Крокодил 1985 № 24 (242) "Виноваты ли коровы?"

топ 100 блогов monetam13.07.2021

Помните, что однажды воскликнул величайший математик древности Архимед Сиракузский, манипулируя кранами «хол.» и «гор." при купании в ванне?

Он воскликнул "Эврика!», потому что открыл один из основных законов гидростатики: когда на погруженное в жидкость тело... и т. д. (см. учебник физики). Есть отрывочные сведения и относительно того, что великий ученый

вдоволь набегался по инстанциям, прежде чем его новый закон был запатентован. Древние бюрократы и рутинеры требовали от Архимеда

различных согласований и подписей ставили под сомнение сам факт существования закона, заставляли повторно лезть в ванну... Не зря, видимо, говорят, что остаток дней своих Архимед провел, активно принимая хвойные ванны.

В общем, получилась эврика со скрипом. Поскольку изобретения и открытия совершаются и по сей день, а трудности с их внедрением за два тысячелетия изжить пока еще не удалось, мы и заводим новую рубрику "Эврика со скрипом», посвященную вопросам научно-технического прогресса. Эта тема приобрела, как известно,особое значение после апрельского (1985 года) Пленума ЦК КПСС и совещания в ЦК КПСС.

Для начала Крокодил решил проверить, как в этом плане обстоят дела в области заготовок молока. Отошел ли в прошлое пресловутый «кисляк» и шагают ли в дружном строю производители и переработчики молока?

Чтобы ответить на этот вопрос, наш корреспондент отправился в две соседние области - Курскую и Белгородскую.

Его репортажем мы и открываем новую рубрику.

ВИНОВАТЫ ЛИ КОРОВЫ

Жарким летним днем прибыл я в райцентр и услышал стон. Район стонал от изобилия.

-  Вот, -  возбужденно протягивала мне сводку председатель райисполкома Л.Исаева. - Вот смотрите. Наши колхозы нынче летом резко увеличили производство молока.

Мы сейчас идем впереди с огромным плюсом против прошлого года.

- Но это  прекрасно – восхитился я - Дай бог, как говорится, и дальше.

-  Прекрасно?!— эмоциональная Людмила Яковлевна поглядела на меня ошеломленно.- Это ужасно! Больше того, это катастрофично! Вы знаете, чем это грозит?!

Чем это грозит, я не знал. Поэтому Исаева потребовала, чтобы мы немедленно поехали на Конышевский молочный завод, филиал Льговского молочноконсервного комбината.

Конышевский завод был мал, приземист и жалок. Это хлипкое сооружение, стоящее на подпорках, мог бы назвать заводом только дикий папуас, никогда в жизни не видевший промышленного предприятия.

- М-да.- заметил я, осмотрев предприятие снаружи и внутри.

- Вы абсолютно правы, - мрачно усмехнулсядиректор Б. Коньшин. И Борис Григорьевич поведал, как трудно быть директором Конышевского молокозавода.

Вот уже неделя, как нет воды для технических целей. Вышел из строя глубинный

насос водонапорной башни. Приходится колхозные машины с молоком отсылать на Льговский комбинат для переработки. А директор Льговского комбината Махлай звонит по телефону: «Да что же это ты делаешь? У меня что, бездонная бочка?» И возвращает машины обратно. Естественно, молоко – продукт деликатный, такого отношения к себе не выдерживает, скисает...

- М-да,—заметил я еще раз, но тут же высказал светлую мысль, что поломка насоса - явление временное, стоит его наладить, и молоко потечет полноводной рекой...

- Временное?—снова усмехнулся Коньшин.- Да у нас такие явления все время! То одно, то другое, то третье. Еще немного – и завод развалится от ветра. Для нас каждая лишняя фляга молока, привезенная из колхоза,- это беда...

- Ну,- врывается в беседу Исаева,- теперь видите? Для чего, спрашивается, мы

наращиваем производство молока, для чего соревнуются доярки и скотники? Чтобы это с таким трудом доставшееся молоко кисло на глазах?

-  М-да,—заметил я в третий раз, решив все же выяснить, кто виноват в том, что

молоко досрочно превращается в простоквашу. А также почему в курских магазинах

трудно купить молочные продукты. И я поехал в старинный город Льгов.

ДВАДЦАТЬ РАЗГНЕВАННЫХ МУЖЧИН

Мы подъехали к воротам, за которыми просматривался двор, до отказа забитый грузовиками.Можно было бы принять предприятие за автобазу, если бы не новенькая вывеска:

Министерство мясной и молочной

промышленности СССР

Всесоюзное объединение «Союзконсервмоло

Льговский молочноконсервный комбинат»

Мы протиснувшись к разгрузочной рампе, вижу группу шоферов, которые схоро-

нясь в тенек, забивают «козла».

