Мальбру в поход собрался - 26
qebedo — 19.06.2023 Как навоевать дворец (начало)Особенностью последовавших событий было то, что Мальборо и Ойген настолько прониклись антипатией к маркграфу Людвигу, что категорически отметали идею поделиться лаврами с ним — несмотря на то, что теоретическая возможность вызвать его корпус от Ингольштадта имелась постоянно, у них и мысли такой не возникало. Хотя логика и элементарный здравый смысл это диктовали: объединенные силы двух генералиссимусов составили 56 000 человек и 66 пушек, тогда как «совокупившиеся» Талляр, Марсан и курфюрст располагали 60 000 человек и 90 орудий. Но «вот такую сильную неприязнь» принц и герцог испытывали к своему коллеге — «кушать не могли». Присутствие на поле боя Турецкого Луи они считали «более худшим» вариантом, чем недостача в день сражения 15 000 солдат…
Передвижения войск с 6 по 12 апреля 1704 года (кликабельны)
Однако сперва Мальборо еще надо было объединиться с Ойгеном — они располагались на разных берегах Дуная, и каким из них двинется Талляр (как старший из маршалов, он принял главное командование), было неизвестно. А француз тем временем ужа начинал понимать, к чему всё идет, и принялся прикрывать зад бумажками, рапортуя военному министру Шамийяру, что курфюрст разбаразил свою армию, «спасая свое личное имущество» от вражеских партизан — в лагере имелись в наличии всего пять баварских батальонов и 35 эскадронов. (Разорение Баварии, предпринятое Мальборо вопреки давлению имперцев, дало сочные плоды.) Маршалы посовещались и решили «прокрасться» из Аугсбурга обратно в лагерь у Лауингена, перейти там Дунай и угрожать коммуникациям союзников. Разгорелись даже споры — курфюрст хотел наступать на Донаувёрт и «брать врагов в мешок», Талляр говорил — айнзацкоманды свои собери сперва со всей Баварии, Твое Высочество, чтобы не с голым пузом на ежа прыгать. Но линии у Лауингена были срыты (см. предыдущие серии — снова «сей Мальбру всех переиграл»), и никакого особого смысла стоять там уже не было.
В результате нашли компромисс — пройти вперед до Хёхштедта и оттуда «реально угрожать» путям отступления Мальборо. 11 августа 1704 года маленькие гарнизоны в Диллингене и Хёхштедте были принуждены к капитуляции, а 12-го армия Талляра встала лагерем. Войска расположились за речкой Небель с топкими берегами. Фронт был прикрыт линией укрепленных и обороняемых деревень. Правый фланг опирался на Дунай; левый — на лесистые холмы. Армия устроилась в спокойствии, с комфортом, и когда Талляр предложил заложить несколько редутов, курфюрст уговорил его не портить пашню. В тот же день Мальборо и Ойген провели разведку французских позиций с колокольни в Тапфхайме и двинули свои силы на Мюнстер — восемь километров (пять миль) от французского лагеря. Французская разведка под командованием Жака Жозефа Випара, маркиза де Силли, двинулась вперед, чтобы прощупать врага, но была отброшена войсками союзников, которые развернулись для прикрытия пионеров наступающей армии, пытавшихся соединить мостами многочисленные ручьи в этом районе и улучшить проход, ведущий на запад к Хёхштедту. Мальборо быстро двинул вперед две бригады под командованием генерал-лейтенанта Джона Уилкса и бригадного генерала Арчибальда Роу, чтобы обезопасить узкую полосу земли между Дунаем и лесистым холмом Фуксберг в Швеннингенском ущелье.
Алессандро де Маффеи
Разведка захватила четырех дезертиров, которые сообщили, что к герцогу и принцу присоединился маркграф — так что французы решили отказаться от атаки и предпочли глухую оборону, «а там как пойдет», может, придется и отходить. Под ружьем, у пушек и в седле у Талляра было примерно 60 000 человек, у союзников — 56 000. Крайний правый фланг франко-баварской армии упирался в Дунай, слева от них лежали поросшие соснами холмы. Небольшой ручей Небель выходил на линию фронта; земля по обе стороны от него была болотистой, и переходить вброд можно было только в нескольких местах. Французское правое крыло опиралось на деревню Блиндхайм, недалеко от места впадения Небеля в Дунай; сама деревня была окружена живыми изгородями, заборами, огороженными садами и лугами. Между Блиндхаймом и деревней Оберглаухайм на северо-западе пшеничные поля были скошены до стерни и теперь идеально подходили для развертывания войск. От Оберглаухайма до соседней деревушки Лутцинген местность, состоящая из канав, зарослей и ежевики, была потенциально сложной территорией для атакующих.
Левее Лутцингена расположились семь французских батальонов во главе с Сезаром Арманом, маркизом де Розелем. В Лутцингене баварский генерал-лейтенант маркиз Алессандро Шипионе де Маффеи разместил те самые пять батальонов и батарею из 16 орудий. Между Лутцингеном и Оберглаухаймом разместились 27 французских эскадронов и 14 баварских эскадронов под командованием генерал-фельдмаршала д’Арко, а в резерве еще 13 под командованием барона Вайта Хайнриха Морица фон Вольфрамсдорфа. Правее расположился маршал де Марсан с 14 батальонами и 40 эскадронами. В самом Оберглаухайме укрепились 14 батальонов (в том числе Ирландская бригада) генерал-лейтенанта Жана Жюля Армана де Кольбера, маркиза де Бленвиля. Промеж Обергаухайма и Блиндхайма Талляр поставил девять французских батальонов и 60 французских и валлонских эскадронов. В Блиндхайме окопались девять батальонов маркиза Филиппа де Клерамбо. 15 батальонов стояли в резерве.
Джордж Дуглас-Хамилтон
Многие генералы «старой школы топтания почв, размазывания по белой стене вялотекущих осад и стремительного бега от генерального сражения» заявляли, что «это неатакуемо!» Генерал-лейтенант Джордж Дуглас-Хамилтон заявил позднее: «...Если бы меня попросили высказать свое мнение, я был бы против» (станет первым британским генерал-фельдмаршалом… ну, какие фельдмаршалы, такие и лавры). К счастью Мальборо, ему и в голову не пришло их спросить. Согласно выработанному им с принцем плану Ойген атаковал с 16 000 человек курфюрста и Марсана, а генерал-лейтенант Джон Каттс с 4 000 человек — Блиндхайм. Когда вражеские фланги будут связаны боем и не смогут помочь центру, герцог ударит с 36 000 человек по войскам Талляра и опрокинет их… Французские же маршалы, обманутые перебежчиками, нападения не ждали — Талляр писал в то утро королю, что враг отступает на Нёрдлинген. Так что атака союзников, начавшаяся в 8:00 13 августа 1704 года, стала для них неприятным сюрпризом — началось 2-е сражение у Хёхштедста, оно же битва при Блиндхайме.
|
</> |