"Люфтю-Хюмаюн"
sergiovillaggio — 01.12.2019
Увы, не так уж редко бывает, что от корабля XIX века остается
одна-единственная фотография. Обидно, когда вот такая, когда он еще
даже не построен:
Турецкий безбронный крейсер «Люфтю-Хюмаюн» в день спуска на
воду, 16 августа 1892 г.
Крейсер «Люфтю-Хюмаюн» («Lüft-ü Hümayun» – «Имперская
благосклонность») можно назвать одним из самых неизвестных кораблей
эпохи броненосного флота. Крейсер строился по бюджету 1880 г. как
неброненосный крейсер (Kruvazör по турецкой классификации)
3-го класса. Заложен в 1882 г. на казенной верфи в Стамбуле, ей же
была изготовлена силовая установка; спущен на воду 16.08.1892;
подготовлен к испытаниям в июле 1896 г.; вошел в строй в октябре
1896 г.
Корабль имел следующие тактико-технические характеристики:
водоизмещение – 1313 т;
корпус – композитный (железный набор с деревянной
обшивкой);
длина между перпендикулярами – 64,0 м, ширина – 9,1 м, осадка
– 3,9 м;
силовая установка: одна 3-цилиндровая вертикальная паровая
машина тройного расширения, два цилиндрических котла; мощность –
2160 и.л.с.;
скорость: проектная – 14 уз, на испытаниях – 12 уз;
запас угля – 250 т;
вооружение неоднократно менялось:
- по проекту: 4×170-мм/25 (5,6-тонных) орудия Круппа,
6×120-мм/25 орудий Круппа, 4×47-мм пушки Гочкиса, 6 пулеметов,
2×450-мм торпедных аппарата Шварцкопфа;
- в 1896 г. при вступлении в строй: 3×170-мм/25 и 6×120-мм/25
орудий, 6×47-мм пушек, 2×450-мм торпедных аппарата;
- с 1899 г.: 2×150-мм/40 орудия Круппа, 2×120-мм/40 орудия
Круппа, 4×37-мм пушки Гочкиса, 2×450-мм торпедных аппарата.
Справочник «Conway’s» сообщает, что внешне «Люфтю-Хюмаюн» являлся
уменьшенной версией рангоутного крейсера «Хейбетнума»
(«Heybetnuma») и нес аналогичное вооружение, причем два 170-мм
орудия устанавливались в носовой части, одно – на корме, 120-мм
пушки – побортно. Правда, при этом обоим кораблям приписывает
наличие всего одной дымовой трубы, тогда как в действительности у
«Хейбетнума» труб было две, что ставит под сомнение информацию в
отношении «Люфтю-Хюмаюн».
Карьера крейсера оказалась короткой. После 14 лет нахождения на
стапеле, корабль вошел в строй морально устаревшим и на протяжении
большей части нахождения в строю использовался в качестве
несамоходного учебного судна в Стамбуле. В 1905 г. был разоружен с
одновременным демонтажем машины и мачт. Существовал проект
модернизации (перестройки) крейсера на верфи «Ансальдо» в Генуе, но
в конечном итоге от него отказались. В 1908 г. «Люфтю-Хюмаюн» был
исключен из состава флота и в ноябре 1909 г. продан на слом, однако
окончательно разобран только к концу 1921 г.