Ко дню рождения Валентина Александровича Серова — русского живописца и графика

топ 100 блогов all_collector20.01.2024

19 января  1865 года родился Валентин Александрович Серов — русский живописец и график, мастер портрета и академик Императорской Академии художеств.

Автопортрет Валентин Александрович Серов, 1880-е , 23×29.5 см, Местонахождение: Частная коллекция, Германия
Автопортрет Валентин Александрович Серов, 1880-е , 23×29.5 см, Местонахождение: Частная коллекция, Германия
марки СССР 1965г. Валентин Александрович Серов 1865-1911г.г.
марки СССР 1965г. Валентин Александрович Серов 1865-1911г.г.

В.А. Серов родился в Санкт-Петербурге в семье композиторов Александра Серова и Валентины Серовой. В шесть лет с матерью переехал в Мюнхен, где был отдан на обучение к немецкому гравёру К. Кёппингу. 

Через три года успехи В.А. Серова отметил скульптор М.М. Антокольский и посоветовал его матери отдать сына на обучение одному из русских художников. Так учителем В.А. Серова стал И.Е. Репин.

Признание к художнику пришло после выставки Товарищества передвижников в 1888 году. На ней были представлены картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», написанные в усадьбе Абрамцево купцов Мамонтовых, где художник часто гостил. После признания В.А. Серову начали поступать заказы на портреты деятелей искусства — итальянских певцов А. Мазини и Ф. Таманьо, художников К.А. Коровина, И.Е. Репина, И.И. Левитана, писателя Н.С. Лескова и композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович Валентин Александрович Серов , 1888, 89.5×71 см, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович Валентин Александрович Серов , 1888, 89.5×71 см, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва

В будущем это сыграет роль в широком распространении картин художника на филателистических материалах, напрямую с ним не связанных.

В 1892 году художнику была заказана картина «Император Александр III с семьёй». С этой картины началась серия портретов членов императорской семьи, а в 1896 году художник был приглашён на коронацию Николая II, где была написана акварель «Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе». 

Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе Валентин Александрович Серов , 1896, 43×64 см, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе Валентин Александрович Серов , 1896, 43×64 см, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, В.А. Серов был избран в члены совета Третьяковской галереи. Художник был его в составе до конца жизни.

В 1906 году известный издатель Иосиф Кнебель решил выпустить серию книг для школьников под названием "Картины русской истории". Тогда он предложил известному русскому художнику Валентину Серову изобразить Петра Великого - важнейшую фигуру в жизни страны.

Серов взялся за дело с большим энтузиазмом, неоднозначная личность Петра завладела его вниманием настолько, что появилась целая серия работ на тему петровской эпохи. Художник специально посещал загородные дворцы XVIII века, изучал и делал зарисовки с гардероба монарха и долго-долго вглядывался в посмертную маску Петра.

Ко дню рождения Валентина Александровича Серова — русского живописца и графика
"Петр I" Валентин Александрович Серов, 1907, 68.5×88 см

Во время работы над произведениями Серов писал:

Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту тщеславности, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека. В лице у него был постоянный тик, и он вечно "кроил рожи": мигал, дергал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом.
Валентин Серов. Петр I в Монплезире. 1910-1911
Валентин Серов. Петр I в Монплезире. 1910-1911
Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен он был тогдашним петербуржцам. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой. Увидит его рабочий - хлоп в ноги! Петр тут же его дубиной по голове ошарашит: "Будешь знать, как кланяться, вместо того чтобы работать!". У того и дух вон. Идет дальше. А другой рабочий, не будь дурак, смекнул, что и виду не надо подавать, будто царя видишь, и не отрывается от дела. Петр дубиной укладывает и этого на месте: "Будешь знать, как царя не признавать". Страшный человек…

Произведение выше как раз изображает такой момент, о котором пишет Серов: Петр уносится в коляске вдаль и грозит кулаком солдату, который слоняется без дела. Стремительное движение императора явно противопоставляется понуро стоящей фигуре солдата. В качестве антуража здесь выступают перевернутые лодки вдоль дороги.

Валентин Серов. Петр I. Фрагмент
Валентин Серов. Петр I. Фрагмент

Но, конечно, главной и наиболее запоминающейся работой из этой серии стало изображение Петра на фоне строящегося Петербурга. 

Очень уж колоритная фигура вышла: по насыпи уверенно и твердо шагает император, он непоколебим в своем решении построить новую столицу.

 За ним, сгибаясь от ветра, едва поспевают придворные: где он делает два шага, они делают - десять, не того масштаба люди, не чета Петру.

блок Россия 2022г. № 2910. 350 лет со дня рождения Петра I (1672-1725), государственного деятеля
блок Россия 2022г. № 2910. 350 лет со дня рождения Петра I (1672-1725), государственного деятеля

Вдалеке виден шпиль Петропавловского собора, а слева - корабли, построенные по указу Петра, тот самый русский флот, которому еще предстоит принести славу России.

Для этого произведения Серов выбирает особый ракурс: мы смотрим на Петра снизу вверх, так его фигура кажется еще выше и величественнее.

 У ног монарха можно заметить корову - забавная деталь, как будто слегка снижающая пафос все этой мощной сцены. Художник вводит ее неслучайно - корова означает, что город потихоньку обживается, сюда переезжают люди, обзаводятся хозяйством...

Петр в произведении Серова действительно не выглядит писаным красавцем, но важно ли это для художника? Вовсе нет! Красота императора - в масштабе его деяний, а тут Петру точно есть чем гордиться.

блок Россия 2015г. № 1909. 150 лет со дня рождения В.А. Серова (1865-1911), художника
блок Россия 2015г. № 1909. 150 лет со дня рождения В.А. Серова (1865-1911), художника

В 2015 году к 150-летию со дня рождения художника АО «Марка» выпущен почтовый блок. На почтовой марке изображена картина В.А. Серова «Октябрь. Домотканово», а на полях почтового блока — портрет художника.

КПД № 1816. 150 лет со дня рождения В.А. Серова (1865-1911), художника
КПД № 1816. 150 лет со дня рождения В.А. Серова (1865-1911), художника

 В 2018 году на основе данного почтового блока создан сувенирный набор в раме на деревянном мольберте. На подложке из дизайнерской бумаги под холст размещены сам почтовый блок и репродукция изображённой на нём картины.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Купила себе платье! Снять брекеты и не купить платье - это грехх (как говорил один мой клиент из Израиля)
...Летом 1941 года под Новгородом был подбит немецкий самолёт-истребитель. Самолёт приземлился в расположении моего батальона. Лётчика схватили и привели ко мне. Увидев, что при обстреле лётчик был ранен и его правая нога в крови, я вызвал батальонного врача, чтобы он осмотрел летчика и ...
в сториз в инстаграме вдруг мелькает фотография знакомого песика. Берлин. - Ой, - говорю осторожно, - похож на Болтика, - песик и правда похож на Болтика, только вдруг это не Болтик, а я по больному месту. - Да, - отвечают, - ехал три дня в фургоне. В начале войны одна милая девочка ...
...
Самотёк не дал пропасть: Я уверена, что моя книга заинтересует Ваше издательство. Во-первых, в России нет авторов, главные герои книг, которых попадают в переделку в Индии, Тибете, Непале. Во-вторых, в своих книгах я затрагиваю традиции и ...