Зенитный epic fail
sergiovillaggio — 30.10.2019Знаете, что это такое? Это свидетельство одного из самых удивительных epic fail в военно-морской истории.
Если в Первую мировую войну французский флот имел самые плохие среди флотов ведущих держав эсминцы, то во Вторую мировую он отметился самым плохим зенитным вооружением своих кораблей. Причем кораблей всех классов. Ну, может быть, за исключением поводных лодок - просто в силу их специфики (с ними у французов своих проблем хватало).
Нет, стартовали-то они в 20-е годы вполне зачотно. Создали неплохие 75-мм зенитки нескольких моделей, потом 90-мм в одинарной и спаренной установках, наконец, 100-мм "спарку". И всё! Дальше началось то, что можно охарактризовать избитой фразой "с упорством, достойным лучшего применения". Для линкоров Программы 1932 года разработали 130-мм универсальные орудия. Задумка, конечно, неплохая. Исполнение подкачало. Если спаренные установки еще худо-бедно можно было использовать по самолетам (ну, примерно как британские 5,25-дюймовки), то счетверенные монстрики оказались слишком тяжелыми и страдали от постоянных поломок. Влажные мечты о 152-мм универсалках, которыми хотели вооружить "Ришелье" и его систершипов, так и остались мечтами - в итоге пришлось срочно ставить на линкор проверенные "сотки". Их вообще можно назвать лучшими зенитками, которые французы сумели создать до начала войны.
Однако еще хуже сложилась ситуация с малокаиберной зенитной артиллерией. По сути, к началу войны в массовом порядке на вооружении имелась лишь 37-мм пушка Модели 1925 года. По незнанию ее зачастую называют автоматом, что является грубой ошибкой. По сути это был аналог нашей "сорокапятки", только меньшего калибра. Вот фотография, наглядно показывающая процесс заряжания таких зениток на борту легкого крейсера "Эмиль Бертэн". Никаких тебе обойм, каждый патрон будь добр засунуть ручками.
Даже более поздняя "спарка" Модель 1933 не сильно исправила ситуацию. Во-первых, пушка-то осталась той же самой, каждый снаряд заряжался отдельно. Правда, на установку взгромоздили пару кранцев примерно на два десятка выстрелов, но это позволяло увеличить скорострельность только в первую минуту-другую боя. Во-вторых, даже таких эрзац-автоматов на кораблях было крайне мало.
Осознав опасность ситуации французы в середине 30-х приступили к разработке полноценного 37-мм автомата Модель 1935. Причем сразу в продвинутой установке: полностью закрытой, с автоматизированной подачей боеприпасов. Одна беда - не сумела я... К началу войны успели изготовить только один опытный образец, который испытывали на борту авизо "Амьен". Говорят, он неплохо показал себя под Дюнкерком, но потом вместе с кораблем попал в Англию, где был захвачен. Англичане не проявили к установке особого интереса. В отличие от известного "Хаземайера" на голландском "Ван дер Заане". Что показательно.
Между прочим, подобными автоматами планировалось вооружать, например, эсминцы типа "Ле Арди" и контрминоносцы типа "Могадор" - именно с ними они изображены на эскизных проектных чертежах. Но в итоге пришлось обходиться одним-единственным М1933.
А знаете, что, на мой взгляд, самое удивительное в этой истории? То, что основным образцом МЗА другого флота - Императорского Японского - на протяении всей войны оставался французский же 25-мм "Гочкис". Японцы оценили его потенциал и размножили в тысячах экземпляров, а сами французы спохватились только перед самой войной, а то и после ее начала. Их собственный 25-мм "Гочкис" выпускался под обозначением Модель 1939/40 и успел попасть на корабли в единичных экземплярах.
|
</> |