рейтинг блогов

Кроткие программисты готовятся унаследовать Землю

топ 100 блогов ifc13.10.2021 лестадианцы

К вопросу о рецептах спасения от глобального вымирания.

На днях в ходе дискуссии в комментах на тему мигрантов проскочила информация о том, что население Узбекистана превысило 35 миллионов человек. Для справки: в 1960 году узбеков в тогда ещё "советской" республике было 10 миллионов. Так вот, данные о столь успешном размножении вызывают у меня сомнения, ибо новейшая история Средней Азии уже знает случай, когда на бумаге население росло стремительным домкратом, но как только умер предыдущий туркменбаши, так власти внезапно признали, что никакими почти 7-ю миллионами туркмен даже не пахнет, официально сократив численность жителей до 4,8 миллиона.

Однако, даже если узбеки и привирают, то они всё-таки пока ещё размножаются. В отличие от русских. Причина этого, вероятно, кроется в том, что они более соответствуют формуле, выведенной ехидным ватником Мараховским.

Единственный вариант, сочетающий проживание в современной цивилизации (хотя бы в определённых дозах её) с традиционной семейственностью, но при этом не требующий гигантских вложений - это вариант религиозной общины. Я сейчас не об американских амишах, спрятавшихся от цивилизации в кукурузе, и не об израильских ультраортодоксах, живущих изолированными кварталами и притом на пособиях.

Я, например, о финских лестадианцах (ультраконсервативные лютеране), которые ухитряются плодиться - это единственная по-настоящему плодящаяся (пока) группа финнов - но при этом активно работают программистами.

Опять-таки: у меня нет уверенности в том, что этот вариант антихрупок и устойчив. Но на сегодня он один сочетает в себе взаимодействие с техническим прогрессом и защиту от его социальных эффектов. И стеной, которая защищает такие общины от растворения в дистопическом "цифровом концлагере", служит старый добрый Deus Vult, Божья воля.


Как лестадианцы (см. фото в начале поста) ухитряются сочетать консервативные религионые воззрения с приобщением к дьявольским искушениям эльфийской цивилизации?

Вероятно, они считают, что раз Бог попустил появление оных искушений, значит - следует принять Его волю и приспособиться, а не убегать в спрятанные от мира деревни, как поступили амиши.

Это весьма рациональный подход. И не зря тот же Мараховский ранее писал, что верующие не менее, а более рациональны, нежели атеисты.

Более или менее вдумчивое изучение воли к смыслу (далее можно включить длинный список цитат из древности, но сегодня, думаю, обойдёмся без этого) приводит нас к гипотезе. Она состоит в том, что человек - даже если он крайний индивидуалист - не слишком-то ценит своё единственное и неповторимое Я. Он придаёт не так уж много значения даже своей собственной конечности, если ему удаётся обрести ощущение, что эта его окончательность не полная и весь он не умрёт. Наша личность устроена так, что мы в состоянии утешиться даже соображениями, противоречащими нашей собственной рациональности.

Так, с точки зрения убеждённого советского коммуниста 1950-х несомненным воздаянием за все его лишения и сверхусилия являлся вклад в строительство будущего - нового и лучшего - мира, в котором счастливые дети и внуки в каком-нибудь 2021-м будут жить и покорять Вселенную.

Истинная рациональность должна была бы пожать плечами и сказать "да ну, глупости - что мне от этого, слаще в гробу будет лежаться". Однако же нет, она этого зачастую не говорила, и у нас есть тысячи примеров того, что люди, по убеждениям бывшие полными материалистами в хардкорном варианте, совершали даже подвиги самопожертвования - во имя той великой (превосходящей их "я") сущности, которой служили.

Мы можем говорить скорее о том, что религиозные концепции смысла жизни рациональней концепций атеистических - поскольку они подводят некоторую базу под универсальное человеческое стремление к выходу за пределы своего "я" и соединению с чем-то большим.

Это звучит парадоксом, но в действительности им не является. Мы можем, например, изучать манифесты светского гуманизма (их в XX веке было написано немало) - и обнаружим, что они, настаивающие на свободе развития личности, куда больше внимания уделяют обоснованию этичного поведения в социуме (грубо говоря - "в обществе, соблюдающем принципы светского гуманизма, где индивиды не делят окружающих на приятные и неприятные себе объекты, а относятся ко всем с уважением, каждый индивид получает и максимум собственной выгоды"). Это выглядит логично в обществе равных - в природе не встречающемся - но стоит внести иерархию, как концепция такого гуманизма сыплется и начинает требовать иррациональной априорной подпорки в виде "альтруизм есть наш моральный долг". Если вам показалось на этом месте, что место высшего божественного начала, которому следует служить, заняло Общество (одновременно конкретное и абстрактное) - то нет, вам не показалось.

Итак - личный упадок адекватно может воспринимать человек как религиозных, так и материалистических взглядов, нашедший своё утешение в большем-чем-он, которому он служит. Просто человек религиозный, декларирующий свою личную заинтересованность в этом Большем, ведёт себя рациональней (все недополученные им на земле награды принесены в жертву некоей высшей награде, ожидаемому либо уже переживаемому соединению с Богом). Впрочем, атеист может сказать, что зато он ведёт себя бескорыстней.

К упадку глобальному (то есть к той фазе исторического цикла, в которой прежние устои рушатся, надежды не оправдываются, утешения перестают утешать, подвиги и лишения не находят своей награды, а ачивки не веселят) сказанное выше относится также. В сущности, жить во времена упадка общества - значит жить в мире, который безжалостно и последовательно обесценивается - и мы, составляющие его, обесцениваемся вместе с ним.


Во что вкладываться, когда всё кругом обесценивается? В нечто большее, нежели ты сам. Например - в размноженные через соития с женою слегка изменённые копии себя.

И учить их, что да, мир погряз во всяком неприятном, но раз такова Божья воля - то надо принять её, прилежно заниматься, стать программистом и, в конце концов, унаследовать Землю после тех, кто предпочитает гордо и независимо опекать 40 кошек.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Осталась последняя неделя сбора подписей, пятница – последний срок представления подписей в окружную избирательную комиссию. Только после преодоления этого фильтра можно будет попасть в бюллетени и принять участие в выборах депутатов Московской городской Думы 14 сентября. Подписная кампан ...
В Москве в последнее время многое меняется к лучшему! Это факт! Пешеходные зоны, парки красивые, территории благоустраивают – любо-дорого посмотреть! Я это все серьезно, без сарказмов всяких говорю) Но оказывается, далеко не все городские проекты на практике получаются такими же хорошими, ...
Аутентично изобразить Афину можно разными путями, чаще всего же её показывают как солидную даму в длинном платье, стоящую в спокойной позе, опираясь на копьецо. Однако, к счастью, не все следуют такому подходу. Вот такую прелесть я увидел на Озоне. Нет, покупать пока не планирую, но всё ...
Для любителей тэга Балетоэ: уже вряд ли кто помнит, но был у меня рассказ о том, как я играла мастер-класс одному известному театру, который приезжал к нам каждый год. Классы у такого уровня артистов всегда интересны, но я откладывала описание, ...
А этот нежный пост об осени в России и о любви ) Это мои дорогие племянницы Алиса и Василиса ) Алиса нежно любит сестру и готова ее просто зацеловать ) И еще задумчивая Алиса, очень харизматичная и обаятельная девочка с ...