Про понимание и имитацию понимания
monetam — 08.07.2021Да вот вам картина для начала:
Чтобы ее понять- этот двор наполненный, смысл этих многоэтажек, картинки на стене и книжки на полке, телевизор на ножках и проигрыватель на балконе — надо быть человеком моего поколения, или постарше. Да и то не всяким — многое забывается, еще больше искажается, ветер времени летит быстро, и вовсе не строит дворцы из воспоминаний, а чаще оставляет либо хаотичные помойки, или пристрастные фантомы. Но- тут хоть какие-то «точки отсчета» есть. Картина- уже не кажется нам чужой, хотя и стремительно перестает быть « своей».
А вот картина из 19 века:
Вот тут уж начинается полный ужас. Художник очень хорошо знал среду, в которой происходит данная сцена, и был уверен, что для его зрителей каждый персонаж будет «говорящим», то есть вызовет вполне понятный и душевно близкий , привычный набор ассоциаций — вот выйди на улицу, каждый купец/буржуй будет ну вот буквально таким- и понимание его будет простым.
Но: уже в двадцатые годы прошлого века такое именно понимание могло быть у совсем уж дряхлых старичков. Молодежь не понимала, и не понимала, отчего это они должны все это понимать. Ну а моменту создания « Воскресенья в Тольятти» в весьма зрелом возрасте были уже внуки этой молодежи 1920-х годов, и у них не сохранилось и крупинок памяти для такого понимания, да и вообще — отношение к тем временам было как обществу с другой планеты, по отношению к которому восприятия определяли вульгарно-идеологические схемы.
Ну или вот картина:
Ну вот и что ? Кто эта дама в черном, опустившая глаза ? Почему растерян и напряжен офицер с открыто-наивным лицом ? Чего хочет взявший инициативу в беседе человек купеческого вида, что то перечисляя пальцами правой руки ? Для зрителей картины это загадкой не было, они сразу понимали, в чем именно эмоциональная острота ситуации.
А вот мы с вами ? Мы с вами можем только лепетать какую то чушь, типа « ну вот это самое умер богатый генерал и вот теперь наверное наследники приехали и спорят кому больше чего достанется и наверняка тут какой то обман готовится».
Иными словами, информативности — ноль.
Добро бы только в картинах !
Конечно же, очень приятно считать, что « ты прочитал и понял» ( по школьному — « прошел») классическую книжку- ну вот какую? Да первую попавшуюся, ну вот вам — «Война и мир». Там автор сразу ставит читателя на место: если вы, дорогой мой, с ходу по-французски, без подстрочного перевода, не сможете прочитать первые несколько страниц, и при этом понять, отчего это графиню волновал таковой вопрос и почему именно это было уместно, то... да, да, да, дорогой друг, не для вас это было писано, и с почти аналогичным успехом вы добьетесь аналогичного своему понимания этого произведения слушателю, если прочтете его вслух своему коту.
Ибо: чем древнее, и паче того талантливей — тем понимание усложняется. И читать классику, понимать ее и тем более наслаждаться — есть во-первых, труд великий, во-вторых нужно совершенно нерядовое эстетическое чутье. А эстетики современников, дорогие мои читатели, обычно не хватает даже на то что бы с минимальным вкусом ремонт в своей комнате сделать, не то что уж там Толстоевского читать.
Поэтому вот: давайте-ка быть осторожней в собственной самооценке культурных своих достоинств. Происхождение их чаще всего случайно-мусорное.
И давайте ка искренне уважать и восхищаться теми, кто этими достоинствами обладает.
Их мало.
Но они есть.
|
</> |