рейтинг блогов

Das Geviert (Четверица)

топ 100 блогов swamp_lynx18.03.2021 "Когда человечество живёт в сакральном мире, движение идёт от полюсов к центру. В таком случае Da-Sein становится сценой великих эпифаний. Здесь рождается философия, искусство, культура, религия, культ. Здесь рождается поэзия. Люди живут рядом с богами, а Небо насыщает своим метафизическим отеческим светом влажную материнскую Землю.
Но можно применить Geviert и к больной – искаженной -- в онтологии, к онтологии монстров. Огрубевшие смертные отворачиваются от богов, замыкаются в своем индивидуализме. Оскорбленные боги уходят. Либо люди отпугивают богов своими требованиями, мольбами, проклятиями (когда не получают желаемого). Люди могут и идти на встречу богам – но как… Если не в тонком почтении, в легком танце, с возвышенными пэанами и славословиями, а грубо и навязчиво, то боги просто ускользают.
Точно так же Небо и Земля могут жить в браке, а могут оказаться в состоянии войны -- войны материи и духа. Тогда они противопоставляются друг другу, замкнувшись каждый в своем – Небо в безразличной полноте, Земля в бешенстве истерической утробной лишённости." Александр Дугин.

Фёдор ШИМАНСКИЙ. По поводу Хайдеггера. Какую роль в вашем мировоззрении играет Das Geviert — четверица? Вопрос именно про четверицу, потому что про неё знают, но никто не понимает, что это такое.

Александр ДУГИН. Хайдеггер сыграл в становлении моего мировоззрения огромную роль. В своих работах я, действительно, обратил внимание на Четверицу, das Geviert, посвятил ей лекции, достаточно подробно разобрал в книгах "Мартин Хайдеггер. Философия Другого Начала" и "Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии". Те, кто знакомы с этими работами, наверняка, обратили внимание на то, что я выделяю Четверицу как важнейший философский метол.

На мой взгляд, это один из примеров сакральности мировоззрения самого Хайдеггера. Это поздний Хайдеггер, который, отошёл языка феноменологической традиции и стал говорить языком философских мифов, в каком-то смысле как Платон. Для Хайдеггера Geviert — это пересечение основных силовых лини, квинтэссенция всей его философии, особенно поздней. Эта поздняя фаза философия тесно сопряжена со средним Хайдеггером, где центральной была тема – Seynsgeschichte.

Geviert смысле соотносит Dasein c антропологией, теологией и космологией. Хайдеггер указывает, что Dasein, то есть человеческое мыслящее присутствие, находится на пересечении двух осей: одна из них – космологическая -- связывает Небо и Землю, а другая – антропо-теологическая – (смертных) людей и (бессмертных) богов.

Das Geviert (Четверица) pic_169823c987c

Человек как смертный это всё же еще не Da-Sein, то есть не совсем человек. Он становится человеком, когда начинает осознавать свою смерть и свою смертность, а значит, начинает соотносить себя с бессмертностью – то есть с богами (Богом?). Человек экзистирует, когда мыслит, а мыслит, когда сталкивается лицом к лицу ко смертью. Но, по Хайдеггеру, и боги движутся к смертным, к воплощённой в них конечности и гибели, так как сами они этого не знают и не имеют в себе. Местом встречи богов и людей становится Da-Sein. Только тогда человек приходит к себе, когда к нему спускаются лёгкие боги…

Также и Земля. Пока она сама по себе она ещё не Земля. Земля становится собой в отношении с Небом, то есть вступая в мир (как в Welt). Земля должна быть «украшена» (это и есть греческий смысл слова κόσμος), прежде чем прийти на брачное место встречи с Небом, прежде чем стать Землей мира.

Оба места встречи – людей и богов, Земли и Неба – это одно и то же место – это Da Da-Sein’а. Человек экзистирует как Da-Sein только в том месте, растянутый между Небом и Землей, обращенный к лёгким бессмертным богам.

