ЛИРИКА

топ 100 блогов cambria_191914.01.2024 ЛИРИКА





Мода существовала всегда – даже тогда, когда, как нам кажется, её и в помине не было.
Так, неприметные мелочи менялись.


Но иногда мода налетала, как шквал.
И устраивала переполох не только в мире оборок, бантиков и кудряшек.

Она требовала, чтобы человек внешне изменился радикально.
И изменил всё вокруг себя.


А иногда даже требовала, чтобы он душой перенёсся в другие миры и века.
И занялся, как теперь говорят, косплеем.

Так случилось на излёте Великой французской революции, когда взбаламученная страна порвала с недавним надоевшим прошлым и обретала новое лицо.

Какое?

Идеал был давно известен: античность:

ЛИРИКА







Свобода, демократия, героика, гармония, красота!

В идеале, конечно.
До неидеальных сторон этой красоты – вроде рабства – никому дела не было.


Собственно, со времён Ренессанса влияние античной культуры было более чем мощным.

Три грации на римской фреске:

ЛИРИКА







Три грации Рафаэля:

ЛИРИКА







Похожи?

Однако тогда это влияние не касалось ни одежды, ни быта.

Новая же Франция решилась косплеить античность во всём.

И за дело взялись женщины.

Они расстались с прежними нарядами, которые представляли собой громадные вороха тканей и кружев.
Расстались с тугим корсетом и с обширным каркасом для юбки:


ЛИРИКА







Теперь на красавицах не осталось никакой одежды, кроме простой белой туники:

ЛИРИКА








Совсем лёгкой и прозрачной:

ЛИРИКА








Чересчур лёгкой даже для древних – те всё-таки одевались основательнее:

ЛИРИКА







Заболеть "муслиновой болезнью"?
То есть простудой после прогулки на ветру в платье из тонкого муслина?
Пусть!



ЛИРИКА







"Красота требует жертв". Это же давно известно.

Поработали и с волосами.
Сложные причёски сначала основательно растрепали:


ЛИРИКА








А потом и вовсе свели к небрежным прядям и узлу на макушке:


ЛИРИКА








Чем проще, тем лучше:

ЛИРИКА








Теперь никакого отличия от греческой нимфы:


ЛИРИКА







Возглавили движение прекрасных почти нимф первые красавицы эпохи.
Светские львицы.
Иконы стиля, как сказали бы теперь.


Как смогли, так они и возглавили. Каждая в меру своих способностей.

Леди Гамильтон славилась грацией и пластикой.
Потому она придумала танец с шалью в античной тунике:

ЛИРИКА








У подружек Терезы Тальен и Жозефины Богарне таких талантов не было.
Потому они сосредоточились на новомодных нарядах.


Разве Тереза Тальен не точь-в-точь нимфа - в венке и в лёгких тканях, едва схваченных почти античными фибулами:

ЛИРИКА






Жозефина Богарне была большой любительницей драгоценностей.
Она щеголяла в античных драпировках и роскошных украшениях с камеями (тоже в античном вкусе):

ЛИРИКА









Мадам де Талейран брала скульптурностью форм и смелым, вполне античным умением их показывать:

ЛИРИКА







За светскими львицами, приятными во всех отношениях, подтянулись дамы и просто приятные. Они тоже надели белое и причесались без затей:

ЛИРИКА







А вот красавица и умница мадам Рекамье была не просто легконогой нимфой.

Она стала Аспазией Франции, собрав вокруг себя - в своём салоне - самые блестящие умы и характеры.

Одевалась и причёсывалась она вполне модно, по-античному:

ЛИРИКА







Салон её был обставлен, разумеется, тоже  в античном духе.

Хозяйка, принимая гостей, возлежала  на кушетке, сработанной по образцам из Помпей и Геркуланума, раскопанных не так давно:


ЛИРИКА








Когда великий Давид собрался писать мадам Рекамье, он очистил пространство вокруг неё от тривиальной бытовой обстановки.
Оставил лишь кушетку.

Поставил рядом античный светильник.

И получилось великолепное подобие античной фрески:

ЛИРИКА







Гениальный косплей.

Хотя мадам Рекамье больше понравился портрет работы Жерара, где она скорее соблазнительна, чем похожа на гордую римскую богиню:

ЛИРИКА






Однако и портрет работы Давида, и кушетка стали знамениты.
Кушетками обзавелись все модницы.

