Настоящий хан и султан советского неба

топ 100 блогов fan_project22.06.2024
Настоящий хан и султан советского неба

20 октября 1920 года в крымской Алупке родился прославленный советский летчик-испытатель Амет-Хан Султан. Отец мальчика был лакцем, а мама крымской татаркой. Поэтому сегодня имя Героя особо почитают в Дагестане и Крыму. Сам Амет-Хан в графе национальность всегда писал, что он татарин.

В 1937 году парнишка окончил 7 классов и поступил в «Школу фабрично-заводского ученичества». После годового обучения выпускник фзуушник устроился работать в симферопольское железнодорожное депо. По вечерам в местной аэрошколе он учился пилотировать самолеты.

В 1940 году после окончания «Качинской Краснознаменной военной авиационной школы им Мясникова» младшего лейтенанта Султана сначала направили в 122-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Бобруйске, а затем перевели в кишиневский 4-й ИАП.

Войну летчик встретил в Молдавии и уже 22 июня 1941 года вылетел на штурмовку гитлеровских танковых колонн.

Зимой 1942 года Амет-Хан вместе со всеми пилотами своего полка пересел на английские «Хоккер Харрикейн» используемые в зависимости от поставленных задач как перехватчики, или истребители-бомбардировщики. Всего за годы войны англичане поставили нашей стране 3 000 «Харрикейнов».

31 мая 1942 года в небе под Ярославлем летчик совершил свой первый подвиг. Желание одержать первую победу было так высоко, что горячий 22-летний пилот даже не заметил, как израсходовал в бою весь боекомплект. Решение пришло моментально, разогнав свой «Харрикейн» до максимальной скорости он словно мясницкий нож воткнул его в «Юнкерс-88». Если вы думаете, что слово воткнул, я использовал, чтобы потрясти воображение читателя, то вы ошибаетесь. Истребитель Султана после тарана реально застрял в горящем гитлеровском бомбардировщике. Летчик имевший стальную выдержку выбросился из кабины с парашютом и приземлился у деревни Дымокурцы.

Военно-административное руководство Ярославля наградило Героя именными часами, вручив их ему на центральной площади города при большом стечении народа. Москва отметила подвиг Султана орденом Ленина.

Сам ас до конца жизни считал, что сделал в том бою массу ошибок, безрезультатно растратил боекомплект и, совершив таран, потерял дорогой самолет, за который страна заплатила чистым золотом.

В октябре 1942 года летчик стал командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского ИАП, прозванного на фронте «Небесным спецназом Сталина». Помимо выполнения обычных боевых задач летчики данного подразделения, целенаправленно охотились за немецкими асами.

За особую манеру ведения боя командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин разрешил Султану украсить фюзеляж своей машины изображением гордого крымского беркута.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану вручили Золотую Звезду Героя.

29 июня 1945 года ас стал дважды Героем СССР. За годы войны он лично приземлил 30 вражеских самолетов, и еще 19 в составе группы.

В мае 1944 года находясь дома в краткосрочном отпуске, пилот стал свидетелем ареста своего родного брата Имрана служившего в годы оккупации Крыма у немцев в охранной команде «Шуцманшафт» (Schutzmannschaft). Озвучивалась версия, что Имран пошел на сотрудничество с гитлеровцами по приказу подпольщиков, но все кто отправил его записываться в «шума» позже погибли.

В августе 1945 года Амет-Хан стал слушателем «Военно-воздушной академии». Спустя полгода он попросил командование отчислить его из «ВВА», поскольку взвесив свои силы, понял, что не осилит учебу.

Позже кто-то из асов, окончивших академию, вспоминал, как преподавательница, проверявшая в аудитории мини-диктант, расплакалась прямо перед ними, увидев какое количество ошибок сделали эти молодые Герои сотни раз смотревшие в лицо смерти.

Оказавшись на улице, летчик быстро опустил руки и стал по-черному бухать. На сколько его хватило бы никто не знает, но однажды его в сильном подпитии встретил Александр Покрышкин, который уже на следующее утро, позвонил главнокомандующему ВВС страны Константину Андреевичу Вершинину. Первый трижды Герой Советского Союза объяснил главкому, что для летчиков от Бога как Султан высшее образование ничто, их стихия это небо, скорость и риск.