Da-Sein это пересечение двух осей — оси Неба и Земли (тотальных объектов, верха и низа) богов и людей (тотальных субъектов верха и низа).

Это и есть Geviert.

Применение Geviert’а, Четверицы, к самым разным философским ситуациям позволяет тонко проанализировать некоторые феномены, ситуации, онтологические формы. Например, в полноценном Geviert’е люди и боги сближаются, а Земля и Небо вступают в альянс, в брак, который порождает космический урожай. Здесь и рождается вся совокупность вещей.

Древнее понятие хаоса означало «зияние пустоты между Небом и Землей». Позднее в этой пустоте – ровно в центре пересечения двух осей -- рождается Эpoc. Отсюда эротическое измерение Da-Sein’а. Geviert — это человек любви, человек, который не просто человек, не сам по себе, обязательно обращённый к другому, к высшему, к трансцендентному -- к богам. И когда человек (правильно и деликатно) обращён богам, то и боги обращаются к человеку… Так становится возможной их встреча…

Это можно было вполне применить и к христианству применить, но Хайдеггер не был христианином, он был феноменологом. В его модели, даже если говорится о богах или Боге, о встрече человека и бога там же, где происходит встреча Неба и Земли, собственно религия или теология не подразумеваются. А вот сакральность – да. Но это сакральность, описанная языком философии.

В Da-Sein’e происходит встреча двух типов субъекта, абсолютного божественного и ограниченного человеческого. Там же великий небесный объект (полнота, мир) пересекается с земным -- ущербным, несамодостаточным объектом, лишенным полноты и бытия, но жарко взыскующим их.

Интенсивное ощущение неполноты, привносимое Землей и смертным человеком, замыкается на интенсивное ощущение изобилия и самодостаточности, которое приносят с собой боги и Небо. Обе оси пересекаются в Da-Sein’е.

Поэтому Da-Sein есть нечто намного больше, намного более важное, чем человек. Здесь нет разделения на субъект и объект, на верхнюю объектность и нижнюю объектность, верхнюю субъектность и нижнюю субъектность. Всё оси пересекаются в Geviert’е. Так Geviert превращается в фундаментальную философскую матрицу. Поняв это, мы начинаем мыслить Geviert’ом.

Эту фигуру можно применять к разным онтологическим ситуациям. Тогда, когда человечество живёт в сакральном мире, движение идёт от полюсов к центру. В таком случае Da-Sein становится сценой великих эпифаний. Здесь рождается философия, искусство, культура, религия, культ. Здесь рождается поэзия. Люди живут рядом с богами, а Небо насыщает своим метафизическим отеческим светом влажную материнскую Землю.

Но можно применить Geviert и к больной – искаженной -- в онтологии, к онтологии монстров. Огрубевшие смертные отворачиваются от богов, замыкаются в своем индивидуализме. Оскорбленные боги уходят. Либо люди отпугивают богов своими требованиями, мольбами, проклятиями (когда не получают желаемого). Люди могут и идти на встречу богам – но как… Если не в тонком почтении, в легком танце, с возвышенными пэанами и славословиями, а грубо и навязчиво, то боги просто ускользают.

Точно так же Небо и Земля могут жить в браке, а могут оказаться в состоянии войны -- войны материи и духа. Тогда они противопоставляются друг другу, замкнувшись каждый в своем – Небо в безразличной полноте, Земля в бешенстве истерической утробной лишённости.

Geviert может быть применён в любых условиях как некий маркёр онтологического состояния или как определения положения культуры в разных фазах космического цикла.

Geviert для меня это очень важен. Но вместе с тем не менее важны и многие положения философии Хайдеггера. Geviert, однако, это именно философский миф, что редкость у Хайдеггера, не любившего схемы, и старавшегося говорить на строгом языке философии, избегая мифологических картин.