Ведь косплеить античность можно было только в новых интерьерах.
И с новой мебелью.


Потому такие вот старорежимные диваны с прихотливыми завитушками рококо отправились в чуланы:

ЛИРИКА








Новая мебель следовала античным оригиналам.

Она была строга, плавных простых форм и украшена фигурками из мифологии.
Вот тут довольно неожиданно под подлокотниками кресла примостились сфинксы:


ЛИРИКА








Здесь в той же роли подлокотников лебеди Леды.
Бархатные подушки в античном вкусе обязательны:

ЛИРИКА







А этот солидный диван с античными венками, героическими профилями и бараньими головами попал на картину уже в 1830-е годы.
Когда ампирная мебель вышла из моды.
Теперь на ней резвятся детишки:


ЛИРИКА








Итак, всё есть для косплея античности – и обстановка, и наряд.

Осталось только подобрать звуковое оформление.

Это особенно важно, если помнить: Европа в XVIII веке переживала бурное увлечение музыкой.
Тогда не только творили великие композиторы, а на сцене царила опера.
Домашнее музицирование тоже стало невероятно популярным.

Но на чём могла играть парижская нимфа, облачившись в муслиновый хитон и усевшись на стул со сфинксами или грифонами?
Разумеется, на чём-нибудь античном.

Свирели и флейты всех родов отпадают – дамы тогда не жаловали дудки.

Они больше играли на разнообразных фортепьяно, чего у древних не водилось:

ЛИРИКА








Также стремительно входила в обиход ничуть не античная гитара:

ЛИРИКА








Но особенно популярной была арфа:

ЛИРИКА







Ещё перед революцией всякая уважающая себя дама или девица освоила игру на арфе.
Вот урок сразу двум ученицам:

ЛИРИКА







Наша русская арфистка, смолянка Глафира Алымова:

ЛИРИКА








Тон в моде на арфу задавала королева Мария-Антуанетта, ученица великого Глюка:

ЛИРИКА








Это тоже она и тоже с арфой.

Обратим внимание на зачатки косплея античности – на столик и вазу с благовонными курениями в античном вкусе.
Но одеться нимфой время ещё не пришло:


ЛИРИКА








Впрочем, королева и на спинете неплохо играла:

ЛИРИКА







Именно арфы звучали особенно нежно и очень гармонировали с изящным женским обликом.
Однако ничего античного в виде арфы нет.
Не то!


Как же быть?

Известно, что древние играли на таком давно забытом инструменте, как лира:

ЛИРИКА








Стихи древние не читали, а пели под аккомпанемент лиры. Отсюда  слово лирика.

Видов лиры когда-то было много.
Это вот кифара:


ЛИРИКА








Если вы подумаете, что эта музыкантша с могучими руками не только красавица, но и спортсменка, мастер боёв без правил, то ошибётесь:

ЛИРИКА








Это известный мастер игры на лире бог Аполлон.

Античные одежды в известном смысле представляли собой унисекс, а Аполлон ещё и носил причудливую и сложную причёску из длинных волос "узел Аполлона".
Хотя был гетеросексуалом.


А здесь римская дама, сидя на кушетке, настраивает лиру:

ЛИРИКА








В общем, для косплея требовалась лира.

И дамы лиру получили!

Мастера музыкальных инструментов мигом сориентировались и начали изготовление лир по рисункам на вазах и прочих древних памятниках.

Получалось у них разное.

Вот кифара знаменитой певицы Изабеллы Кольбран, супруги Россини:

ЛИРИКА








Тоже она, а лира здесь попроще – возможно, реквизит для сцены:

ЛИРИКА








Эта лира тоже простенькая, всего четыре струны:

ЛИРИКА







Вот лира гитароподобная:

ЛИРИКА









Вот тоже лира-гитара, только монументального размера:

ЛИРИКА








Ещё одна гитара, замаскированная под роскошную лиру – и переучиваться не надо:

ЛИРИКА









Вот лира в виде какого-то стульчика:

ЛИРИКА







У Гортензии Богарне лира совсем смешная:

ЛИРИКА








А это лира как лира, по лучшим образцам.
С лирой русская дама  - Екатерина Салтыкова:


ЛИРИКА







Эта музыкантша тоже из наших - Марина Гурьева:

ЛИРИКА









Писательница Жермена де Сталь – тут уж всё совсем-совсем античное:

ЛИРИКА









Лира самого высшего класса (и кушетка, разумеется, самая модная, то есть "древняя"):

ЛИРИКА








С лирой на прогулке, в лирическом настроении:

ЛИРИКА









То есть всяких лир наделали множество.

