Как это выглядит со стороны...
chipka_ne — 06.07.2018 В предыдущем посте комментарий френдессы yushkevich , которая искренне изумилась нашим странным еврейским заморочкам, заставил меня задуматься о том, что люди, сменившие страну проживания и усвоившие за не один десяток лет другие ментальные и культурные коды, но продолжающие общаться на родном языке, часто забывают о том, что для многих из их бывших соотечественников, фраза, написанная вроде бы по-русски, остается непонятной, чуть меньше, чем полностью. Вот условный "русский" израильтянин, даже регулярно покупающий ветчину в "русском" магазине, не нуждается в пространных объяснениях, потому что хотя бы в общих чертах знает, что такое шабат, кашрут, хамец и прочая - просто потому, что он среди этого живёт, часто страдая, раздражаясь и выходя на борьбу с религиозным засильем - но живёт - потому что другой страны и другого народа со времен хождений по пустыне у нас нет.Но на этом Шехерезада прекращает растекаться мысью по древу - она не на службе, где за это денюжку платят, а в ЖЖ, где положено отдыхать и трындеть. Поэтому вот вам сказочка на тему: как мы смотримся со стороны.
Ровно десять лет назад, уже изрядно налетавшись по белу свету, я, наконец, исполнила голубую мечту розового детства - синее море, белый пароход, круиз!
Некоторые жалуются, что сбыча мечт детства и юности их в зрелом возрасте разочаровывает, приедаются и апельсины и шоколад, и джинсы всех конфигураций.
Я тоже очень быстро наелась апельсинами и остыла к шоколаду, а джинсы вообще перестала носить, но вот это - синее море, белый пароход, а я сижу на палубе в шезлонге, потягивая мохито - не надоест никогда, и не спорьте!
Год без кораблика, как прошлый, например, вырван из жизни, однозначно!
...До сих пор помню, как мы отплывали впервые от Хайфы, и плавно удалялись от нас бахайские сады, а на палубе зажигали смешные девочки в перьях из развлекательной команды, веселились и приплясывали им в такт дружные марокканские тетушки - освобожденные женщины Востока, на две недели оторвавшиеся от стирки-готовки и чад-домочадцев, и солидно гудел гудок, и гремела залихватская музыка, и - смейтесь, смейтесь - я - с культовым стаканом мохито в руке- сама себе завидовала, чуть не расплакавшись от счастья.
Впрочем, я отвлеклась...
Рамки религиозного мракобесия, увы, не позволяют мне пользоваться услугами всяких разных "Карибиан", ибо даже если я решусь тряхнуть мошной, преодолев природную скупость, то согласитесь, глупо на современном роскошном лайнере приходить в ресторан-гурме со своей баночкой тунца и растворимым супчиком. (Хотя... окружающим будет, о чем посплетничать - все людЯм развлечение).
Но нам и самим охота веселиться, а веселие в Израиле включает покушать, поэтому мы выбираем круизы "Мано" - кошерные. И вкусные, кошерности вопреки! И изобильные питанием - даже если какой Робин-Бобин-Барабек от трёх полных трапез оголодает, то есть кофе с плюшками до завтрака с шести утра и ночной дожор в виде пиццы на палубе. (пост фирмой "Мано-Сапанут" не проплачен!).
...Нынче у "Мано" остался только один кораблик (а жаль), зато с полностью кошерной кухней. А десять лет назад, если кто помнит, когда корабликов было три, в рекламных проспектах "Мано" только на трех-четырёх маршрутах стояла пометка 'для соблюдающих традиции". Вот один из таких маршрутов - в октябре - мы и выбрали.
Почти треть билетов на этот круиз выкупила большая религиозная группа - организация выходцев из США и Канады, так что бонусом ко всем прелестям путешествия шло наличие соответствующей тусовки и движухи. Правда, там подобрались исключительно ветераны организации, средний возраст 70+, мы с мужем на их фоне выглядели Бней-Акивой, но тем приятнее для поднятия самооценки (вот опять, чуть не забыла про неизраильских читателей, Бней-Акива - это религиозные скауты).