Хотя поздний Хайдеггер всё больше и больше сближается с поэзией. Это Хайдеггер-поэт. Кстати, у Хайдеггера были и стихи. В 81 томе его стотомного собрания сочинений они опубликованы. Так сам он преодолевает бездну между философией и поэзией, о которой говорит, и обменивается интеллектуальными и символическими знаками с теми, кто находятся на другой вершине. Не на вершине философии, а на вершине поэзии или сакральности, потому что для Хайдеггера поэзия была синонимом сакральности. Geviert — скорее философская поэзия, нежели философский концепт.

Вот пример философской поэзии Хайдеггера, напрямую отсылающей к Geviert’у.

Höhe, die entstieg,

zwischen Erd und Himmel: Sieg.

Tiefe, die entfiel,

Zwischen Gott und Mensch: das Spiel.

In Steig und Fall

Schwingt still das All.

Совсем приблизительно это можно передать как:

Высота, нисходящая («восходящая вниз» от ent - steigen)

Между Землей и Небом: Победа.

Глубина, выпадающая («падающая вверх» – от ent-fallen)

Между Богом и Человеком: Игра.

В восхождении и падении

Мерно раскачивается Вселенная.


Эволюция ценностных основ западного человека (Смирнов Ф.А.)

"На основе философской концепции, отражающей восприятие человеком сути бытия (Das Geviert), сформированной немецким философом ХХ века Мартином Хайдеггером, сделано краткое описание фундаментальной трансформации ценностных основ западного человека - со времен древней Греции, вплоть до настоящих дней.

Современный мир переходит в качественно иное состояние. Меняется фундаментальная основа мышления человека и всего общества – философия существования и мировосприятия. И если ХХ век можно практически полностью считать веком традиционным, то новое тысячелетие характеризуется качественным ускорением времени, эволюцией человечества, с которым стало происходить нечто, пока трудноуловимое, но частично уже ощущаемое. Западный человек пошел по пути биологизации техники и роботизации самого себя.

Для того чтобы лучше понять суть текущего времени, а также нащупать путь дальнейшего ментального развития западного человека, мы должны увидеть полную картину развития мировосприятия западной цивилизации, мышления западного человека. Осознание такого фундаментального движения позволит нам хотя бы частично понять то колоссальное влияние, которое оказывалось Западом на Россию [1,33-156], нашу культуру и мышление еще с петровских времен и привело к неосознанной двойственности наблюдаемого сегодня сознания (псевдоморфоз по О.Шпенглеру).

За основу нашего анализа мы возьмем некоторые работы одного из западных философов, немца по происхождению – Мартина Хайдеггера (1889 – 1976). Этот мыслитель интересен тем, что посвятил свою жизнь осмыслению всей западной философии за более чем 2500 летний период – от досократиков (Анаксагор, Гераклит, Парменид), а также Аристотеля и Платона, до поздних, «завершающих» философов – Декарта, Канта, Ницше и др.

Западная философия видится Хайдеггером в форме циферблата часов, где дневному времени отводится период расцвета древней Греции. Однако все то, что происходило с западноевропейским мышлением позже, медленно, но верно погружалось в ночь (если двигаться вместе с часовой стрелкой), вплоть до Рене Декарта и Фридриха Ницше. Помимо этого, Хайдеггер представлял себя человеком, на плечи которого выпала ответственность – помыслить причину ошибок Прошлого и предложить новое, Второе Начало.

Одной из ключевых идей Хайдеггеровской мысли выступает Das Geviert или Четверица, которую мы и поставим в центр нашего исследования. Упрощенно Четверица по Хайдеггеру – это проекция бытия (sein), то есть выражение сущности всего существующего, одновременно в зависимости и вне зависимости от человеческого сознания. Das Geviert состоит из двух осей: Неба и Земли, Богов и Людей. При этом Четверица мыслится как единое целое, как единство всех четырех элементов, единство четырех областей всего мира [2, 143-209].


