Медицинская маска – как символ рационализма

Именно после этого в жизнь местных обитателей и вошло данное нехитрое защитное приспособление. Которое надевалось в местах скопления народа во время осенних эпидемий гриппов и ОРВИ, и, в общем-то, неплохо работало: маска снижает заражаемость респираторными вирусами на 20-50%. (То есть это, конечно, не ) Разумеется, нам подобного поведения японцев было сложно понять: тот самый «Гонконгский грипп» в СССР почти не оставил следов. Равно как и другие респираторные и нереспираторные эпидемии, которые с середины XX века стали в СССР локальными и легко локализуемыми. (Вроде того, как в 1970 году локализовали эпидемию холеры в нескольких городах – так, что вся остальная страна этого просто не заметила.) Поэтому японская практика ношения медицинских масок воспринималась у нас, как экзотика.
Однако события последних лет показали, что эта «экзотика» на самом деле является гораздо более рациональной, нежели кажется на первый взгляд. Точнее – она всегда была рациональной, как и любые другие способы распространения инфекций в условиях скученности людей. (Кстати, в 1990 годы массовое ношение масок перешло из Японии в Южную Корею, а затем и в Китай.) Другое дело, что СССР – с его эффективной санитарно-эпидемиологической системой и системой массовых диспансеризаций, а так же с ограниченным трансграничным трафиком – и так имел достаточно низкую «эпидемиологическую нагрузку». (Проще сказать, распространение массовых инфекций тут и так было достаточно ограниченным.)
Плюс к этому не стоит забывать, что именно Юго-Восточная Азия всегда была главным «генератором» массовых заболеваний из-за особого сочетания природных и демографических факторов. И поэтому Советское государство, защищенное от «излишних контактов» с данной областью своей экономической и миграционной политикой, могло не особо беспокоиться о данной опасности. (В результате чего болезни если и попадали сюда – то «кружным путем», через Европы. А значит, у «местных» эпидемиологов было время для того, чтобы к ним подготовиться.)
Это позволяло жителям России относиться ко всем санитарно-эпидемиологическим мерам крайне расслабленно. Ну да: все эти «гриппы» страшны только слабым иммунитетом азиатам, разные холеры-дизентерии опасны индусам, про Эболу с ее африканской локализацией и говорить нечего. Единственное, что пугало из «заразных», так это СПИД – поскольку он с конца 1980 годов открыто «попер» вверх. Вследствие этого население, все-таки, признало кондомы не ругательством, а нормальной мерой личной гигиены. (И стало использовать их в жизни, чего ранее не наблюдалось.) И количество наркоманов так же стало снижаться в связи с резким понижением их «статуса». (После появления СПИДа наркоман в массовом сознании – не «герой, открывающий свой внутренний мир», а гниющая заживо развалина..)
Но вот опасность всех остальных болезней игнорировалась практически демонстративно – вроде того, что повышение температуры не считалось опасностью, а любые проявления респираторных заболеваний было принято лечить «водкой и банькой». И это в позднесоветское время – когда получение больничного не вызывало проблем, а врачи были относительно доступны. Что же тут говорить о «капиталистической России», в особенности после «оптимизации медицины»? (В результате которой жителям большей части страны стало проблематично попасть в поликлинику.) Где не только советские системы диспансеризации стали прошлым, но и началось массовое трансграничное перемещение населения…
Наверное, тут не надо еще раз говорить о том, что если что и удивляет в данной ситуации – так это то, что печальный итог всего этого случился так поздно. В том смысле, что, конечно, были еще эпидемии «птичьего» (2003 г.) и «свиного» (2009 г.) гриппов – но они оказались достаточно щадящими. (По причине низкой летальности вирусов.) И только еще раз «расслабили» население, уверившегося в то, что «грипп – это фигня», и что лечение «водкой и банькой» есть наилучший вариант. (Для самых активных было еще крещенское купание в проруби.) Со всеми вытекающими последствиями.
В том смысле, что когда эпидемия «короны» на нашей земле, все же, случилась, вдруг выяснилось, что ни банька, ни водка, ни какие-нибудь «травки», ни «природный русский иммунитет» и прочая «высокая духовность» - в общем, вся столь любимая народом «симпатическая магия» - не помогают. А навыки рационального противостояния болезни в обществе – вроде того же массового ношения масок, как у «азиатов» - в обществе нет. (Равно как нет навыков массовой диспансеризации – утерянных в 1990-2000 годы, навыков массового прививания, навыков ограничения перемещений, ну и т.д., и т.п.) Поэтому несмотря на множество благоприятных обстоятельств – скажем, сохранение (несмотря на все «оптимизации») еще относительно доступной медицины, наличие собственной фарминдустрии и наличие теплого отапливаемого жилья (это очень важно, кстати) – победить заразу «малой кровью» не удалось.
В отличие от тех же «южноазиатов» – начиная с Китая и заканчивая Японией – которые сумели достаточно быстро свести заражаемость и смертность к минимальным значениям. Прекрасно продемонстрировав, кто на самом деле сейчас рационален и готов к столкновениям с реальностью, а кто нет. (А ведь во времена уже упомянутого «Гонконгского гриппа» СССР – как уже было сказано – практически не заметил данной эпидемии!)
|
</> |