попытались обкидать Алечку банановой кожурой, но не попали, мишень большая, но мишени пофиг. Я почитала, что ...
Практически ровно два года назад в одной из предыдущих записей попросил помощь зала в виде поиска фотоснимков танка БТ-7М из танкового батальона Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина, который был подбит днем 2 июля 1941 года к западу от деревни Яунокра Краславского ...
Суп шурпа — яркий представитель восточной кухни. Яркий во всех смыслах. Да и как южным блюдам не быть такими! Климат, овощи, фрукты и специи создают гастрономические шедевры, без которых сложно представить культуру этого региона. И шурпа в этом смысле не только рецепт, но и ...
Часть, кажется, первая из возможных многих. Простейшему приему "тисни листца/травца" я научилась еще прошлым летом, насовав в керапласт всяких травок и изобильно растущих в Рыбацком лопухов, посмотреть на это можно, например, здесь . Фактура или рельфе на заготовке, конечно, выглядят ...
Десерт — дело тонкое и нежное, даже если на вид это — массивный торт.  Каждый десерт готовится по своим канонам и рецептам, но не каждый может стать любимым.  В «зимнем ...