Das Geviert (Четверица) 0288


Схема №1 Человек – сын Бога/Природы. Первозданная Четверица (эволюцию восприятия западным человеком этих ценностей можно просто проследить последовательно просмотрев все семь четвериц)


Небо – это то, что дает порядок. Небо есть лицо мира в его открытости, обращенное к тем, кто смотрит на мир. Благодаря же Земле все становится присутствующим, то есть при-сути, тем, на чем все стоит, то есть на-стоящим.

В своей статье «Строить, проживать, мыслить» [3,143-144], написанной в 1951 г., Хайдеггер следующим образом определяет Землю: «Земля, служащая носительница, цветущая подательница плодов, раскинувшаяся в камнях и потоках, плодящая всходы и зверье. Мы говорим «земля», но думаем и об остальных трех, так как однобоко мыслить Четверицу нельзя».

О Небе Хайдеггер пишет: «Небо – это ход солнца в облаках, изменчивый путь луны, блуждающий блеск созвездий, времена года, их смена, свет и сумерки дня, мрак и прозрачность ночи, погода и непогода, облака и голубая глубина эфира. Мы говорим «небо», но думаем и об остальных трех, так как однобоко мыслить Четверицу нельзя»

Хайдеггер описывает Божественное, упоминая еле уловимых, но ощущающихся в присутствии, подмигивающих Богов: «Божественные несут нам весть подмигивающего Божества. Из священного владычества Божества являет свое настоящее Бог или удаляется в свое сокрытие. Мы говорим «Божественное», но думаем и об остальных трех, так как однобоко мыслить Четверицу нельзя».

Наконец, о смертных Хайдеггер пишет следующее: «Смертные суть люди, их называют смертными, поскольку только они могут умереть, умереть – это значит осилить смерть как смерть. Умирает только человек, умирает постепенно, пока он остается на Земле, под Небом и перед Божественным. Мы говорим «смертный», но думаем и об остальных трех, так как однобоко мыслить Четверицу нельзя».

Так как речь идет именно о первозданной Четверице, важно отметить также следующее: «Смертные живут, спасая Землю. Оставляя ее самой себе. Смертные живут, воспринимая Небо как Небо. Они предоставляют светилам идти своим чередом, они не стараются сделать погожей непогоду и наоборот, они не превращают день в ночь, а ночь в день. Смертные живут в той мере, в какой они ожидают Божественных как Божественных». И еще: «Смертные живут в той мере, в какой они, будучи смертными, ведут способность умереть к благой смерти, а не к пустому исчезновению и не к бессмысленной задержке в земном пребывании. В спасении Земли, в восприятии Неба, в ожидании Божественных и в направлении своей жизни к смерти сбывается проживание как четверичное украшение Четверицы».

В центре Четверицы стоит Вещь, то есть то, что является квинтэссенцией восприятия себя остальными четырьмя элементами.

При рассмотрении взаимоотношений Богов и людей, этих двух миров, Хайдеггер использует два вида написания бытия – Sein и Seyn, между которыми открывается фундаментальная разница. Если sein-бытие – это сущее сущего, то есть все земное, то, что пребывает среди людей, включая и метафизику (эйдосы) Аристотеля. То seyn-бытие принадлежит к области сакрального, божественного. Seyn-бытие – это не только прообразы вещей, но и также бытие бытия, то есть Нечто, которое определяет Божественное, и вообще все то, что есть над миром.
Примечательно, но начиная с 1930-х гг. у Хайдеггера встречается написание sein или seyn перечеркнутых крест на крест, то есть вобравших в себя Четверицу.

Тот самый фундаментальный и определяющий все дальнейшее развитие мышления элемент (сбой) трансформации Четверицы, был заложен в Древней Греции – в метафизике Платона и Аристотеля.


Das Geviert (Четверица) 0289


Схема №2 Человек анализирующий. Четверица меняется с древнегреческой философией.


Именно здесь, началось мышление сущего сущим. С этого момента удаляются Боги, которым не нравится то, что у любой вещи есть свой метафизический прообраз (эйдос). Таким образом, и Земля постепенно перерождается в действительную материю.