- Давно стоите?- спрашиваю у одного из наблюдающих за игрой.

- Да часов с десяти утра.

Смотрю на часы - шесть вечера.

- А другие машины?

-  Тоже. А вы, дядя, кто такой будете? - подозрительно осведомляется водитель.

- Корреспондент «Крокодила».

- Братцы!- вопит шофер.- К нам приехал «Крокодил»!

«Козлятников» как ветром сдуло. Я оказался в тесном кольце возбужденных, разгневанных мужчин. Все говорили наперебой и требовали, чтобы я.записал их фамилии. Я принялся торопливо писать. Иван Отставных из колхоза имени Кирова. Федор Козлов из колхоза «Победа». Иван Козлов и Савелий Тангаринов из колхоза имени Крупской. Иван Токарев из колхоза «Серп и молот»... Тут у меня кончилась паста в шариковой ручке, и пока я менял стержень, водители не унимались

- Стоим на солнцепеке с самого утра! Безобразие!

- Значит,- делаю вывод, - все это молоко уже …

- Скисло!—выдохнули они разом. 

- А кто, спрашивается, будет за это отвечать?

- Наверное, директор? – предположил я не слишком уверенно.

- А я при чем?—нервно пожал плечами директор , молочноконсервного комбината А. Махлай. уводя меня в свой кабинет.-  Наш комбинат,—продолжил он, усаживаясь в кресло, - рассчитан на переработку максимум 260 тонн молока в сутки, а нам сейчас привозят 300 тонн. Ну что я могу сделать?

Причина была вполне объективная. Действительно, что может сделать директор в такой экстремальной обстановке? Тем более, как он мне объяснил, комбинат построен лет тридцать назад, с тех пор почти не реконструировался, а производство молока в закрепленных за ним трех районах—Конышевском, Льговском и-Курчатовском—как назло растет из года в год. Правда, на заводском

дворе я заприметил с десяток больших ящиков с новеньким оборудованием, которое, как выяснилось, привезли месяц назад, но до сих пор не установили.

- Ах это, - сказал Махлай, рассеянно махнув-рукой.-Это для охлаждения молока...- И тут же с восторгом сообщил:- А план мы выполняем! Даже перевыполняем! С этим показателем у нас полный ажур. А если какая-то часть молока и киснет до приемки, то это, простите, не моя вина. К тому же не у одного меня оно киснет.

РЕШЕНИЕ

НЕ СХОДИТСЯ С ОТВЕТОМ

То была чистейшая правда. Молоко скисало не только на подходах к труднодоступным эстакадам Льговского комбината. Видно, зря я косился на Александра Ивановича. Планы, которые ему спускают сверху, выполняет. Продукцию, пусть не очень высокого качества, но все же потребителям отправляет.

Разве его вина, если глупые коровы никак не могут взять в толк, что мощности молочной промышленности не поспевают за ростом их продуктивности?

Значит, это вина животноводов, которые знай себе раскармливают коровушек до неимоверной лактационной тучности? Но, с другой стороны, и у животноводов есть свои планы и свои обязательства перед государством. И они их стараются выполнить и перевыполнить.

Вот ведь незадача: как согласовать два разных плана двух разных ведомств по одному и тому же продукту? Решение задачи существует давно, еще с начала семидесятых годов.

Колхоз создает молочный блок, где молоко охлаждается и очищается, а затем, уже в охлажденном виде, отправляется на молочный завод или комбинат. И не на колхозном транспорте, а на транспорте заводском. Не хозяйство должно пристраивать свое молоко: примите, ради бога! А молокопромышленники должны приезжать за колхозным молоком: будьте добры, продайте нам вашу продукцию!

Создается система всеобщей заинтересованности: общественной (колхоза), государственной (завода) и личной (сдатчика и приемщика молока). Потому что колхоз сдает охлажденное молоко по более высокой цене. Государство получает высококачественный продукт и делает из него высококачественные товары. А молпромовские шоферы, которые по совместительству становятся приемщиками,

получают соответствующую доплату.

В зоне Льговского комбината на несколько десятков хозяйств только три колхоза

заключили такой договор с комбинатом. Один из них - колхоз «Прогресс» Курчатовского района.

Я спросил председателя колхоза Героя Социалистического Труда М.Мосолова, что это дало его хозяйству.

- Кроме неприятностей, ничего,- ответил Михаил Иванович.

