ЛИРИКА

топ 100 блогов cambria_191914.01.2024 ЛИРИКА





Мода существовала всегда – даже тогда, когда, как нам кажется, её и в помине не было.
Так, неприметные мелочи менялись.


Но иногда мода налетала, как шквал.
И устраивала переполох не только в мире оборок, бантиков и кудряшек.

Она требовала, чтобы человек внешне изменился радикально.
И изменил всё вокруг себя.


А иногда даже требовала, чтобы он душой перенёсся в другие миры и века.
И занялся, как теперь говорят, косплеем.

Так случилось на излёте Великой французской революции, когда взбаламученная страна порвала с недавним надоевшим прошлым и обретала новое лицо.

Какое?

Идеал был давно известен: античность:

ЛИРИКА







Свобода, демократия, героика, гармония, красота!

В идеале, конечно.
До неидеальных сторон этой красоты – вроде рабства – никому дела не было.


Собственно, со времён Ренессанса влияние античной культуры было более чем мощным.

Три грации на римской фреске:

ЛИРИКА







Три грации Рафаэля:

ЛИРИКА







Похожи?

Однако тогда это влияние не касалось ни одежды, ни быта.

Новая же Франция решилась косплеить античность во всём.

И за дело взялись женщины.

Они расстались с прежними нарядами, которые представляли собой громадные вороха тканей и кружев.
Расстались с тугим корсетом и с обширным каркасом для юбки:


ЛИРИКА







Теперь на красавицах не осталось никакой одежды, кроме простой белой туники:

ЛИРИКА








Совсем лёгкой и прозрачной:

ЛИРИКА








Чересчур лёгкой даже для древних – те всё-таки одевались основательнее:

ЛИРИКА







Заболеть "муслиновой болезнью"?
То есть простудой после прогулки на ветру в платье из тонкого муслина?
Пусть!



ЛИРИКА







"Красота требует жертв". Это же давно известно.

Поработали и с волосами.
Сложные причёски сначала основательно растрепали:


ЛИРИКА








А потом и вовсе свели к небрежным прядям и узлу на макушке:


ЛИРИКА








Чем проще, тем лучше:

ЛИРИКА








Теперь никакого отличия от греческой нимфы:


ЛИРИКА







Возглавили движение прекрасных почти нимф первые красавицы эпохи.
Светские львицы.
Иконы стиля, как сказали бы теперь.


Как смогли, так они и возглавили. Каждая в меру своих способностей.

Леди Гамильтон славилась грацией и пластикой.
Потому она придумала танец с шалью в античной тунике:

ЛИРИКА








У подружек Терезы Тальен и Жозефины Богарне таких талантов не было.
Потому они сосредоточились на новомодных нарядах.


Разве Тереза Тальен не точь-в-точь нимфа - в венке и в лёгких тканях, едва схваченных почти античными фибулами:

ЛИРИКА






Жозефина Богарне была большой любительницей драгоценностей.
Она щеголяла в античных драпировках и роскошных украшениях с камеями (тоже в античном вкусе):

ЛИРИКА









Мадам де Талейран брала скульптурностью форм и смелым, вполне античным умением их показывать:

ЛИРИКА







За светскими львицами, приятными во всех отношениях, подтянулись дамы и просто приятные. Они тоже надели белое и причесались без затей:

ЛИРИКА







А вот красавица и умница мадам Рекамье была не просто легконогой нимфой.

Она стала Аспазией Франции, собрав вокруг себя - в своём салоне - самые блестящие умы и характеры.

Одевалась и причёсывалась она вполне модно, по-античному:

ЛИРИКА







Салон её был обставлен, разумеется, тоже  в античном духе.

Хозяйка, принимая гостей, возлежала  на кушетке, сработанной по образцам из Помпей и Геркуланума, раскопанных не так давно:


ЛИРИКА








Когда великий Давид собрался писать мадам Рекамье, он очистил пространство вокруг неё от тривиальной бытовой обстановки.
Оставил лишь кушетку.

Поставил рядом античный светильник.

И получилось великолепное подобие античной фрески:

ЛИРИКА







Гениальный косплей.

Хотя мадам Рекамье больше понравился портрет работы Жерара, где она скорее соблазнительна, чем похожа на гордую римскую богиню:

ЛИРИКА






Однако и портрет работы Давида, и кушетка стали знамениты.
Кушетками обзавелись все модницы.

