Марс Экспресс (Mars Express, Франция, 2023)


23-й век... Сыщики Элин (алгоколичка в завязке) и Карлос (робот-копия её погибшего напарника) отправляются с Марса на Землю, чтобы арестовать опасную хакершу, умеющую перепрошивать роботов (прощайте, законы Азимова). По возвращению на Марс их ждёт неприятный сюрприз и новое задание - из общежития кибернетического факультета исчезли две девушки...
Французская мультипликация для взрослых - это почти всегда круто. А если это ещё и фантастика - срочно смотреть. В 80-х "Властелины времени" оставили на моем киноманском мировоззрении неизгладимый след, и по уровню рисовки может показаться, что "Марс Экспресс" из той же эпохи - нарочито рисованный, скрадывающий далекие детали, и, наоборот, распахивающий бесконечные миры в космических сценах. Но, разумеется, это не так - и от проработки перспективы, фонов, поворотов "камеры" начинает восторженно кружиться голова. Кроме того, с 80-х годов в кино появилась куча референсов, которые нео-кибер-нуар "Марс Экспресс" иногда цитирует на уровне вайба ("Вспомнить всё", "Бегущий по лезвию бритвы"), а иногда вставляет мини-пасхалки, словно электронные души мёртвых людей: погоня робота с острейшим мечом ("Терминатор 2"), схватка "устаревшего робота" с неповоротливой, но огромной новой моделью ("Робокоп").
Приготовьтесь к огромному объёму информации, необходимой, чтобы понять детали сюжета - мне пришлось посмотреть фильм дважды, чтобы уловить, почему важно, что кошка в прологе истории испачкалась синим, почему важно, что отец пропавшей студентки щёлкнул каблуками и почему важно, что робот-хирург сделал паузу, когда зашивал руку Элин. Количество героев превышает дюжину (некоторые ещё и со своими копиями). Сценарий при этом построен так, что сложность не вызывает отторжения - напротив, это так здорово, раскручивать детективную историю и заодно узнавать детали футуристического, прекрасного и одновременно ужасного мира. Почему на Земле люди убивают роботов, а на Марсе - нет? Что случилось в Новограде 5 лет назад? В чем ключевое отличие новой биотехнологии (роботы-"нечто", как в фильмах Кроненберга) от старой, и почему у большого босса сменилась робот-секретарша? Почему "отсканированные" с мертвых людей роботы ходят на группы поддержки? Наконец, к чему информация о зонде, наконец-то добравшемуся до удалённой планеты, оказавшейся непригодной для жизни?
А ещё - многие сюжетные повороты в этом французском фильме кажутся мне невозможными, например, в "стандартной" американской фантастике. И дело не только в сценах алкогольной зависимости, семейного абьюза и роботов-проституток (бестиарий в квартале красных фонарей на Марсе вполне могла бы обжить трехгрудая путана из фильма Верховена), но и в возмутительном для классической драматургии смене фокуса в финале - оказывается, мы ошиблись с выбором, кто же главный протагонист истории.
В общем, срочно в кинотеатр, и хотя отсутствие оригинальной французской звуковой дорожки лишает ленту неповторимого шарма ("шерше ля фамм шер ами", в конце концов), русская озвучка позволяет сконцентрироваться на экране и ничего не пропустить, читая субтитры.
И попробуйте не разрыдаться в финале. Или вы робот?