Именно эта идея и пустила свои корни, развернулась, углубилась в последующие почти 2000 лет, благодаря, как утверждает Хайдеггер, работе немецкой и в целом европейской философской мысли.

Но одним из важнейших переломных моментов является период работы таких мыслителей как Рене Декарт (XVII век) и Фридрих Ницше (XIX век). Именно Декарт со своим «Cogito Ergo Sum» (я мыслю, следовательно – существую) бросает вызов всей природе, утверждая, что сознание человека определяет содержательное наполнение мира, а не Бог или природа, как это считалось ранее. С этих пор основополагающую философскую роль начинает играть человеческое мышление.


Das Geviert (Четверица) 0290


Схема №3 Человек перерождающийся. Перерождение боготворческого начала в человеческое определение порядка вещей (ens creatum – творец Бог, либо человек)


Наконец Фридрих Ницше в своем труде «Так говорил Заратустра» (1883—1891) пророчески дает точное определение жизнетворчества подавляющей массы людей западной цивилизации: «Бог мертв. Мы убили его – вы и я!» Следствием чего, словами все того же мудреца Заратустры, разворачивается страшное и необратимое действо: «Пустыня растет!» Пустыня как ничто, растет прямо из самого сердца сущего [4].

Таким образом, получаем человека – властелина природы. Небо мыслится как совокупность физических, астрономических тел. Бог превращается в символ.


Das Geviert (Четверица) 0291


Схема №4 Человек – мыслящий субъект (res cogitans), определяющий реальность в своем сознании (res extensa)(согласно Р.Декарту). Вещь – как объект действия.


Далее мир перерождается в площадку противоборства государств, движимых политическими и экономическими факторами. Небо используется в сугубо экономических, геополитических или военных целях. Земля используется только для извлечения из нее дохода, беспощадно и безвозвратно выкачиваются природные ресурсы, испытывается ядерное оружие. На передний план постепенно выходит алчная сущность человека, деньги начинают играть одну из ролей – определяющих отношение к чему угодно.


Das Geviert (Четверица) 0292


Схема №5 Человек экономический и политический.


Таким образом, ХХ век становится ключевой переходной эпохой на пути к совершенно новому и трудно мыслимому периоду времени. Не случайно Мартин Хайдеггер взял на себя роль ревизора сложнейшей гуманитарной дисциплины, помыслив все то, что было наработано западным человеческим умом. Таково движение и близость к завершению Первого Начала. Отсюда, кстати, и «Закат Западного мира» Освальда Шпенглера (1918), и «Кризис современного мира» Рене Генона (1927), и «Постижение истории» Арнольда Джозефа Тойнби (1934-1961) и более поздний «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы (1992).

Отсюда же и глобальный финансово-экономический кризис (2007-??? гг.), который совершенно определенно является не только финансовым и не только экономическим, но фундаментально-общечеловеческим кризисом (опять же, подчеркиваем, западным), который должен получить свое дальнейшее, более существенное воплощение в будущем.

Человеческая природа такова, что пока земной шар не треснет, вряд ли что-то побудит нас хорошо задуматься. Не случайно Фридрих Ницше призывал «познать самого себя» и проницательно замечал – «как только мы познаем что-то, нам это что-то надоедает. Неужели мы так себе надоели, что готовы познать себя и отбросить в сторону?»

Вместе с тем, проекция Четверицы наших дней и вовсе ужасает. Современный мир под давлением ускорения и нарастания потоков информации активно виртуализируется. Жизнь нового, «модернизированного» человека уже не мыслится без бесконечных потоков, исходящих с экрана телевизора или рекламного видео-щита. Монитор компьютера – наш неразлучный спутник и на работе и дома, не говоря уже об экране мобильного телефона.


Das Geviert (Четверица) 0293


Схема №6 Постчеловек. Вещь – симулякр (от лат. simulatio - видимость, притворство).


