"Мёртвая материя"

топ 100 блогов swamp_lynx25.03.2021 "И тут у нас, и в так называемых «развитых странах» понятие «толерантность» ещё совсем недавно служило чисто описательным термином, характеризующим повседневную социальную дистанцию между «чужаками» и «местными»; низкий уровень толерантности (оценка которого – сложная, но сугубо техническая проблема, интересная и понятная лишь узкому кругу специалистов), попросту говоря, указывал на отсутствие сколько-нибудь интенсивной и разнообразной повседневной интеракции между представителями разных социальных категорий (например, «мигрантами» и «коренным населением», «молодежью» и «взрослыми» или «олигархами» и «простым народом»). Я не вполне понимаю, как так получилось, что сегодня это понятие превратилось в наименование социального и даже нравственного идеала (которого я отнюдь не разделяю, более того – считаю очередной тоталитарной утопией), однако нетрудно заметить, что превращение «толерантности» в устойчивый и массовый стереотип повседневного действия – реально очень серьёзная и для нашего общества (тем более, в условиях глобального экономического кризиса) неподъёмная проблема." Андрей Игнатьев.

"Коротко говоря, отторжение «чужого» является законом природы, незнание или игнорирование которого отчасти даже извинительно, однако от ответственности не освобождает, поскольку сопряжено с достаточно существенной переделкой того, что обычно называют «природа человека», а соответственно - со значительными расходами, наличием специального «аппарата» и, главное, практиками насилия, реально осуществимыми лишь в условиях полицейского государства. В самом деле, граница между «своим» и «чужим», а соответственно – разнообразные и весьма эффективные механизмы, обеспечивающие её поддержание, являются, пожалуй, наиболее существенным признаком, отличающим живые организмы от так называемой «мёртвой материи», это куда более эффективный критерий повседневной социальной идентификации (включая распознание «живого» и «мертвого»), нежели пресловутый «тест Тьюринга», человек, даже весьма образованный и воспитанный, в этом плане мало чем отличается от какого-нибудь вируса или ещё более примитивных форм жизни.

Такую границу и действие соответствующих механизмов нетрудно заметить, потыкав соломинкой в гусеницу или червяка, однако те же самые факторы ограничивают возможности переливания крови или пересадки органов от человека к человеку, являются важнейшим источником проблем, связанных с жизнью в «коммуналке» или «общаге», наконец, эти же самые факторы («природа человека», попросту говоря) естественным и неизбежным образом порождают неприязнь к «фрикам», «приезжим», «иностранцам», «инакомыслящим» и прочего сорта «чужакам»; надеяться на то, что эта неприязнь вовсе не будет возникать или очень быстро утихнет сама собой, по меньшей мере наивно, ставить подобного рода аффекты или обусловленные ими действия в вину можно только в перспективе массовой «охоты на ведьм», тогда как перспектива внедрения идеала «толерантности» в повседневную жизнь – затея куда как дорогостоящая, т.е. требующая времени, денег, «мозгов» и рабочих рук (ресурсов, в нашем отечестве всегда дефицитных), а главное - приобретающая смысл только в достаточно специфическом политическом контексте.

Вот почему, будучи давним и убежденным сторонником демократии, экономического либерализма, права человека на частную жизнь и прочих «свобод», я категорически и от всей души поддерживаю стремление патриарха Кирилла провести демаркацию той специфической предметной области, в границах которой обсуждаемое нами понятие может эффективно использоваться без посягательств на чувства и повседневные здравый смысл обывателя: ведь сказано же классиком советской песни «не плюй против ветра…». Для начала вполне сойдет и даже будет полезно ограничить применение указанного понятия областью межконфессиональных отношений, в которой Его Святейшество по очевидным и вполне уважительным причинам чувствует себя наиболее комфортно; в этом конкретном случае речь действительно будет идти исключительно и только о веротерпимости (которую я, как инославный, не могу не приветствовать), тогда как иноязычное по происхождению и весьма сомнительное по своим прагматическим функциям понятие «толерантность» вполне может быть отброшено или хотя бы отложено на потом – когда появятся лишние деньги."

***

"Памятное до сих пор ночное «странствие через Лабиринт» в далёком арабском эмирате открыло мне тайну различий различий между обществами, которые мы по традиции именуем «западными» и «восточными»: первые, судя по личным наблюдениям в аэропортах или на железных дорогах и автомобильных трассах, рассчитаны на ситуацию «транзита» и кризиса, в которой, как предполагается, находится всякий странник и в которой привычки или даже здравый смысл очень быстро становятся инвалидны (повсюду хорошо заметные, очень подробные и легко читаемые указатели, обеспечивающие эффективную структурацию пространства, притом не только физического, но и социального), тогда как вторые, судя по тем же личным наблюдениям, впрочем, гораздо менее представительным и обширным, рассчитаны на стационарные («штатные») перформативные контексты, в которых «акторы» делятся на «своих» и «чужих», одни в указателях или разметке территории не нуждаются, у них есть достаточно эффективные привычки, тогда как другие делятся на «важных персон» и прочих, «важные персоны» имеют сопровождающего из «местных», прочие же не интересуют никого, экстраполируя этот опыт на более сложные и обширные перформативные контексты, разумно предположить, что в «западных» обществах всякий человек полагается «номадом», странником, прибывшим издалека и на недолгое время (есть даже очень много историй, в которых этот статус рассматривается как метафора «удела человеческого» вообще), сценарии повседневного действия определяет исключительно культура, представленная как безличные образцы поведения, понятия и ценности (не случайно эта культура так долго и с таким успехом претендовала на универсальность), основным регулятивным механизмом является социальный контроль, а критерием всякого допустимого суждения о человеке – соблюдение или нарушение стандартов, предполагаемых этой местной культурой, в противоположность этому, в обществах, которые здесь названы «восточными», человек полагается оседлым, а перформативный контекст – стационарным и хорошо освоенным, сценарии повседневного действия определяют устойчивые массовые привычки (отсюда нравы, чью специфику хорошо передаёт название старого советского фильма «Чужие здесь не ходят»), культура и сообщество находятся в синкретическом единстве (отчего претендуют скорее на исключительность, нежели на универсальность), основным регулятивным механизмом является социализация, а критерием всякого допустимого суждения о человеке – идентичность, следствием чего становятся традиции судопроизводства, в «западных» обществах известные только из документов инквизиции или по свидетельствам о её процессах."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Советник Путина заявил о юридическом существовании СССР. Развалу Советского Союза необходима правовая оценка, де-юре он еще существует , так как процедура ликвидации СССР была нарушена. Соответствующее заявление на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) сделал ...
"...Часто пухну от голода. Лиля Брик прислала мне колбасу салями, конфеты французские. Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю ...
Остальные видео в Как это сделано. Жми ↓ ...
Снова засолили Да под картошечку И всякое этакое ...
На дворе 2020 год -- XXI век, между прочим. Родился уже папа Алисы Селезнёвой, Марти Макфлая уволили, а в космическое пространство запустили Теслу. Среди этого великолепия футуризма у нас в стране каждое лето по заведенной ещё в СССР традиции до сих пор отключают горячую воду. Опять ...