О РИСКОВАННОЙ ШУТКЕ


...или с художниками надо держать ухо востро.
"Прекрасное барокко, не будь ко мне жестоко!" — просили в песенке
герои популярного детского телесериала 1980-х. Видимо, авторы
знали, о чём речь. Потому что девушке, изображённой на картине
художника эпохи барокко Мартина ван Мейтенса младшего (1695-1770),
досталось по-взрослому. Пожилой хулиган в 1760 году написал вполне
пуританскую "Коленопреклоненную монахиню" на лицевой стороне панно,
а на тыльной изобразил её же, но в другом ракурсе — с голым задом.
Становится понятным интерес мужчины на лицевой стороне. Надо
думать, это автопортрет художника.
Можно, конечно, говорить о глубоком философском смысле картины.
Мол, вещи не всегда такие, какими кажутся на первый взгляд. Или —
даже банальность может выглядеть интересно при удачно выбранном
подходе. Или — духовное и плотское неразделимо. Или — не верь
благочестивому виду женщины, потому что на уме у неё всё то же. И
так далее.
Можно согласиться с неоспоримым: крепкая аппетитная задница молодой
симпатичной женщины — это самостоятельная ценность, которая хороша
безотносительно философских концепций и прочего умничанья... ...но
каков хулиган, а?! И ведь знаменитейший был миниатюрист. И
уникальные краски сам разрбатывал. И для Петра Первого целых сорок
эмалевых портретов написал — выдающихся в своём роде. И придворным
художником австрийской императорской семьи был. И Венскую академию
изобразительных искусств возглавлял... Но вдруг — бац! — и в 65 лет
бес попутал написать монашку с призывно завёрнутыми юбками. Что
называется, подходи кто хочешь, бери что хочешь.
Ну разве так делается?! Ах, Мейтенс, шалун Мейтенс...
