Лицом к народу

Только в конце эпохи Константина портреты анфас стали обычным явлением на римских монетах. Таким образом, в тех редких случаях, когда мы сталкиваемся с такими портретами в более ранние времена, мы можем быть уверены, что они были особенными. С этим двойным денарием Караузия мы имеем особенно завораживающий предмет, поскольку он отчеканен не из драгоценного металла, а относится к самому низкому номиналу, который он выпускал.

Возможно, не простое совпадение, что Постум и Караузий, основатели мятежных государств на Западе, использовали портреты анфас. Монеты обоих правителей были удивительно разнообразными и творческими, и мы могли бы предположить, что у Караузия сохранились какие-то приятные воспоминания из его юности о разнообразии монет, с которым он столкнулся во времена правления Постума. Яркие, вызывающе портреты на золотых монетах Постума наводят на мысль, что у него было что-то от нероновского самолюбования, которому Караузий постарался здесь подражать изо всех сил.
Доподлинно неизвестно, когда был сделан этот выпуск, но, вероятно, что через некоторое время после того, как он восстал против Максимиана. Монетный двор довольно хорошо известен как Камулондунум, современный Колчестер.
Традиция портретов анфас, установленная мятежниками Постумом и Караузием (существует еще золотой квинарий Тетрика II), весьма вероятно, произвела впечатление на более поздних императоров, поскольку с 310 по 321 год было отчеканено четыре важных выпуска золотых монет с бюстом анфас.
Первый появляется на ауреях Максенция, отчеканенных около 310-312 годов, следующий на солидах Константина I "Великого", отчеканенных в 316 году, а последние два были изготовлены для Лициния I и его сына примерно в 321 году. Впоследствии, начиная с Констанция II, солиды с подобным портретом стали изготавливаться в больших масштабах – тенденция, которая сохранилась и в византийскую эпоху.
|
</> |