Мастер и Маргарита - как ключ к "советской интеллигенции"

топ 100 блогов anlazz02.02.2024 В прошлом посте я затронул тот момент, что именно книга "Мастер и Маргарита" стала предметом наивысшей любви советского и позднесоветского "интеллектуального слоя". Тут же разберу это несколько поподробнее.

Потому, что любой, кто читал булгаковскую "Мастер и Маргариту", отмечал то, что данная книга практически идеально вписывалась в "корпус представлений" позднесоветского образованного человека. То есть, наличествовало полная "комплементарность" между этим произведением, и тем, что для "позднесоветской интеллигенции" было самым значимым в жизни. Начиная с "религии". Точнее - не с реальной религии, строгой, подчиняющей себе всю человеческую жизнь, и очень конкретной в своих требованиях. (Требующих постов, покаяний и очень строгого отношения к сексуальной стороне.)

Нет, это была иная религия, имеющая к любым христианским - и не только - конфессиям весьма отдаленное отношение. Но при этом именующая себя именно так - и провозглашающая единственной своей максимой "любовь". (Какие тут заповеди, какие молитвы! Только "любовь"!)  Под "любовью" тут, разумеется, могло подразумеваться что угодно, но в основном понималось более, чем мягкое отношение к любым "человеческим слабостям", присущим "думающим людям". Начиная со внебрачного секса (причем, вне пола партнера), и заканчивая мелким воровством на работе. Надо ли говорить, что данный подход противоречит любой когда-либо существовавшей религиозной системе - а уж Христианству противоречит полностью - но интеллигентов это не останавливало! (Даже если они и читали реальные христианские источники.)

На этом фоне вся "ершалаимская история", гностическая и антихристианская по определению - еще раз вспоминаем, кто рассказывал про это - выглядела реальным "Евангелием". (Ну да, "от Мефистофеля".) Но это - только одна особенность. Потому, что помимо "мифической религии" там наличествует и ..."мифическая мистика". Звучит как "масло масляное", но на самом деле это именно так: та "мистика", что есть в книге, имеет малое отношение к реальным мифам - и христианским, и, скажем, "народным". (С их кикиморами, домовыми и прочей нечистью.) 

И тот же Воланд со свитой показан там не как канонический "князь тьмы" - но и не как "олицетворение сил природы" (как в народной мифологии). Это, скорее, некий "колдун-чернокнижник" - хе-хе, так как его обознал тот же Бездомный - или, если брать более близкий аналог, как пресловутый экстрасенс из 1980 годов.  Который - вместе со своей "группой поддержки"  - занимается "устройством справедливости", но поразительно "мелко" и несерьезно для своей "настоящей" роли. (Сожжение писательского ресторана - вершина их деяний!) Однако это именно то, о чем так мечталось в условных 1970-80 годах условными "мээнэсами" - то, что некая "нездешняя сила" возьмет, и накажет всех их обидчиков. (Начиная с хамящих уборщиц и заканчивая начальством, не дающим премию!)

Затем, конечно, обнаженка! Много обнаженки! Той самой, что была под таким "запретом" в СССР - где разрешались лишь "академические образцы", но блокировались все попытки распространения порнографии. Что автоматически делало последнюю "символом свободы" и предметом вожделения даже импотентов и женщин! (Потому, что "не совок!) Поэтому в "интеллигентском корпусе" "Мадонна" Рафаэля - или еще какой образец религиозного искусства, как признак указанной выше "псевдорелигии" - всегда соседствовал с журналом "Плейбой" и прочими образцами "западной эротики".

Ну, а вместе все это  считалось противостоящей "совковой серости" с ее заводами и колхозами. Вот станок или корова - это практически очевидный рвотный эффект у любого "духовно развитого" из условного 1981 года. А "обнаженная дама", изображение святых - или наоборот, демонов - это все очень и очень хорошо. Впрочем, "вожделенное порно" виделось в романе не только в "половом смысле". Но и еще в смысле "гастрономическом", в описании того, как шикарно писатели - и не писатели, вроде Степы Лиходеева - жрали.

Ну, и знаменитый "бал", конечно - там не только голые женские сиськи были - но и "ресторанная роскошь", способная свалить с ног любого завсегдатая "институтских столовок" и комсомольских собраний. (Фонтаны из шампанского, обезьяний джаз, драгоценности на голых женских плечах и черные фраки мужчин - в общем, то, что было вершиной шика для американского посла образца 1935 года (так же те еще аристократ, ЕВПОЧЯ), и что с совершенно сатирической целью было выведено в книге под видом "шабаша в квартире ювелирши". (Кстати, сама эта "квартира" так же достаточно забавный "ключ", показывающий однозначную "мелкость" всех описанных событий. Это ведь не дворец, и даже не особняк.)

В общем, чего бы мы не взяли - от "наказания бюрократов" до кота, зачерпывающего лапой черную икру в "Торгсине" - везде мы найдем иллюстрацию "тайных желаний" позднесоветского образованного человека. Что порождает даже мысль о том, что  помянутый "минимальный интеллигентский корпус ценностей" был сформирован именно этой книгой. Но на самом деле, конечно, это не так - дело обстояло совсем наоборот наоборот. Дело в том, что сам Булгаков - как уже говорилось неоднократно - в "МиМ" очень хорошо "прошелся" по тогдашней (образца 1935 года условно) "интеллигентской тусовке", которая была в Москве. (По сути, именно на нее - включая и различных "примазавшихся служащих", кои считали себя так же "мозгом нации" - и была направлена сатира в данном произведении.) 

