АКТРИСА, УБИТАЯ ЧРЕЗМЕРНЫМ ВНИМАНИЕМ


25 июля родилась Лилиана Алешникова (1935-2008), актриса, не пережившая специфического внимания, проявленного к ней на склоне лет.
Мама Лилианы была балериной, а папа актером. Отец Петр Березов в кино воплощал персоналии исторические, - Байдукова в «Валерии Чкалове» (1941), Булганина в «Сталинградской битве» (1948), Гиммлера в «Секретной миссии» (1950). Семью он оставил до рождения дочки, и отцом Лилиана считала отчима.

Кинематограф вошел в жизнь Алешниковой, когда она еще училась в Щукинском. Отравленная суетливой бациллой съемок, девушка лишь год пробыла в составе труппы драмтеатра имени Пушкина, (где, кстати, трудился и ее отец), в 1959 сделав окончательную ставку на кинематограф.
Ставка казалась верной, ибо в кино за Алешниковой числился ряд серьезных работ.
Дебютировала девушка в фильме о первых комсомольцах с говорящим названием «Они были первыми» (1956). В том же году случилась картина про освоение целины «Это начиналось так», на которой Лилиана познакомилась с будущим мужем кинорежиссером Яковым Сегелем.

В фильме «Город зажигает огни» (1958) Владимира Венгерова Алешникова показала драму женщины, не дождавшейся мужа с войны. А в «Солнце светит всем» (1959) «полковую жену», пошедшую за своим избранником в мирную жизнь, несмотря на наличие у того жены настоящей.

С драматическими ролями у Алешниковой все обстояло гут. Провис наличествовал в плане зрительского успеха, у Лилианы не было хита.
Зато ее любила критика, пророча молодой актрисе светлое будущее.
А вскоре в комедиях «Взрослые дети» (1961) да «Штрафной удар» (1963) Лилиану полюбил и зритель.

В 1960 Алешникова сочеталась браком с режиссером Яковом Сегелем (1923-1995).
Думаю, как и вся страна Лилиана запомнила его с детства. В возрасте 13 лет Яков сыграл одну из главных ролей в блокбастере «Дети капитана Гранта».

К моменту свадьбы режиссер Сегель добился успехов впечатляющих, став одним из знамен оттепельного кинематографа. Совместно с Львом Кулиджановым он сделал «Дом, в котором я живу» (1956), а самостоятельно лирическую картину «Прощайте, голуби» (1960), давшей старт актерам Алексею Локтеву (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/114536.html) и Светлане Савеловой (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/116161.html)
Брак обещал перспективный творческий союз.
Но Сегель попросту не смог найти себя в суровеющем кинематографе застоя. По складу дарования лирический бытовик он замахнулся на совершенно не разработанный в Союзе жанр абсурдной комедии.
Фильм «Серая болезнь» (1966) базировался на гротесковой завязке, - ученый в качестве эксперимента прививал себе бациллу равнодушия и становился эгоистичным чурбаном в мире соратника - бессеребренника, жены – работницы планетария, отца – ветерана революции, потерявшего на фронте зрение однополчанина. Игорь Владимиров в главной роли обаятельного эгоиста был прекрасен, но «Серая болезнь» тонула в эпизодах бытовых, упуская интереснейший фантасмагорический элемент. Кстати, позже подобную завязку, апеллируя, правда, к сказке Андерсена, использует Георгий Данелия в «Слезы капали» более выверенной, хотя тоже кризисной картине.
На съемках «Серой болезни» Сегеля сбила машина. Два года он восстанавливался после травмы головы и позвоночника. Алешникова все время была рядом.

В картине «Разбудите Мухина!» (1968) Сегель пошел еще дальше, представив совсем уж культурологическую, абсурдную, постмодернистскую, в манере Хармса комедию. Оттепельный студент, комсомолец, машинист метро, засыпая на лекциях, переносился во времена Пушкина, Спартака и Галилея, везде пытаясь предотвратить историческую неизбежность: спасти Пушкина от дуэли; Галилея от отречения; Спартака от поражения восстания.
Первая половина «Разбудите Мухина!» до сих пор ошарашивает гротеском, репризами, свободной игрой молодого Шакурова. Где вы еще увидите Пушкина, записывающего под диктовку Мухина «Я памятник себе воздвиг…»?
К сожалению, заданный темп Сегель не выдержал. От гротеска скоро устаешь, поскольку принцип явлен, а развития не наблюдается. Гэги сваливаются в кучу. Досматривал я с трудом.
Говорили о придирках цензуры (придраться нашлось к чему, - увидев, как вечный добрый экранный колхозник на пенсии Иван Рыжов в роли римского сенатора, отсаживает дочь и, глумливо улыбаясь, сажает рядом, хорошенького мальчика, я сам опешил), но пуская «Разбудите Мухина!» в ограниченный прокат, как пить дать, руководствовались соображением, что неподготовленный зритель сию фантасмагорию не заценит.

В критическом для мужа «Разбудите Мухина!» Алешникова играла три роли исторических девушек, сопровождающих советского студента в трех временных пластах. В «Серой болезни» невесту положительного героя.
Интерес к ней угас на самом пике, после «Штрафного удара». То ли Лилиана сознательно решила сниматься лишь у мужа. То ли режиссеры не хотели обращаться к актрисе Сегеля. По факту: из тринадцати работ актрисы за последующие двадцать лет лишь пять у других режиссеров.
Сегель после ряда полу-удач на ниве детского кино выпустил драму «Риск - благородное дело» (1977), где Алешникова неплохо показалась в паре с Александром Михайловым.

Специально под жену он снял всего одну картину, - «Инопланетянка» (1985), фантастическую комедию, чистую, наивную, глуповатую. Она и стала для Алешниковой последней.
В перестройку супруги ушли из кино окончательно. В 1995 Сегель умер. Алешникова вела спокойную жизнь домохозяйки, ухаживая за мамой, внуком, собакой.

Неожиданно в поисках на чьих бы косточках сплясать об актрисе вспомнили создатели передачи «Пусть говорят». Лилиана, во-первых, хотела остаться в памяти зрителей экранным образом, а не человеком 70+, а, во-вторых, догадывалась в каком свете ее выставят ребята Малахова. От участия отказалась наотрез.
Не - хочешь, не - надо, а мы хотим. Алешникову сняли скрытой камерой гуляющей по улице, расспросили соседей и вывалили в эфир рассказ, как актриса после смерти мужа спивается и живет в нищете.
Конечно, не стоило ей смотреть тот эфир. Посмотрев, Лилиана слегла в депрессии и больше не вставала.
Через десять дней умерла.
Передачу ту все давным-давно забыли.
Лучшие фильмы с участием Алешниковой живы до сих пор.