Земля – больше не земля, а просто площадка, либо забетонированная, либо площадка перед монитором, либо отравленная отходами, замусоренная местность.

Человек перерождается, становится абсолютным заложником техники. Виртуальный мир, создание параллельных реальному миру характеров и образов разделяют человеческое мышление, развлекают, то есть отвлекают его. Кстати, в этой связи очень интересна этимология слова Дьявол (греч. διάβολος) ¬ разделяющий на части, дробящий, рассеивающий.

В то же время, под влиянием глобализации, а, следовательно, активного распространения доминирующей культуры, важной особенностью современного общества становится концентрация на текущем, сиюминутном, мелочном. И если человеческое сознание способно удерживать определенное количество интересов, увлечений, направлений изучения, то, благодаря концентрации на мелочном, из нашего сознания вытесняются считавшиеся совсем недавно важными и неотъемлемыми элементами жизни культурные действия, такие как чтение классики, например. Жизненно важным теперь совершенно естественно видятся: шопинг, sightseeing, выбор одежды, пирсинг, рефрешинг (выпивание освежающих напитков), SMS-ing, ТВ-контемпляция (лат. наблюдение, зрительное погружение при отключении всей воли), дансинг, уик-эндинг, релаксация, спортинг, курение, свимминг в бассейне, листание глянца, пользование средствами личной гигиены, макияж, найт-клаббинг (посещение ночных клубов), лиснинг (ношение наушников с играющей музыкальной информацией), интернавтика (нажимание на баннеры и ссылки в сети Интернет), корректный и короткий ответ на несложные вопросы [5, 513-514].

И вот в один прекрасный момент, когда вышеописанные проекции окончательно воплотятся в жизнь, будет активирован дискурс по поводу необходимости Второго Начала, в этот раз совершенно осознанный. На смену играющему с Западом дьяволу должна выйти идея второго пришествия, Второго Начала в форме нового отношения, возвращения к первозданной чистоте Неба и Земли, восстановления любви к Богу, причем уже в ином, более глубоком своем осознании. Так должен родиться новый человек."


Das Geviert (Четверица) 0294


Схема №7 Человек – просветленный хранитель. Второе Начало. Er-eignis, по Хайдеггеру, великое Событие, свершение, колоссальный переход в новое состояние.


Список используемой литературы
1. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. – с. 33 – 156
2. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. – с. 143 – 209
3. Heidegger M. Vortrage und Aufsatze. Stuttgart: Klett-Cotta, 2004. – S.143 – 144
4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом / Перевод с нем. К.А.Свасьяна. – М.: Мир книги, Литература, 2006.
5. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. – М.: Академический Проект; Трикста, 2010. – с. 513 – 514

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кремль обнародовал заявление по Украине по итогам встречи Владимира Путина с лидерами шести стран Африки и одним министром из Замбии. На встрече 28 июля 2023 года присутствовали президент Союза Коморских островов Азали Ассумани как Председатель Африканского союза, президент ...
Сегодня в Белоруссии проходят переговоры между Россией и окраиной... правда "делегация" из Украины больше похожа на гопкомпанию, чем на переговорщиков, ну то ладно, из идиотов ...
Вот объясните мне, тупому. Вот Маша Гессен. Оппозиционер. Открыла "Мастерскую протестных действий". Организовывает что-то там в оргкомитетах. Пишет про Путина что думает, и отказывается писать что надо. Летит в Прагу. По дороге в аэропорт ей ...
Может ли война идти ещё 30 лет? Может. И, несомненно, будет идти. Но уже не с Украиной: Украина стремительно растрачивает свой мобилизационный ресурс. Кстати, совершенно глупым образом. Не ожидая русского наступления за прикрытыми минными полями укреплёнными позициями, а ...
13 октября в Германии завершился 6-й Европейский саммит – крупнейшее ежегодное мероприятие по электронным счетам-фактурам и другим электронным документам (EXPP Summit). В мероприятии приняли участие 380 профильных экспертов из 30 стран мира.  ...