Крокодил Евлампий
krasavchik — 16.03.2013
Как вы думаете, если бы писатель Успенский жил этак лет 500 тому
назад, как бы он назвал своего крокодила? Вряд ли Геной. Насколько
я знаю, имя Геннадий было не особо распространено в средневековой
Руси. Навернака назвал бы Евлампием.
Написал бы глаголицей: « А в посаде том жил да был коркодил Евлампий, оньже просыпашася в мний хате, умываша да зобати снеди разныя».
Хотите верьте, хотите нет, но когда-то на Руси водились крокодилы…
Я не придумываю. Если открыть 30-й том Полного собрания русских летописей, там под 1582 годом можно найти удивительную запись: «В лето изыдоша коркодилы лютии звери из реки и путь затворига, людей много поядаша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день».
То есть, лютые
звери-коркодилы вышли из реки, много людей «поядоша», причем,
некоторых «коркодилов» псковичам удалось укокошить («избиша»). Шо
за зверье такое напало на слободских под Новгородом?
Ужель, летописец преувеличил для «красного словца»? Возможно, но
вот еще одна запись того времени. Она сделана агентом Английской
торговой компании Джеромом Гарсеем. В 1589 году он в очередной раз
ехал в Россию и в Польше стал свидетелем невероятного. Он пишет: «Я
выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал
адовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо
копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им
отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое
сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился…»
Или вот еще. В том же веке Симгизмунд Герберштейн – посол Ватикана в России, который приехал на нашу родину в 1526 году, наблюдал странные вещи, которые потом описал таким образом: «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным и жирным телом… с каким то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище».
Кстати, древние славяне поклонялись некоему богу в образе не то крокодила, не то ящера. Бог этот «во образе лютого зверя коркодила залегаша в реце Волхове… И не поклоняющихся ему оных пожираше, оных… потопляше…».
Кстати, на Северо Западе России образ ящера остался во многих названиях: озеро Ящино, река Ящера, деревни Ящера, Малая Ящера.
А «Арзамасский монструз»? Свидетельство об этом чудищебыло обнаружено в архиве города Арзамаса. «Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли… И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И, помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору дня ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Вот таки дела,
други и другиньи. А вы сами-то верите в русских кОркодилов?
UPD: Кстати, насчет имени Геннадий, я, кажись, погорячился.
Был преподобный Геннадий Важеозерский, преподобный
Геннадий Костромской и Любимоградский, архиепископ
Геннадий Новгородский. Так что крокодила евлампия, вполне
могли бы звать Геннадий.
|
</> |