Месяц немилосердный

Когда-то «...не было в Израиле праздника прекраснее ту-би-ав — 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях — одолженных, по обычаю, друг у друга, чтобы никому не было стыдно из-за отсутствия красивой одежды. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда».
В современном Израиле — 15-е ава — это что-то вроде дня всех влюблённых — наш ответ антисемиту святому Валентину. С этой даты траурный месяц ав меняет своё название на «менахем ав» — ав милосердный.
Йотама Овадью, зарезанного террористом, хоронили в ту-би-ав.
Вряд ли надо было бы мне писать сегодня, я обычно, когда меня что-то сильно выбесит, стараюсь сразу по горячим следам не реагировать (благо часто на это и времени-то нету), а когда остыну – глядишь – уже и дзен отрос: да и пошли вы все на фиг – всё равно никого ни в чём не убедишь, и никого не перевоспитаешь.
Но сегодня не растёт что-то дзен, засох – то ли обильный полив нужен, то ли заново сажать и холить-лелеять.
Я не была знакома с погибшим Йотамом, но в лицо его помню – на детской площадке встречала, когда гуляла с внуками – он именно из тех израильских молодых и чуточку чокнутых папочек, которых я недавно назвала национальным достоянием – я просто млею, когда такой брутальный мужик, сломя голову несётся к своему сокровищу с ушибленной коленкой: "Что!!! Что с тобой такое, ангел мой, душенька моя!" А ещё часто харедим и сефарды маленького ребёнка называют "цадик" – праведник, и уж, простите сентиментальную старуху – душа тает, когда я это слышу.
…Когда хоронили Йотама, надгробную речь говорил толстый, одышливый, простоватый на вид дядька в вязаной кипе, его тесть – не в силах был говорить отец, потерявший последнего сына, криком кричала бабушка (бабушка, хоронившая внука!) и отказывалась верить в происходящее юная жена – в тот проклятый вечер он вышел из дому, чтобы подготовить ей сюрприз – праздничный ужин на ту-би-ав.
На сефардских похоронах не стесняются рыдать в голос, и рыдали все, кто это слышал:
- Йотам, драгоценный наш – я уверен, что место твое сейчас – в саду райском и оттуда ты будешь хранить и беречь и жену свою возлюбленную, и осиротевших детей, и несчастных своих родителей, и всю свою большую семью, для которой сегодня рухнули небеса.
Да укроет тебя Властелин милосердия под сенью крыл своих навеки и приобщит к сонму вечно живых душу твою. Да отомстит Всевышний за твою кровь…
…Если можно найти единственно верные слова для такого невыразимого горя – то вот они. Это – если кто не в курсе – сказано языком самой читаемой книги на Земле, которую многие из здесь живущих сроду не открывали – ни на святом языке, ни в переводе.
Я сегодня среди дня, открыв френдленту, чтобы отвлечься (правда, чтобы отвлечься — жизнь ведь продолжается, люди вон о приятном пишут и смешном — вон у кого-то отдых в Эйлате удался, как никогда, у кого-то детишки банку с мёдом раскокали — знакомо! — кто-то по Эльзасу путешествует, кто-то по Риге, кто-то «Орфея и Эвридику» в Берлине слушал — завидую! — да и мне пора приходить в себя, мне на той неделе предстоит путешествие в «тиюль шорашим» с целой бандой внуков в возрасте от нуля до семнадцати), и тут — в недобрый час нарвалась на пост френдессы, короткий, отпускной с изъявлением радости от того, что:
«глаз отдыхает от остопиздевших мне религиозных личностей и иудаистской атрибутики...»
И зачем я это прочитала?...
Нет, я знаю, что не меня конкретно имели в виду, но вдруг тоска накатила смертная — как же это знакомо, как неистребимо, как бесполезно кому-либо что-либо доказывать и как же тошно!
Ясен пень, для меня многие делают исключение: это мы не про вас, вы, дескать, тётушка Чипка, хоть и датишная, но нормальная («Вы, Роза Лазаревна, хорошая женщина, хоть и еврейка» — узнаваемо, правда?)
...Но вот эта надгробная речь и этот молодой муж, который готовил сюрприз возлюбленной жене своей на неведомый культурным европейским людям ту-би-ав — это та самая иудаистская атрибутика. А этот плачущий пузатый дядька — религиозная личность — один из тех, что остоп****ли, бля!
Из меня плохой сионистский пропагандист — людей, покидающих Израиль, я одобряю и поддерживаю всячески — в своё время горький опыт пятнадцатилетнего проживания в нелюбимом городе убедил меня в том, что, извините за капслок, ЧЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН ЖИТЬ ТАМ, ГДЕ ЕМУ ПЛОХО!
Я верю в то, что любую конкретную местность можно возненавидеть с первого по ней шага — со мной такое было много лет назад.
И я готова людям, живущим не там, где им нравится, от души посочувствать.
С оговоркой.
Если речь идёт о Северной Корее, например.
Или об Афганистане времён талибов.
Или, задним числом, о Советском Союзе.
О местах, где отъезд из страны чреват и сумой, и тюрьмой, и
гибелью, и бедой для близких.
А вот на страдающих по многу лет в Израиле — не включается жалелка — одно недоумение — зачем????!!!
Зачем, уже всё для себя уяснив, год за годом подогревать свою ненависть на медленном огне, зачем подсыпать и подсыпать заварки, пока ложка не встанет — самим-то не страшно чифирём отравиться?
Я в общем, сама виновата. Я не ожидала, начав писать блог, что первый же мой пост найдёт благодарных читателей. Я была рада без разбору всем, кто меня зафрендил и многих зафрендила в ответ.
Я до сих пор не повесила верхний пост — не умею я системно себя описывать, и те, кто сгоряча меня записал меня в друзья, наверное, не совсем разобрались, что это за зверь такой забрёл в блогосферу.
Хотя... первый же мой пост был, в общем-то, о том, как мордастая баба в белых панталонах легко и между прочим обозвала меня религиозной свиньёй — для неё это скверно кончилось, но если кто думает, что лихая тётушка Чипка весь день после этого пребывала в приподнятом настроении — «то я отвечу, чтобы да — так нет...»
Я не буду никого отфренживать — я вот припомнила, что за всю свою жизнь ни разу никого не выставила из дому, не указала , что называется, на порог, хотя, ой, как многим и следовало бы — да всё лень моя извечная, а также миролюбие и глупая интеллигентская нерешительность — легче было плавно свести общение на нет.
Поэтому, знаете, вы меня лучше сами отфренживайте, те, кого тошнит от всяких шабатов, кашрутов и прочей «атрибутики» — я ведь этой самой атрибутикой живу и дышу — да и пишу об этом под настроение — оно вам надо?
Кто в теме, тот знает — кроме хороводов в белых одеждах, день 15-го ава был объявлен днем примирения между потомками различных колен и единства народа Израиля. Но похоже, что долго еще нам ждать того полнолуния, когда месяц ав станет действительно милосердным.
|
</> |