Шоу про настоящих джентльменов

В сборник вошли шесть произведений:
- «Дом, где разбиваются сердца» — «фантазия на русскую тему в английских декорациях». Что было бы, если бы люди вдруг начали говорить друг другу правду? Да всё бы просто еще больше запуталось, и пришлось бы вести длинные откровенные разговоры, чтобы «оставаться на месте»;
- «Кандида» — что делать, если в «разумную и правильную» женщину влюбились «неунывающий сангвиник» и «романтичный меланхолик»? Правильно — вести длинные откровенные разговоры…
- «Цезарь и Клеопатра» — попытка взглянуть на историю «по правде», ведь Сиразь в ЕгипЕДе уже «предпенсионер» за 50, а Клео — наивная девочка 14 лет (посему жалки и ничтожны попытки «играть ее взрослыми актрисами»). Ситуацию осложняет то, что глядим мы взглядом автора — англичанина конца XIX века…
- «Ученик дьявола» — если «пропащего человека» дружно презирает всё пуританское общество Новой Англии 1777 года, способен ли он всех удивить своим благородством? Тем более что вокруг — Война за независимость США;
- «Смуглая леди сонетов» — спеша на ночное свидание со своей пассией, Вильям Шекспир по ошибке натыкается в темноте на… королеву Элизабет. А «смуглой леди» приходится их в итоге разнимать…
- «Пигмалион» — самая известная вещь Шоу про то, как профессор подобрал на улице нищебродку-гопницу и обучил вести себя «как герцогиня». На свою же голову…
И в самом деле, кто из героев Шоу не джентльмен? Фабрикант из «Дома, где...»? Ранимый «маленький» человек, прячущийся за свои деньги, в поисках «большой, но чистой любви». Папаша-бизнесмен из «Кандиды»? Даже его жизнь заставляет поднять зарплату работникам, чтобы получить муниципальный контракт. В «Цезаре и Клеопатре» царица злится и «самодурит», чтобы ее не считали маленькой девочкой , Птолемей — затюканный сестрою мальчишка, Потин и Ахилла — люди, искренне не понимающие, что нужно этому Цезарю, которому они принесли, чтобы подлизаться, голову его злейшего врага.
В «Ученике дьявола» отжигает злобная мамаша, но ее потолок — проклясть сына, которому муж оставил наследство, и помереть. Английский майор? Человек без воображения, ходячий устав. В «Смуглой леди» королева — королева, Шекспир — Шекспир, а леди, хоть и «пониженной социальной ответственности», но довольно быстро исчезает. В «Пигмалионе» вообще все персонажи представляют «высшее общество», в которое в итоге попадает «ассоциированным членом» не только цветочница, но даже ее продувной и циничный папаша.
В общем, мир пьес Шоу — это «английское светское общество» конца XIX века, образцовые «виктори анусы». Он, конечно, пытается «обострять тренды», но примерно так, как это пытался бы делать джентльмен — говорить о социализме, выводить героем атеиста (или сатаниста, или просто пофигиста — тема не так чтобы раскрыта), рассуждать о «свободном браке» и «выборе женщины»… Но, в отличие, например, от пьес его современника Оскара Уайльда, нету тут никакого намека на порок — ни раскаявшийся, ни «парадоксально побивающий другой порок», ни вообще. Все герои Шоу — оптимисты и «занимают активную жизненную позицию». Как сам автор, катавшийся в возрасте 94 лет на велосипеде (и сломавший ногу).
В этом и есть главный плюс его пьес, он же главный минус — читаются они легко, захватывают, но мало что оставляют в голове «на подумать». Слишком легко им всем жилось в этом ихнем «виктори анусе». Горя они, понимаешь, не знали…

|
</> |