
В Питере серая балтийская зима, но вот тебе японские нэцкэ в Эрмитаже!

В начале недели стремительно метнулся и вернулся из краткой поездки в Санкт-Петербург, он же город-герой Ленинград! По самому городу не гулял - а что там гулять? Не самый радостный сезон в Питере. Всё серое, облака низкие, день короткий - только проснулся, а уже вечерние сумерки. Короче, гулять по улицам, вдоль каналов и вообще там сейчас совершенно невмоготу, так и тянет к суициду себя лично или кого-нибудь ещё постороннего. Зато получилось отгулять по Эрмитажу!
1.

И сразу вопрос: а что не так на этих фотках? Вроде бы всё на месте, но...
2.

Чего-то ведь не хватает - чего именно?
3.

Конечно же - Эрмитаж пустой! В день нашего визита на дворе стоял понедельник, а это в музее выходной день. Как мы там оказались? Дело в том, что Эрмитаж сейчас проводит выставку японских нэцкэ, включая экспонаты из частных коллекций.
4.

А один наш заслуженный сотрудник как раз собрал достаточно интересную коллекцию, которую сейчас и выставляют вместе с запасами самого Эрмитажа и предметами из других частных собраний. Примерно вот так:
5.

Что такое нэцкэ? В стародавние времена у китайских и японских одежд не было карманов. Чтобы носить разную мелочёвку её складывали в какую-нибудь ёмкость (мешочек, сумочка, коробочка), привязывали к верёвочке и засовывали за пояс. А чтобы всё это не выскакивало и не падало на землю, с обратной стороны верёвочки сначала китайцы, а потом и японцы начали привязывать небольшой камень или кусок дерева. Кстати, "нэцкэ" по-японски дословно и переводится: "привязанный корень". Примерно вот так:
6.

Источник
В Китае эти камушки и деревяшки так и остались чисто утилитарными предметами, а в Японии с начала 17 века их начали художественно улучшать, и в результате эволюции резки на поясах японских кимоно стали появляться настоящие произведения искусства:
7.

До начала XX века, появления европейской одежды и евро-иностранцев нэцкэ так и оставалось просто украшением одежды. Однако иностранцы быстро вдохновились этим прикладным искусством и стали массово покупать поделки на сувениры. Затем появились коллекционеры, начали совершаться обмены и купли-продажи, затем нэцкэ стали торговаться на аукционах и так постепенно стали самым настоящим и весьма недешёвым арт-объектом. На сегодняшний день самое дорогое нэцкэ было приобретено аж за 441 тысячу долларов! Почти полмиллиона баксов - о как! Подробней здесь. На ухо мне рассказывают, что в приватных сделках за супер-шедевры цены бывают и до миллиона долларов.
8.

Да, сейчас нэцкэ - это весьма дорогостоящие предметы искусства. Их возраст бывает под 400 лет, а цены варьируются от нескольких просто сотен до сотен тысяч долларов за экземпляр - в зависимости от качества, автора, возраста и сохранности изделия. Цена также ощутимо зависит от истории, связанной с конкретным нэцкэ. У современных резчиков можно купить новые нэцкэ по ценам от $1000 до $10.000, но это настоящие произведения искусства.
// Пластиковые поделки можно купить на разных маркетплейсах и за 200-300 рублей штука - если кому-то вдруг это интересно.
Про нэцкэ издаётся специальная и весьма многочисленная литература. Вот так, например, выглядят библиотеки тематических каталогов и книг у заядлых коллекционеров:
9.

Практически все корешки на полках - это всё про нэцкэ!
10.

И конечно проводятся выставки, где можно погулять и посмотреть на эти удивительные изделия:
11.

Однако, потрогать вам их не дадут. А жаль. Поскольку покрутить хорошую нэцкэ в руках, посмотреть с разных сторон, найти подпись мастера, да просто тактильно ощутить тепло дерева или кости и древности этой "игрушки" - это просто очень здорово. Но для этого требуется хорошо знакомый коллекционер :)
12.

До 19 января выставку нэцкэ можно посетить в Пикетном зале Эрмитажа:
13.

14.

15.

16.

Делали нэцкэ из разных материалов - в основном из твёрдых пород дерева, слоновьих и моржовых бивней, а также из всего остального, что под руку подвернётся: из рогов, клыков и костей прочих животных, из камня, включая полудрагоценные, и т.д. Слоновая кость и тогда была весьма недешёвым сырьём, посему из неё резали самые шедевры:
17.

Кстати, многие фигурки к низу утоньшаются - дело в том, что слоновую кость очень экономили и часто вот нэцкэ вырезали из кончика бивня, по максимуму используя доступный материал:
18.

Многие выставляющиеся экспонаты весьма эмоциональны:
19.

А вот это редкий образец - с драгоценным камнем (каким - не запомнил) =>
20.

Часто нэцкэ изображают ситуации из японских народных сказаний:
21.

22.

Короче, это самое настоящее искусство, а не просто какие-то побрякушки:
23.

Некоторые нэцкэ комичны - это ярко характеризует как мастеров, вырезавших эти изделия, так и их стародавних владельцев - японских самураев, аристократов, торговцев и прочих имущих сословий, имевших достаточно средств для покупки такого "гаджета":
24.

25.

26.

27.

Практически каждая нэцкэ-шедевр (а здесь выставляются только шедевры) что-то собой олицетворяет, символизирует, или (повторюсь) отсылает к японским легендам, сказаниям и обычаям:
28.

Лис-оборотень в образе монаха:
29.

Сёки, поймавший Они:
30.

Ещё одна история, когда местный герой хитростью
31.

О чём композиция слева - я не помню. Но если ходить по выставке с японистами и знатоками нэцкэ, то здесь по одному залу можно гулять целый день и слушать рассказы и истории о каждом предмете. Вот, например, геройский самурай (а, может быть, даже сам сёгун) "умиротворяет" ещё одного злобного демона:
32.

Осьминогов японской мифологии много. О чём конкретно эта история - спрашивайте у японистов :)
33.

Нэцкэ, изображающих животных, тоже много:
34.

Разные обезьяны - то с черепахой, то с крысой, то играют в го - всё это истории, которые можно слушать (а если знать, то и рассказывать) бесконечно:
35.

36.

Разные прочие животинки:
37.

Кролик просто милашка:
38.

Рыбу надо смотреть с разных сторон (как и многие другие нэцкэ):
39.

Особый стиль нэцкэ - маски:
40.

Ещё какие-то истории:
41.

Счетовод:
42.

Кстати, с какой-то части выставляемой экспозиции начинают появляться нэцкэ конца XIX - начала XX века. В это время заканчивается их утилитарное значение, поскольку японцы из кимоно массово переодеваются на европейскую одежду, в которой... правильно! - появляются карманы! Пояса, мешочки с верёвочками и нэцкэ-противовесы становятся просто не нужны. Однако, расцветает изготовление сувениров-нэцкэ. Они от своих предшественников отличаются более массивным "базисом", поскольку предназначены для украшения интерьера (стоять на мебели), а не для висения на поясе.
Ещё какой-то демон:
43.

И прочие истории:
44.

45.

46.

47.

Вот такая увлекательная экскурсия на выставку нэцкэ в пустынном Эрмитаже:
48.

49.

50.

51.

52.

Остальные фотографии из Эрмитажа здесь.
|
</> |
