Легкий танк Т-70


Разработан в инициативном порядке осенью 1941 года в КБ ГАЗа и предназначался для замены легкого танка Т-60.
Принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО в январе 1942 года.
Лучший легкий танк Красной Армии и второй по числу выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне.
Серийно производился заводами № 37 (г.Свердловск), № 38 (г.Киров) и ГАЗ (г.Горький). С марта 1942-го по осень 1943 года изготовлено 8226 единиц.
Серийные модификации
Т-70-компоновка аналогична танку Т-60. Корпус сварной, с углами наклона бронелистов от 30° до 60°. Башня - одноместная, сварная, граненой формы. Силовая установка ГАЗ-203 состояла из двух соединенных последовательно двигателей ГАЗ-70.
Системы смазки, питания и зажигания двигателей были раздельными, а система охлаждения - общей. Элементы ходовой части заимствованы у танка Т-60.
Т-70М-модификация с усиленной ходовой частью. Увеличены диаметр зубчатого венца ведущего колеса, ширина опорного катка, диаметр торсиона, ширина тормозной ленты и барабана. Усилены поддерживающие катки и бортовые передачи. Ширина трака 300 мм, шаг трака 111 мм. Установлен перископический прибор наблюдения механика-водителя. Боевая масса 9,8 т.
Т-70 состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно с Т-34. В дальнейшем использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Т-70 принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.
По защите, вооружению и маневренности этот танк превосходил легкие танки Вермахта как немецкого, так и чехословацкого производства. Главный его недостаток - перегруженность командира, выполнявшего также функции наводчика и заряжающего.
Помимо Красной Армии, танки Т-70 состояли на вооружении Войска Польского (53 шт.) и Чехословацкого корпуса (10 шт.).
На базе танка Т-70 выпускались легкие САУ и ЗСУ.
Тактико-технические характеристики танка Т-70
БОЕВАЯ МАССА,т: 9,2.
ЭКИПАЖ, чел : 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4285, ширина - 2420, высота - 2035, клиренс - 300.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр.1934 г. калибра 45 мм, 1 пулемет ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 70 выстрелов, 945 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОП (позже - ТМФ).
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 35.. 45, борт-15, корма - 15. 25, крыша и днище - 6.. 15, башня - 35.
ДВИГАТЕЛЬ: два ГАЗ-203, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 140 л.с. (103 кВт) при 3400 об/мин, суммарный рабочий объем 6960 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка передач типа ЗИС-5, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных обрезиненных катков на борт; три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное); направляющее колесо, аналогичное по устройству опорному катку; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 91 трак шириной 260 мм, шаг трака 98 мм
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 28, ширина рва, м -1,6, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ или 9Р (только на командирских танках), переговорное устройство ТПУ-2.
«Бронетанковая техника Красной Армии, 1939–1945», Михаил Борисович Барятинский, Журнал «Бронеколлекция», 2004г.