Правда, тут сразу же стоит сказать. что описанная в "МиМ" "интеллигенция 1935 года" - это был достаточно узкий и "специализированный" слой, сильно отличающийся по базовым своим качествам от "советской интеллигенции" 1960-80 годов. Причем, даже не потому, что в 1930-х годах лиц с высшим образованием было много меньше. (700 тысяч в 1940 году, 3,5 млн. человек в 1960 году, и фантастические 15 млн. в 1988 году.) Но и потому, что значительная часть советских людей с "в/о" интеллигентами не являлись. Почему? Да потому, что они ни с какими "думающими людьми" себя не ассоциировали, никаких "культурных корпусов" не имели - а потребляли те элементы культуры, что официально давало государство - и считали себя, скорее, "пролетариями умственного труда".

Собственно, этих "пролетариев" в "МиМ" нет даже в следовых количествах: ну, есть там один инженер - муж Маргариты - а так же врачи в психиатрической клинике. И, кажется, все! Больше никаких работников умственного труда - тех, что участвовали в реальном производстве, занимались реальным развитием страны - нет! Нет инженеров, нет учителей, геологов, архитекторов, агрономов, даже офицеров!  Более того: нет даже управленцев, связанных с реальной промышленностью! Только - "культурный слой" и различные "работники синекур", неизвестно чем  (выбиванием благ для себя!) занимающихся.

Собственно, этот "мир" и был носителем "тех самых" описанных в романе ценностей: "религиозности" и при этом "оккультизма" - "тайные оккультные собрания" среди "советской интеллектуальной элиты" были так же распространены, как и мечты о том, что "большевизм скоро падет" - эротизма, карьеризма, взяточничества и сутяжничества. (Ну да: пресловутые "два миллиона доносов" - на самом деле много меньше, конечно, ну не было столько "культурной элиты" тогда - были написаны именно ими.) В общем, это был "тот самый" обывательский "маленький мирок с пузырем Уйди-уйди" из "Золотого теленка",  который паразитировал на "большом советском мире", но при этом еще и считал себя "совестью нации".

И вот этот самый "маленький мир" - к величайшему сожалению - сумел дотянуть до 1960 годов, и заразить своей ядовитой слюной новоформировавшийся тогда слой "советских интеллигентов". Слой - в отличие от указанной ничтожной группки личностей - реально массовый, и реально необходимый для существования страны. И вот этот момент: то, что произошла "передача смыслов" от неприятного, но, по сути, безобидного из-за своей малочисленности "интеллигентского слоя" довоенного СССР к новой и массовой "советской интеллигенции" - и может рассматриваться, как тот момент, с которого СССР свернул к своей гибели. (Понятно, что не только это стало причиной кризиса, но, ИМХО, именно с этого "все началось".)

После чего то, что во времена Булгакова было, всего лишь, способом "потроллить" своих "соратников по литературе и прочей "культуре", поиздеваться над полной бессмысленностью и бесполезностью их существования, "неожиданно" обратилось в реальную чертовщину. (Например, та же "голая Маргарита" стала одним из оснований культа "эротики" -в позднесоветском и новорусском искусстве. Или, скажем, очевидно ложная - в рамках авторского замысла - "ершалаимская история" стала, в значительной мере, основанием для создания перестроечной интеллигентской квазирелигии.)

Короче, "маленький мир победил", и на какое-то время смог навязать свои ценности миру "большому". (С очевидными деструктивными последствиями для последнего.) Впрочем, понятно, что это - вопрос уже совершенно иного поста.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Жительница Свердловской области убивала ребёнка. Стабильно. Ежедневно. Крысиным ядом. Фото: zululandobserver.co.za Купив в аптеке препарат Варфорин, женщина каждый день подмешивала его ребёнку в еду. У ребёнка -- врождённая патология, и мать объяснила, что так она его пыталась лечить ...
Расставания, встречи... Лица и имена... Все проходит. и этот сплин поутру ...
  Если вы думаете, что «вечный спасатель России» Шойгу – сын оленевода и баловень судьбы, умудрившийся быть в любимчиках у трех президентов и десятка премьеров, а МЧС, помимо обычной «распилочной» лавочки, просто дорогая игрушка, то вы ...
Всем доброго времени суток! Продолжаю изголяться из польской пластики. На этот раз сделала вот такие конфетки по уроку. Жаль автора урока не знаю. А в сообществе поиском не нашла=( К сожалению лучше сфотографировать не получилось.. ...
Источник: http://phx.corporate-ir.net/phoenix.zhtml?c=67097&p=irol-reportsannual Компания : Devon Energy Corporation Капитализация на 30.06.2010 – 26 млрд. долларов Себестоимость добычи сланцевого газа мы находим на стр. 28, в строке « Barnett Shale» (формация Барнетт). Она ...