Теперь немножко о самом кораблике. Фирма "Мано" - израильская. Кораблик (тогда это был "Ройял Ирис") - небольшой, семипалубный, был сделан во Франции и, как на мой непритязательный вкус, смотрелся очень элегантно, на фоне гигантских транатлантических утюгов-титаников. Ходил он, если не ошибаюсь, под панамским флагом. Команда - во главе с капитаном - украинская, выпускники одесской и николаевской мореходок с родным, за версту узнаваемым южным говорком. Официанты - филиппинцы, китайцы и таиландцы. Горничные - украинки и молдаванки. Развлекательная команда - гордые британцы. Ну, и пассажиры, как можно догадаться, почти сплошь евреи, слегка разбавленные израильскими арабами и друзами из
Галилеи - прям хоть снимай на плакат о дружбе народов!
Мы слегка волновалась перед первым шабатом на борту - как-то это будет? Но почтенный рав из вышеупомянутой тусовки нас успокоил: Everything under control!
Перед самым шабатом "Ирис" пришвартуется в Чивита-Веккия и те, кому шабат - не шабат, отправятся на поиски приключений. Для религиозных был выделен один из салонов под синагогу и шкаф для свитков Торы (свитки бравые ветераны принесли с собой, без них синагога - не синагога). После вечерней молитвы - субботняя трапеза в приятной и благочестивой компании. Затем - на выбор - урок известного рава, лекция профессора Бар-Иланского университета, отдельный урок для прекрасных дам или вечер песни (без пляски) - среди нас есть парочка профессиональных канторов, готовых тряхнуть стариной.
Красиво, правда?
Мы с мужем подготовили ещё и запасной вариант, на случай, если задремаем на уроке англоязычного рава или заскучаем в спевшейся компании ветеранов, знакомых ещё с песочницы и понимающих друг друга с полуслова. У нас припасена была на этот случай бутылочка замечательного сухого вина, каковое и предполагалось распить на верхней палубе, глядя на звезды и береговые огни Чивита-Веккиа и размышляя о высоком - тоже неплохо, верно ведь?
...Вы уже чувствуете какой-то подвох и правильно. Потому что до Чивита-Веккиа мы не доплыли, попав в первый в этом сезоне шторм. Для нас с мужем этот шторм был приятным сюрпризом - оказалось, что мы входим в число счастливчиков, которым неведома морская болезнь! (А меня ведь всю жизнь укачивало на любых качелях-каруселях, да и сейчас укачивает в машине на скоростной трассе - а на кораблике - только адреналину добавляет - вот как такое объяснить?).
Все входы-выходы наружу были наглухо задраены. Обслуга сменила каблуки на черненькие удобные кроссовки. По каютам разносили противотошнотные таблетки. На всех перильцах развесили гигиенические пакеты.Шведский стол в ресторане отменили - еду разносили только официанты, впрочем, разносить-то было особо некому. И только мой муж, внезапно освоив походку бывалого морского волка, разгуливал по коридорам и салонам, любуясь бьющимися в стёкла волнами и пугая немногочисленных встречных мелодекламацией:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые...
Вчера еще бравые американо-канадские ветераны его блаженства не разделяли. Героические их женщины кое-как поднялись на шестую палубу, где в так называемой библиотеке приготовлено было место для зажигания свечей (между прочим, принарядиться к шабату не забыли, стихия стихией - а нарядная шляпка по расписанию!) Вечерняя молитва почти в полном составе, на страх врагам, тоже состоялась - не дождетесь! Но до ресторана, чтобы сделать кидуш (благословить вино и хлеб) часть бойцов уже не добралась, а прочие герои, едва преломив хлеб, по стеночке, по стеночке расползлись по каютам. Как-то сразу стало ясно, что культурная программа и приятное общение отменяются чуть более, чем полностью.
А нам - парочке блаженных - всё было нипочем, аппетит прекрасный, настроение - и того лучше, и главное - сна ни в одном глазу! - шторм на нас действовал почище любого стимулятора.
Но припасенная бутылка вина в планах осталась, да и книжки в дорогу почитать мы прихватили - вопрос, где? Свет в нашей крошечной каюте мы оставили только в туалете - мы и в будни-то туда заглядывали только помыться-переодеться и спать - так что распивание благородного напитка в полутьме как-то не вдохновляло, равно как и чтение на стульчаке. Салон, отведенный под синагогу, был почему-то заперт. В большом салоне, где обычно шла концертная программа, и на этот раз гремела музыка - публики было - полтора героя, однако британские стрипочки, честно отрабатывали свой хлеб и усердно топотали босыми пятками по качающейся сцене, изображая какое-то Таити. Их добросовестность несомненно вызывала уважение, однако зрелище для благочестивого еврея это было не вполне подходящее, и мы уж совсем было отчаялись, как вдруг вспомнили: библиотека! где свечи зажигали!
