МАТИАС РУСТ: ПОЛЕТАЛ И ХВАТИТ!
ygashae_zvezdu — 03.08.20193 августа 1988 из тюрьмы выпустили Матиаса Руста, посадившего за год с небольшим до того самолет недалече от Кремля, нарушив советские воздушные границы.
До сих пор раздаются возмущенные крики о провокации спецслужб США, - мол, Руст взращен в дебрях ЦРУ, а Горбачев был в курсе подготовки полета и воспользовался им, дабы сменить в результате скандала армейскую верхушку + изрядно сократить вооруженные силы. Договорились, будто на полет Руста подбил папа, в целях повысить спрос на легкомоторные самолеты, которыми торговал.
Без спора скажу, что папа точно ни при чем (он самолетами не торговал ни разу). ЦРУ вряд ли при чем. А Горбачев, конечно, воспользовался, он никакой шансик нагадить в принципе не упускал, но о зайке в очках с внешностью Гарри Поттера до 28 мая 1987 года вряд ли слышал.
Дело в Русте, человеке эмоционально крайне неустойчивом, не без романтичной дурашливости в голове, непредсказуемым, аки карточный расклад. Если бы ЦРУ имело к индивидуальным планам мальчугана, хоть малейшее касательство, не терпящий отсутствия драйва внимания и перманентно нуждающийся в средствах мальчуган, давно бы об этом поведал граду и миру, причем навыдумывав подробностей.
Тому свидетельством его безалаберная жизнь опосля полета.
Отец, инженер-электрик, никогда не занимавшийся продажей самолетов, привел сынка на аэродром, едва тому исполнилось 5 лет. С тех пор Матиас мечтал подняться в небо.
Мечта сбылась, когда парню стукнуло 17. На день рождения отец подарил ему полет с пилотом. Сговорившись с летуном, Матиас раз в неделю стал брать у него уроки в аэроклубе Гамбурга. Там же, год спустя, налетав 40 часов, он получил лицензию.
Самолет «Сессна-172 Скайхок» Руст взял напрокат в родном аэроклубе.
На вопрос о целях стремного полета Руст отвечал романтично и неопределенно: «Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом».
На самом деле, - цели как таковой не было. Ничем не занимающемуся юноше захотелось антимещанского драйва. С таким же успехом его могло занести в коммуну хиппи или логово анархистов. Руст верно признал: «Чтобы сделать нечто подобное, тебе должно быть меньше двадцати лет, и ты не должен знать, что такое страх».
Как Руст оценивал шансы на успех? Серединка на половинку. Он был уверен, что его не собьют, поскольку после катастрофы со сбитым пассажирским южнокорейским «Боингом» в 1983 году, все стали предельно осторожны и доброжелательны к пассажирским и легкомоторным самолетам спортивного типа.
А вот, что его вынудят на преждевременную посадку парень вполне допускал. Этого не произошло, поскольку никто банально не решился взять на себя ответственность приказом, кивая друг на друга, — а вот пусть он. Хотя, конечно, надо было сажать, далеко от Москвы. Не допускать, чтобы Матиас с самолетом оказались у собора Василия Блаженного, вызвав мировой резонанс.
Случилось это 28 мая 1987 года, а уже 4 сентября Советский суд вынес Русту приговор – 4 года лишения свободы. Год без малого он отсидит.
По словам Руста, советская тюрьма была чуть ли не лучшей, где он сидел. Делил парень камеру с еще одним иностранцем. Трогательно дружил с начальником тюрьмы. Не выходил бы, ей-богу.
Ибо выйдя, Руст обнаружил, что в по прежнему обывательскую жизнь Германии не вписывается. Матиас признавался:
«…героем я был, только пока сидел. Потом мнение изменилось, потому что от меня ждали совсем другого поведения. Я был очень слаб физически и морально, потерял вес и больше года общался с единственным человеком - соседом по камере. А от меня ждали поднятой в приветствии руки и радостных улыбок. Я был счастлив, конечно, но в то же самое время мне было грустно. У меня было ощущение, что я оставил в СССР друзей. Я имею в виду тех следователей, которые меня допрашивали».
От неба парня оторвали, не продлив лицензию. Учиться чему-либо он не хотел. Когда его попытались призвать в армию, Руст воспользовался правом на альтернативную службу, прикнопившись санитаром в больничке.
Там-то все и разразилось.
В самом большом и откровенном интервью Руст, с подыгрывающей ему журналисткой, разоблачая «утки» о своей жизни по мелочи, о главных скандалах даже не заикается, что свидетельствует, - чудесатить ему пришлось взаправду.
Проходя альтернативку в больничке, бывший пилот пропорол ножом медсестру за отказ в любви большой и чистой, получив за сие деяние 4 года и отсидев 15 месяцев.
По освобождении в 1994 Руст снова рванул туда, где во время оно наслушался фанфар. Приехав в Россию, он три недели болтался как кое-что в проруби, пытаясь найти ходы к Горбачеву. Уехал ни с чем.
В 1997 решил вернуться. Один из немецких телеканалов думал снять к десятилетию полета сюжет, отправив Руста в Москву. Но парню не дали российскую визу.
Вместо России Руст поехал на остров Трининад, где принял индуизм и женился на индианке с богатым приданным. Через несколько лет развелся.
Все время, словно невзначай, Руст хвалится своими доходами от выигрышей в покер. Но карты крайне ненадежный способ заработка. В любом случае, зачем обеспеченному человеку красть в магазин свитер? А Руст именно так и сделал, снова очутившись перед судьями. Сажать его не стали, просто вынесли штраф.
Еще Руст преподает йогу (также занятие не на миллион долларов). Занимается, по его словам, аналитикой для инвестиционного банка (не имея не только финансового, а вообще никакого образования).
Раз в пять лет о Русте вспоминают к маю месяцу в связи с годовщиной посадки. Свободный полет по прежнему главное дело его жизни и оно далеко позади.
Что ж, у большинства и такого не было.