Ведь косплеить античность можно было только в новых интерьерах.
И с новой мебелью.


Потому такие вот старорежимные диваны с прихотливыми завитушками рококо отправились в чуланы:

ЛИРИКА








Новая мебель следовала античным оригиналам.

Она была строга, плавных простых форм и украшена фигурками из мифологии.
Вот тут довольно неожиданно под подлокотниками кресла примостились сфинксы:


ЛИРИКА








Здесь в той же роли подлокотников лебеди Леды.
Бархатные подушки в античном вкусе обязательны:

ЛИРИКА







А этот солидный диван с античными венками, героическими профилями и бараньими головами попал на картину уже в 1830-е годы.
Когда ампирная мебель вышла из моды.
Теперь на ней резвятся детишки:


ЛИРИКА








Итак, всё есть для косплея античности – и обстановка, и наряд.

Осталось только подобрать звуковое оформление.

Это особенно важно, если помнить: Европа в XVIII веке переживала бурное увлечение музыкой.
Тогда не только творили великие композиторы, а на сцене царила опера.
Домашнее музицирование тоже стало невероятно популярным.

Но на чём могла играть парижская нимфа, облачившись в муслиновый хитон и усевшись на стул со сфинксами или грифонами?
Разумеется, на чём-нибудь античном.

Свирели и флейты всех родов отпадают – дамы тогда не жаловали дудки.

Они больше играли на разнообразных фортепьяно, чего у древних не водилось:

ЛИРИКА








Также стремительно входила в обиход ничуть не античная гитара:

ЛИРИКА








Но особенно популярной была арфа:

ЛИРИКА







Ещё перед революцией всякая уважающая себя дама или девица освоила игру на арфе.
Вот урок сразу двум ученицам:

ЛИРИКА







Наша русская арфистка, смолянка Глафира Алымова:

ЛИРИКА








Тон в моде на арфу задавала королева Мария-Антуанетта, ученица великого Глюка:

ЛИРИКА








Это тоже она и тоже с арфой.

Обратим внимание на зачатки косплея античности – на столик и вазу с благовонными курениями в античном вкусе.
Но одеться нимфой время ещё не пришло:


ЛИРИКА








Впрочем, королева и на спинете неплохо играла:

ЛИРИКА







Именно арфы звучали особенно нежно и очень гармонировали с изящным женским обликом.
Однако ничего античного в виде арфы нет.
Не то!


Как же быть?

Известно, что древние играли на таком давно забытом инструменте, как лира:

ЛИРИКА








Стихи древние не читали, а пели под аккомпанемент лиры. Отсюда  слово лирика.

Видов лиры когда-то было много.
Это вот кифара:


ЛИРИКА








Если вы подумаете, что эта музыкантша с могучими руками не только красавица, но и спортсменка, мастер боёв без правил, то ошибётесь:

ЛИРИКА








Это известный мастер игры на лире бог Аполлон.

Античные одежды в известном смысле представляли собой унисекс, а Аполлон ещё и носил причудливую и сложную причёску из длинных волос "узел Аполлона".
Хотя был гетеросексуалом.


А здесь римская дама, сидя на кушетке, настраивает лиру:

ЛИРИКА








В общем, для косплея требовалась лира.

И дамы лиру получили!

Мастера музыкальных инструментов мигом сориентировались и начали изготовление лир по рисункам на вазах и прочих древних памятниках.

Получалось у них разное.

Вот кифара знаменитой певицы Изабеллы Кольбран, супруги Россини:

ЛИРИКА








Тоже она, а лира здесь попроще – возможно, реквизит для сцены:

ЛИРИКА








Эта лира тоже простенькая, всего четыре струны:

ЛИРИКА







Вот лира гитароподобная:

ЛИРИКА









Вот тоже лира-гитара, только монументального размера:

ЛИРИКА








Ещё одна гитара, замаскированная под роскошную лиру – и переучиваться не надо:

ЛИРИКА









Вот лира в виде какого-то стульчика:

ЛИРИКА







У Гортензии Богарне лира совсем смешная:

ЛИРИКА








А это лира как лира, по лучшим образцам.
С лирой русская дама  - Екатерина Салтыкова:


ЛИРИКА







Эта музыкантша тоже из наших - Марина Гурьева:

ЛИРИКА









Писательница Жермена де Сталь – тут уж всё совсем-совсем античное:

ЛИРИКА









Лира самого высшего класса (и кушетка, разумеется, самая модная, то есть "древняя"):

ЛИРИКА








С лирой на прогулке, в лирическом настроении:

ЛИРИКА









То есть всяких лир наделали множество.