На наше счастье библиотека была открыта. И свет горел - ура!
Только вот мы там были не одни - возле подноса со свечами сидели два матроса и о чем-то довольно бурно беседовали. Заметив нас, они покивали вежливо и понизили голоса, но эмоционального накала не сбавили, поэтому даже за дальним столиком нам было слышно каждое слово. В голосе одного из них звучала неподдельная горечь человека, обманутого в лучших чувствах, второй же горячо и страстно оправдывался.
- Я ж, б**дь, Максим, тебя за человека держал, а ты... - горько укорял разочарованный.
- Да, ты шо, б**дь, Сирога, - с не менее горькой обидой пылко возражал Максим, - ты жеж меня знаешь! Да разве ж я когда! Та я ж, б**дь всегда!
- А хто меня, б**дь, на х** капитану сдал? Хто?
- Так хто ж,б**дь, знал! Капитан сказал - глянь, или Сирога в библиотеке, б**дь, а я гляжу - тебя, б**дь нету, ну, я и сказал на мостик - нету, а шо такого? Я ж думал - он просто...
- Думал он, б**дь! - вполголоса, оглянувшись на нас, рассвирепел Сирога, - лучче б думал, шо в нашего кэпа ничо так просто не бывает! Он жеж меня уже на х** три раза раком поставил за пять минут за ту отлучку! Три нарада вне очереди, б**дь! На берег не пустит!
- Та кака така, б**дь, отлучка! Ты с откуда отлучился! - изумился Максим.
- С откуда, с откуда - с отсюда! Со свечек!
- Со с этих? - ещё больше изумился облыжно обвиняемый матрос.
- Ну! - Сирога еще понизил голос и уже более снисходительным тоном знающего человека растолковал, как несмышленышу, - Жиды на субботу себе свечки позажигали, - он вдруг поперхнулся привычной буквой "б" и продолжил, - у них - то святое, так кэп сказал, шоб стеречь, шоб не погасли раньше времени, бо качка. Хоть одна раньше воемени погаснет - он мне ее лично в зад встромит - ты ж его знаешь! Так шо - сидеть, не вылазить! И до гальюна ходить только с заменой!
А я ж на секунду, б**дь посцать выскочил, ну шо я буду морочиться кого звать, а тут, б**дь, ты - шо пять минут не мог меня покричать? Не, сразу докладать на мостик!
- Та я ж не знал! - завел свою сказку про белого бычка Максим.
- Не знал он... - вяло огрызнулся почти успокоившийся Сирога, - от теперь сиди тут со мной, та п**ди дальше, бо я тут со скуки сдохну, пока те свечи догорят.
Они помолчали.
- Слухай, - нарушил вдруг молчание Максим, - а може я - того, задую их потиху, когда ЭТИ уйдут (мы, нечеловеческими усилиями сдерживаясь от хохота, по стеночке пробирались к выходу), а кэпу скажем,шо сами погасли!
- Совсем дурной? - осведомился Сирога и добавил наставительно, - сказано тебе - тож святое! Нехай горят, пока сами не погаснут.
- А шо будет?
- Шо будет, шо будет - почем я знаю! От попробуй, так узнаешь, почем в Одессе рубероид - тока после шоб не жаловался!
...Мы уже почти добрались до двери, когда Максим вдруг спохватился и просвистел театральным шепотом:
- Слухай, мы тут - ото - разболтались, а тут жеж наших бывших полно - може, ЭТИ всё поняли?
- Та не, - успокоил его Сирога, - те жиды, которые русские - они без тюбетеек...
Вам интересно, что происходило с нами потом, когда мы, наконец, выбежали и заржали, заглушая рокот волн?
Ну, шо вам сказать - до гальюнА добежать успели... И заснули потом замечательно. И снились нам субботние свечи, хранимые Сергием Богобоязненным.
Вснм, кто в теме, Шабат Шалом!
|
</> |