И пояснил:

• - Машины с комбината опаздывают каждый день. А ведь охлаждающих емкостей у нас не так уж много. Куда прикажете девать свеженадоенное молоко, если старое еще не вывезено? Это раз. А второе - шофер не наделен правами приемщика. Документ о качестве проданного государству молока составляется в недрах комбината. Попробуй проследи, что они там напишут...

Районные инспекторы по закупкам и качеству сельхозпродуктов проследили. Оказалось, что за один только май комбинатовцы обсчитали хозяйства Курчатовского района на шесть тысяч целковых.

Да только ли в Курчатовском такое? В статье областного госинспектора по закупкам В.Игнатова, напечатанной в «Курской правде», говорится, что все сорок хозяйств области, перешедшие на новые связи с молочной промышленностью, не получили ожидаемых выгод. Не получило их и государство.

Статья называется весьма красноречиво: «Прямые связи: вместо выгоды одни

убытки».

Вот тебе и прогрессивный метод! А ведь по всем прогнозам светили радужные перспективы. Перед курянами открывались сияющие высоты молочного изобилия. А кончилось это обилием... кисляка.

Выходит, передовой метод вовсе не такой уж и передовой? Не потому ли так вяло и медленно внедряется он в Курской области - за тринадцать лет только сорок хозяйств из пятисот заключили договоры «ферма-завод»... В чем тут секрет?

За ответом на эти вопросы я отправился в соседнюю область.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТ ПРОТИВНОГО

В одном из отсеков центральной фермы совхоза «Разуменский» царит белоснежная стерильность и какая-то, я бы сказал, лабораторная чопорность. Хочется долго вытирать ноги у входа.

Собственно говоря, это и есть лаборатория. Термометры, приборы для проверки молока на плотность, кислотность, жирность, чистоту и еще бог знает что. В соседнем помещении тихо гудят холодильные установки.Совхозный лаборант Надежда Шебанова объясняет, что к чему, но я слушаю вполуха, у меня роятся вопросы.

- Скажите,- нетерпеливо спрашиваю у Надежды Трофимовны,- а машины за молоком приходят вовремя?

- А как же! —восклицает она. – Ведь шофер-приемщик материально заинтересован доставить молоко на молочный комбинат по графику.

-  Скажите,- задаю я новый вопрос, - а что дают вашему хозяйству прямые связи с Белгородским молочным комбинатом?

- Это вопрос ко мне,- улыбается главный зоотехник Н. Теребило и разворачивает

ватман, сплошь усеянный цифирью. - Вот, - говорит Николай Афанасьевич немного смущенно,- пришлось нарисовать для многочисленных экскурсантов, приезжающих

за опытом.

И главный зоотехник демонстрирует цифры, которые, как принято выражаться, сами за себя говорят.

В 1981 году совхоз сдал немногим больше половины молока в охлажденном виде. В минувшем и в этом году все молоко сдается охлажденным. В 1981 году надбавка за качество сданного молока составила 22 тысячи рублей, в прошлом - 62 тысячи. В 1981 году рентабельность молочных ферм составила 30,5 процента, в прошлом году- почти вдвое выше.

- Какие еще будут вопросы? – спрашивает Теребило.

- Вопрос такой: это только ваше хозяйство так отличается или есть и другие? Ведь в среднем по стране молочное производство является убыточным.

- Ну, этот вопрос уже ко мне,- вступает в беседу сопровождающий меня генеральный директор Белгородского объединения молочной промышленности Николай Иванович Ушаков.- Могу дать справку: за последние два года хозяйства области заработали на молоке 32 миллиона рублей чистой прибыли, затратив на внедрение прямых связей менее 15 миллионов. Выходит, каждый рубль, вложенный в новую технологию, уже за два года окупился с лихвой, дав два рубля дохода.

- И сколько же хозяйств работает у вас по-новому?

-  Практически все. Все те, кто имеет план продажи молока государству.

...Инициатива, как и критика, бывает двух родов- сверху и снизу. Конечно, и то, и другое—благо, но лично я все же считаю, что если «наверху» находятся инициативные люди, хорошо видящие цель и готовые идти на риск ради этой благородной цели, то и все, кто «ниже», поневоле или по воле начнут подтягиваться. Инициатива сверху, как цепная реакция, будит инициативу снизу, заставляет людей шевелиться, думать, генерировать идеи.

Так случилось в Белгороде. Инициатором решительного поворота на путь связей «ферма - завод» стал областной комитет партии.

Что было раньше? Раньше было то же, что и в Курске. "Новую технологию единодушно признавали прогрессивной, нужной и актуальной. Принимали решения о ее внедрении и... тихо складывали эти решения в папку. А новый метод уныло двигался по ухабистой дороге межведомственных споров и разногласий.

