Культурные маячки времени в фильме "Москва слезам не верит"
movie_rippers — 08.04.2021 Здравствуйте уважаемые.Не раз говорил и писал, что искренне люблю это кино. И вот ни на грамм не удивлен, что оно получило "Оскар", хотя, с первого взгляда не должно было бы - ибо, вроде как специфика советская, и какой до нее интерес кинодеятелям из Южной Калифорнии, вроде бы. Но нет - идеи то как раз общие и понятные (и вечные), а главное - само кино качественное. Как раз этого самого качества, если хотите класса и не хватает современным отечественным режиссерам зачастую. Талантливые есть, а вот классных - крайне мало.
И для меня один из показателей этого класса в данном кино стал прием, который задумал и блестяще реализовал Владимир Меньшов, но почему то не очень часто использовался даже в лучших образцах того, советского и классного кино. Я говорю о неком культурном посеве (если можно так выразится) этаких "маячков", которые режиссер умеренно (без перебора) распределил по первой части своей картины. О чем речь? Ну если помните (а вы помните :-))) фильм показан в 20 временах - Первое - это 1958 год, а второе 20 лет спустя. С последним вопросов не возникло - фильм был снят в 1979, а вот для понимания и восприятия первого этапа режиссер ввел эти пресловутые маячки. Сделал это просто и красиво, через камео и через культурную память.
Сначала по камео. Это просто, красиво и очень благородно со стороны режиссера? Почему благородно? Ну, потому что большая часть привлеченных Владимиром Валентиновичем Меншовым известных в прошлом людей или уже были забыты, или постепенно забывались. Громкий (и мировой) успех картины помог им продлить немного карьеру, а, может быть, и жизнь
Давайте вспомним эти камео.
Прежде всего, вспоминаются актерские и яркий момент. Вот этот вот:
Начнем с простой, но важной детали. Сцена снята возле Центрального Дома Киноактера на улице Воровского (ныне Поварской), и в середине прошлого века подобные мероприятия действительно часто устраивались на этом месте. Так что фигурирующий Фестиваль французских фильмов вполне мог проходить там летом 1958 года. Мелочь, а приятно :-)
Теперь по персонажам.
Первой показалась Татьяна Конюхова
И я кстати, не могу сказать, что она была "звездой первой величины". Для зрителей 1958 года она была любима по роли Сони Орловой, девушки из фильма "Разные судьбы"..., а также хорошо известна по фильмам — Майская ночь, или Утопленница Ганна (1952), Судьба Марины (1953) и Запасной игрок (1954). Также именно в 1958 году вышел фильм "Над Тиссой" давший новый толчок ее популярности. Хотя, повторюсь, не главная кинозвезда - ее пик популярности будет чуть позже.
Но дама была действительно красивая, модная и стильная. Поэтому могла быть примером именно для Людмилы.
Татьяна Георгиевна Конюхова жива до сих пор (здоровья ей крепкого) и фильм этот дал новый импульс ее карьеры и она спокойно снималась вплоть до 2011 года.
Дальше у нас Георгий Юматов, а он то уж действительно был важнейшей кинозвездой того времени.
в 1950-е годы он стал очень популярен после фильмов «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Педагогическая поэма», «Разные судьбы», «Они были первыми» Хотя его главный фильм был еще впереди :-)
К 1979 года он был по прежнему востребован и немало снимался, несмотря на то, что из-а его сложного характера и его алкогольной зависимости с ним не очень любили работать режиссеры.
Ну а следующий актер был наверное тогда № 1. Леонид Харитонов.
Быстро взлетел через кинокартины "Васёк Трубачёв и его товарищи" (1955), "Солдат Иван Бровкин" (1955), "Отряд Трубачёва сражается" (1957), "Улица полна неожиданностей" (1957). И только-только вышел главный фильм в его карьере "Иван Бровкин на целине".
Пик популярности и карьеры, который, увы, быстро пошел на спад. Усугубило это злоупотребление алкоголем. Этот тот случай, когда В. Меньшов буквально пытался вытащить актера. Увы, не удалось.
Как антитеза Харитонову тут представлен Иннокентий Смоктуновский.