Благодаря протекции друга Амет-Хан попал туда, куда действительно рвалась его душа. В феврале 1947 года он стал летчиком-испытателем в «Летно-исследовательском институте» в Жуковском.

В начале 50-х годов во время испытания самолета-снаряда «Комета» возникла аварийная ситуация, командование приказало Султану покинуть машину, а тот проявив запредельное хладнокровие сумел приземлиться и спасти экспериментальный образец.

12 ноября 1958 года Амет-Хан вместе с парашютистом-испытателем Валерием Головиным выполнял плановое задание на самолете МиГ-15УТИ. Внезапно жахнул пороховой патрон тренажерного катапультного кресла, Головин оказался им зажат, словно охотничьим капканом. Из пробитого взрывом бака в кабину хлестал авиационный керосин. Коротни в тот момент что-нибудь в проводе и реактивный истребитель разнесло бы в клочья.

Командование приказало Султану прыгать с парашютом, но для того спасать свою жизнь за счет смерти товарища было равносильно самому гнусному поступку, который только может совершить мужчина. Ас посадил истребитель. Рискуя жизнями, технари без применения слесарных инструментов могущих выбить искру, руками отжали кресло и достали из кабины Головина.

Позже Султан и Головин продолжили совместные полеты, многократно проверяя полуфантастическое индивидуальное средство защиты летчика ярко-оранжевого цвета. 12 апреля 1961 года испытатели поняли, что именно в их изделии Юрий Гагарин покорил космос.

Осенью 1970 года в «Летно-исследовательском институте» торжественно отметили полувековой юбилей дважды Героя Советского Союза Амет-Хан Султана. По легенде летчик, поблагодарив руководство института и гостей за подаренный ему праздник, в качестве финального тоста рассказал притчу в которой горный орел предчувствуя приход немощной старости, последний раз поднялся на максимальную высоту, вдохнул полной грудью чистейший райский воздух и, сложив крылья метеором помчался к земле.

1 февраля 1971 года Амет-хан Султан вместе с четырьмя членами экипажа разбился в ходе испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16.

Позже Расул Гамзатов вспоминал, как однажды он задал своему другу провокационный вопрос: «Есть у меня знакомый дважды Герой, и зовут его Ахмет-хан. Я его спросил: «Ахмет, твой отец - дагестанец, а мать - крымская татарка. Дагестанский народ считает тебя своим Героем, а татарский - своим. Ты Герой, какого народа, чей ты сын?» И он мне ответил: « - Я - Герой ни лакского народа, ни татарского. Я - Герой Советского Союза. А сын я - своих отца и матери. Они неразделимы, и поэтому я - просто Человек».

«ЧАСЫ ИСТОРИИ»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже писала о прискорбной ситуации со взаимностью в нашем Богоспасаемом Отечестве. Хочу немного развить тему по результатам давешнего обсуждения . По-моему, главная ошибка, которую делает наш условный герой-неудачник-в-любви - это ...
Если кто помнит из Хазанова как он взятку приносил 25 рублей,  — я вам бабки принес... две красненькие и одну синенкую — что, совсем синенькую? Когда-о в СССР пять рублей были синенькие ...
Метро поделят на три зоны (схема)   В?метрополитене разработали концепцию дифференцированной оплаты проезда. Все станции будут относиться к одной из трех зон - центральной части (зона 1),?промышленному поясу (зона 2) и спальным районам (зона ...
В конце года, друзья, не будем говорить о плохом, а вспомним все светлое и радостное, что поддерживало и укрепляло нас в жизни. Верю, что мысль материальна и общими усилиями мы создадим поток позитивной энергии, направленной на созидание добра. Каждый находит отдушину в чём-то своем. Меня ...
Я человек довольно циничный, особенно в том, что касается официоза. Тем не менее, когда случаются Знаки, я стараюсь их не пропускать и зафиксировать для себя. Неделю назад я решил устроить себе полдня выходного и пошляться немного по Остину. Остин, конечно, ни разу не НЙ, тем не менее ...