Мешала разобщенность партнеров, каждый из которых «тянул одеяло на себя».

Мешала рутинная психология людей. Нет-нет, никто не считал себя консерватором.

Никто не препятствовал, не совал папки в колеса. Просто были абсолютно объективные трудности. Ну, к примеру, как организовать централизованный вывоз молока из колхозов, если даже к центральным фермам ни пройти ни проехать? Как создать молочные блоки в хозяйствах, если там нет холодильных установок для охлаждения молока? Да и кто, собственно, будет работать в этих самых блоках, если нет кадров? Вот почему, когда обком принял решение в течение одного 1983 года внедрить новую технологию ВО ВСЕХ ХОЗЯЙСТВАХ, многие засомневались. Вообще-то конечно, но…

Сомневающихся было много. Скептики думали, что и это решение постигнет та же судьба, что и предыдущие. Пошумят, пошумят - и затихнут, как только упрутся в невозможность достать щебенку или оборудование.

Однако на этот раз все было иначе. Обком никому не давал покоя и сам не знал

покоя. Все было четко расписано по срокам, определены ответственные лица. Были поставлены на ноги все. Дорожники день и ночь прокладывали дороги, изыскав ресурсы щебня и других необходимых материалов. Местные предприятия корпели над заказами сельского хозяйства. На учебных базах и комбинатах готовились кадры лаборантов и шоферов-приемщиков. Фонды на машины- молоковозы, предназначенные для колхозов и совхозов, передали предприятиям молочной промышленности. А молочные заводы, в свою очередь, помогали хозяйствам в оборудовании молочных блоков. Прежде враждовавшие партнеры по агропромышленному комплексу стали друзьями, и оказалось, что такое содружество способно сдвинуть горы. Так был приведен в действие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР.

Не скрою: в центре, увидев столь энергичную работу, помогали и фондами, и оборудованием, и материалами. Ведь куда полезнее дать тому, кто работает, чем тому, кто спит.

Человеческий фактор, подкрепленный неусыпным и требовательным контролем, сработал безотказно. Поставленная задача была выполнена в срок. Она была выполнена усилиями тех самых людей, которые прежде считали ее совершенно невыполнимой, нереальной и даже фантастической.

В Белгород зачастили экскурсии. Экскурсанты бродили по фермам, трогали холодильные устройства, цокали языками. Недоверие сквозило в их улыбках. Они задавали каверзные вопросы, но белгородцы на все вопросы отвечали без утайки.  

Исписав блокноты, ходоки за опытом исчезали, а на их место приезжали другие...

Вот уже третий год как Белгород превратился в место паломничества для ищущих опыта. Ездят к своим соседям и куряне.

Совсем ведь рядом—на расстоянии вытянутой руки. Да только что-то не видно проку от этих поездок. По-прежнему киснет молоко на подходах к курским молочным заводам. По- прежнему в профессиональном арго курских молокопромовцев фигурирует неаппетитное слово «кисляк»...

Курская и Белгородская, области.

Крокодил 1985 № 24 (242) Виноваты ли коровы?
Крокодил 1985 № 24 (242) Виноваты ли коровы?


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предлагаю посмотреть и немного развлечься. Хотите изменить походку??? Не пейте ЧАЙ, а пейте ВОДКУ!!))))) Заявка на радио: - Пожалуйста, передайте огромный привет моему любимому ВОЕНКОМАТУ, и поставьте песню "Поцелуй меня везде, 28 мне ...
Приношу привычные извинения за плохие фото. Ну не умею я лучше. Кукла сделана для выставки "Музыкальный салон" в галерее "Кукольная коллекция". Артиста формо, папье-маше, 63 см. Если всё же интересно, в какой цветовой гамме сделана кукла, ...
Фредди Меркьюри умер 24 ноября 1991 года от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИД. А вот интересно. Среди вас есть довольно много сторонников «теории заговора», согласно которой никакого СПИДа вообще нет, а ВИЧ – древний, безвредный ...
Такое впечатление, что уроженцы региона-13 едут в Москву, чтобы грабить, убивать, воровать и насиловать. 27-летний ранее судимый типуган с какого-то фига взял в долг у 76-летней москвички аж сто тысяч рублей. Отдавать деньги он, конечно же, не собирался и не ожидал, что бойкая жительница р ...
ВАШИНГТОН, 6 ноября. (Рейтер) - Федеральный апелляционный суд США в субботу вынес решение о приостановлении действия [вакцинного мандата], заморозив усилия администрации Байдена требовать вакцинацию от COVID-19 или еженедельное тестирование от работников американских компаний (с числом ...