Шикарный момент. Как раз он близок от взлета - он уже интересен и востребован в театре, а вскоре станет сниматься и в кино, став одним из самых известных и любимых (и заслуженно) отечтственных актеров.
Следующие интересные камео мы видим на сьемках "Голубого огонька", куда Рудик пригласил Катерину. Там частушки поют гремевший тогда эстрадный дуэт Павел Рудаков - Вениамин Нечаев
Пожалуй, по популярности с ними могли сравниться только киевляне Тарапунька и Штепсель :-)
Надо сказать, что вскоре после событий в кино (а точнее в 1962 году) дуэт расспался. И соединился только для "Москва слезам не верит".
Нельзя сказать, что участники были совсем уж забыты, но такой бешеной, сумасшедшей популярности как в конце 50-х у них уже не было никогда. Нечаев какое-то время работал вместе с Германом Орловым, после чего начал выступать в качестве конферансье в созданном им эстрадном ансамбле. Как актёр снялся в двух фильмах и в ранних новогодних «Голубых огоньках».
Рудаков продолжал выступать на эстраде с куплетами вместе с Борисом Бариновым и Станиславом Лавровым и также снялся в нескольких фильмах и в ранних новогодних «Голубых огоньках».
Но главное, что был наставником и учителем куплетистов Николая Бандурина и Михаила Вашукова, которых, думаю, многие из вас знают :-)
Но интересный получился момент и в точку. И как раз на съемках "Голубого огонька".
Ну и как же на стыке 50-60 было обойтись без поэтов? :-) Ну, никак :-))Это тоже такой маркер времени. Поэтов в 1950-е боготворили...
И у нас тут фигурируют трое самых известных (Окуджаву видимо цензура не пропустила, а вот замечательную Бэллу Ахмадулину могли бы и вспомнить:-)
Первый - Андрей Вознесенский тут сыграл в камео.
Он читает свою "Параболическую балладу" у памятника Маяковскому благодарным слушателям в самом начале фильма.
Думаю, уместно будет привести ее полностью.
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
Он
дал
кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел
тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
»Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой
гневно
пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал!
И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном...
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола!..
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Довольно сильно, согласитесь. Но есть одна маленькая ошибка простительная создателям фильм. Не мог он ее читать летом 1958, потому что написал он это произведение в 1959 :-) Но, повторюсь, простительно. Опять-таки его первый сборник официально выйдет в 1960 году, но он уже был популярен к этому году
Два других "столпа поэтического советского мира" упомянуты на тусовке в профессорском доме, которую мы с вами подробно разбирали в этом вот посте: https://id77.livejournal.com/3636714.html
Безымянный молодой поэт в исполнении Виктора Незнанова называет Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, который, по его мнению "...дальше всех пойдет".
Это и неудивительно :-)
Евтушенко еще в 1952 году стал членом Союза писателей СССР (самым молодым, кстати), К 1958 году у него уже было несколько изданных сборников "Разведчики грядущего" (1952), "Третий снег" (1955), ";Шоссе энтузиастов" (1956), "Обещание" (1957). Кроме того, он уже был знаменем бунтарей, так как попал под локальные репрессии - был исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» из Литературного института.
Роберт Рождественский был в тот момент известен меньше, но ИМХО, был действительнее талантливее и Вознесенского и Евтушенко. К описываемому нами времени у него было 2 сборника «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), а также поэма «Моя любовь» (1955). Но зато он начинает писать песни.
И в дальнейшем многие известные хиты станут его визитной карточкой. Навскидку «Огромное небо», «Погоня», «Мгновения», «Позвони мне, позвони» и еще куча других.
Ну и последний, завершающий на сегодня, но яркий штрих :-)
Помните встречу знакомства Гурина и Людмилы на станции "Охотный Ряд".
Помните, что читает Люда? Правильно, Эриха Марию Ремарка "Три Товарища". Читает, кстати, не потому, что нравится, а потому что модно "...вся Москва читает" :-) А знаете почему модно? Потому что именно в этом году эта книга была переведена на русский и издана большим тиражом. Отсюда и мода :-)
Отличный временной маячок.
К сожалению, не нашел изданий 1958 года и не могу сказать, правильно ли подобрана книга именно в кино, но факт остается фактом. Режиссер - большой молодец!
Вот как то так.
Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.
|
</> |