Элегантные реконструкторши античного быта были счастливы, перебирая струны инструмента, канувшего в Лету тысячу лет  назад.

Впрочем, мода быстротечна.

Скоро лиры и кифары вновь погрузились в волны Леты, теперь уже навсегда.
А гитары и арфы до сих пор звучат!

Остался один вопрос: а что же мужчины?

Они тоже косплеили античность? Ведь то была повальная мода.

Мужчины как раз показали характер: они подражали доблести древних, зачитывались Плутархом и записками Цезаря, старались изрекать литые лаконичные фразы и даже писать гекзаметром.

Но в античные одежды и в муслин переодеться они так и не рискнули.
Не тот климат, не те обстоятельства.

Конечно, великий трагик Тальма - у которого Наполеон учился  многозначительным гримасам и героическим позам - всем канонам античности вполне соответствовал:

ЛИРИКА







Но это на сцене.
Даже он, выходя на улицу, надевал фрак.
И штаны, разумеется:


ЛИРИКА







Ничего античного в мужской наряд так и не просочилось.

И военные мундиры ничуть не подражали спартанцам или легионерам Цезаря.

Генерал Жан-Батист Сирю Аделаид де Тимбрюн де Тьембронн:

ЛИРИКА








Иоахим Мюрат:

ЛИРИКА








Лишь Наполеон, когда сделался императором, захотел -  в особо торжественных случаях - надевать нечто особое.
Имперско-римское.

Чтобы не лезли в глаза вульгарные штаны.

Получилось вот это – мантия и императорская туника:

ЛИРИКА










Правда, древние считали обилие золота дурным тоном, а алансонских кружев не знали вовсе.
На Наполеоне всё это имелось:

ЛИРИКА







Зато рисунок этого золотого шитья античный – пальметты.

Кумир предыдущего века, Дени Дидро, говорил:
"В области моды  безумцы издают законы для умных, куртизанки – для честных женщин, и ничего лучшего не придумаешь, как следовать им".


Но мужчины XIX века к модным безумцам прислушиваться почти перестали.
Потому и не стали одеваться, как древние.


Зато на лирах они играли!

Это Жозеф Доминик Фабри Гарат, довольно известный музыкант – певец и композитор.
Он не в тунике, но с модной лирой:

ЛИРИКА







Понятно, что с таким инструментом особенно ему удавались романсы (а ещё масонские гимны).
Он их и сочинял, и сам пел, играя на лире (да и на прочих инструментах тоже).


Некоторые его романсы становились довольно популярными.
Названия  их сентиментальны – "Весна и любовь", "Вечерняя звезда" и пр.

А ещё "Элиска или русская".
Любопытно, что это такое?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Американские ученые установили, что, когда у мужа с женой схожие привычки в плане спиртного и они предпочитают употреблять алкоголь вместе, продолжительность жизни у таких людей выше, чем у непьющих супругов или если в паре выпивает кто-то один. ( Read more ... ...
Оригинал взят у putnik1 в ТЕХНОЛОГИЯ РАСКРУТКИ Отсюда . Не далее, как вчера, в постинге " Эра немилосердия ", прогнозируя дальнейшее развитие событий вокруг украинской Врадиевки, я написал: " Ну и, натурально, оппозиционные партии попиарятся вовсю ". Вот: получите и ...
Уважабы,попробую слегка предостеречь.. У лосяры крутят такое кино: ...
Автор: Чак Томпсон | Выдержка из журнала Социономист за июнь 2018 года Уменьшают ли рецессии желание пар иметь детей? Если вы считаете, что события стимулируют выражение общества, ваш ответ будет положительным. Так или иначе, социономическая теория утверждает, что как ...
МОСКВА, 11 дек - РИА Новости. Несколько сотен футбольных болельщиков собрались на Манежной площади в центре Москвы на несанкционированный митинг, передает корреспондент РИА Новости с места событий. Вообще-то у корреспондентов ...