Элегантные реконструкторши античного быта были счастливы, перебирая струны инструмента, канувшего в Лету тысячу лет  назад.

Впрочем, мода быстротечна.

Скоро лиры и кифары вновь погрузились в волны Леты, теперь уже навсегда.
А гитары и арфы до сих пор звучат!

Остался один вопрос: а что же мужчины?

Они тоже косплеили античность? Ведь то была повальная мода.

Мужчины как раз показали характер: они подражали доблести древних, зачитывались Плутархом и записками Цезаря, старались изрекать литые лаконичные фразы и даже писать гекзаметром.

Но в античные одежды и в муслин переодеться они так и не рискнули.
Не тот климат, не те обстоятельства.

Конечно, великий трагик Тальма - у которого Наполеон учился  многозначительным гримасам и героическим позам - всем канонам античности вполне соответствовал:

ЛИРИКА







Но это на сцене.
Даже он, выходя на улицу, надевал фрак.
И штаны, разумеется:


ЛИРИКА







Ничего античного в мужской наряд так и не просочилось.

И военные мундиры ничуть не подражали спартанцам или легионерам Цезаря.

Генерал Жан-Батист Сирю Аделаид де Тимбрюн де Тьембронн:

ЛИРИКА








Иоахим Мюрат:

ЛИРИКА








Лишь Наполеон, когда сделался императором, захотел -  в особо торжественных случаях - надевать нечто особое.
Имперско-римское.

Чтобы не лезли в глаза вульгарные штаны.

Получилось вот это – мантия и императорская туника:

ЛИРИКА










Правда, древние считали обилие золота дурным тоном, а алансонских кружев не знали вовсе.
На Наполеоне всё это имелось:

ЛИРИКА







Зато рисунок этого золотого шитья античный – пальметты.

Кумир предыдущего века, Дени Дидро, говорил:
"В области моды  безумцы издают законы для умных, куртизанки – для честных женщин, и ничего лучшего не придумаешь, как следовать им".


Но мужчины XIX века к модным безумцам прислушиваться почти перестали.
Потому и не стали одеваться, как древние.


Зато на лирах они играли!

Это Жозеф Доминик Фабри Гарат, довольно известный музыкант – певец и композитор.
Он не в тунике, но с модной лирой:

ЛИРИКА







Понятно, что с таким инструментом особенно ему удавались романсы (а ещё масонские гимны).
Он их и сочинял, и сам пел, играя на лире (да и на прочих инструментах тоже).


Некоторые его романсы становились довольно популярными.
Названия  их сентиментальны – "Весна и любовь", "Вечерняя звезда" и пр.

А ещё "Элиска или русская".
Любопытно, что это такое?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Пишите, я подправлю эфир.....Можете пококетничать, это улучшает ауру:) На этих выходных буду шаманить чтобы нашлась половинка, или хотя бы четвертинка.... Есть ещё одинокие? Надо? Хорошо подумали? Самое главное - одиноки, просят ведь меня, я работаю, посылаю им лучик,  потом у них ...
 Прочитала в интернете, как покрасить пасхальные яйца без всякой химии, и вдохновилась идеями. http://maxpark.com/community/5858/content/3399132   Информацией тут же радостно поделилась со всеми и помчалась на базар, закупать эти натуральные красители. ) Надо сказать, что обошлись о ...
Вот, тов. Маяковский советовал гладить сухих и черных кошек. Полностью одобряю. Только вот черные кошки не всегда бывают сухими. Особенно если они живут на улице. А вот у котика Буси есть свой обогреваемый дом. Вот он в окошке.Вполне доволен сейчас он такой, оделся к зиме, а пару недель ...
Популярность интернет-магазинов постоянно увеличивается. Покупатели получают возможность приобретать необходимые товары и не тратить время на походы по реальным торгующим учреждениям. Конкурентоспособность коммерческих предприятий значительно возрастает в процессе их автоматизации. ...
       Все  мы  разные и потому  по-разному реагируем  на  всякие явления жизни.  Один разводится с женой, считая, что она много тратит на шмотки, а другой бровью не поведёт, если жена не успеет приготовить  ужин.        Но есть одна область человеческого   существования ,  которая ...