Ко дню рождения Валентина Александровича Серова — русского живописца и графика
all_collector — 20.01.202419 января 1865 года родился Валентин Александрович Серов — русский живописец и график, мастер портрета и академик Императорской Академии художеств.
В.А. Серов родился в Санкт-Петербурге в семье композиторов Александра Серова и Валентины Серовой. В шесть лет с матерью переехал в Мюнхен, где был отдан на обучение к немецкому гравёру К. Кёппингу.
Через три года успехи В.А. Серова отметил скульптор М.М. Антокольский и посоветовал его матери отдать сына на обучение одному из русских художников. Так учителем В.А. Серова стал И.Е. Репин.
Признание к художнику пришло после выставки Товарищества передвижников в 1888 году. На ней были представлены картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», написанные в усадьбе Абрамцево купцов Мамонтовых, где художник часто гостил. После признания В.А. Серову начали поступать заказы на портреты деятелей искусства — итальянских певцов А. Мазини и Ф. Таманьо, художников К.А. Коровина, И.Е. Репина, И.И. Левитана, писателя Н.С. Лескова и композитора Н.А. Римского-Корсакова.
В будущем это сыграет роль в широком распространении картин
художника на филателистических материалах, напрямую с ним не
связанных.
В 1892 году художнику была заказана картина «Император Александр
III с семьёй». С этой картины началась серия портретов членов
императорской семьи, а в 1896 году художник был приглашён на
коронацию Николая II, где была написана акварель
«Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском
соборе».
В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, В.А. Серов был избран в члены совета Третьяковской галереи. Художник был его в составе до конца жизни.
В 1906 году известный издатель Иосиф Кнебель решил выпустить серию книг для школьников под названием "Картины русской истории". Тогда он предложил известному русскому художнику Валентину Серову изобразить Петра Великого - важнейшую фигуру в жизни страны.
Серов взялся за дело с большим энтузиазмом, неоднозначная личность Петра завладела его вниманием настолько, что появилась целая серия работ на тему петровской эпохи. Художник специально посещал загородные дворцы XVIII века, изучал и делал зарисовки с гардероба монарха и долго-долго вглядывался в посмертную маску Петра.
Во время работы над произведениями Серов писал:
Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице у него был постоянный тик, и он вечно "кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом.
Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. Увидит его рабочий - хлоп в ноги! Петр тут же его дубиной по голове ошарашит: "Будешь знать, как кланяться, вместо того чтобы работать!". У того и дух вон. Идет дальше. А другой рабочий, не будь дурак, смекнул, что и виду не надо подавать, будто царя видишь, и не отрывается от дела. Петр дубиной укладывает и этого на месте: "Будешь знать, как царя не признавать". Страшный человек…
Произведение выше как раз изображает такой момент, о котором пишет Серов: Петр уносится в коляске вдаль и грозит кулаком солдату, который слоняется без дела. Стремительное движение императора явно противопоставляется понуро стоящей фигуре солдата. В качестве антуража здесь выступают перевернутые лодки вдоль дороги.
Но, конечно, главной и наиболее запоминающейся работой из этой серии стало изображение Петра на фоне строящегося Петербурга.
Очень уж колоритная фигура вышла: по насыпи уверенно и твердо шагает император, он непоколебим в своем решении построить новую столицу.
За ним, сгибаясь от ветра, едва поспевают придворные: где он делает два шага, они делают - десять, не того масштаба люди, не чета Петру.
Вдалеке виден шпиль Петропавловского собора, а слева - корабли, построенные по указу Петра, тот самый русский флот, которому еще предстоит принести славу России.
Для этого произведения Серов выбирает особый ракурс: мы смотрим на Петра снизу вверх, так его фигура кажется еще выше и величественнее.
У ног монарха можно заметить корову - забавная деталь, как будто слегка снижающая пафос все этой мощной сцены. Художник вводит ее неслучайно - корова означает, что город потихоньку обживается, сюда переезжают люди, обзаводятся хозяйством...
Петр в произведении Серова действительно не выглядит писаным красавцем, но важно ли это для художника? Вовсе нет! Красота императора - в масштабе его деяний, а тут Петру точно есть чем гордиться.
В 2015 году к 150-летию со дня рождения художника АО «Марка» выпущен почтовый блок. На почтовой марке изображена картина В.А. Серова «Октябрь. Домотканово», а на полях почтового блока — портрет художника.
В 2018 году на основе данного почтового блока создан сувенирный набор в раме на деревянном мольберте. На подложке из дизайнерской бумаги под холст размещены сам почтовый блок и репродукция изображённой на нём картины.
|
</> |