Кривые ноги Рубенса


Питер Пауль Рубенс. Обращение Константина. 1622
Из письма Перейска Рубенсу от 1 декабря 1622 г.:
"Обращение с речью" мне очень понравилось точностью изображения римских военных одеяний, но у многих вызвало возражения ничем иным, как манерой рисовать ноги не прямыми, как обычно, а изогнутыми в виде дуги. Я отлично помню Ваши слова о красивом изгибе ног "Моисея" Фремине и "Св. Петра", и что такой эффект, несомненно существует в природе, чего не могли отрицать и эти критики. Но они говорят, что это недостаток или особенность некоторых народов (якобы там все или почти все имеют кривые ноги), античные скульпторы этого избегали, равно как и Микеланджело, Рафаэль, Корреджо и Тициан, и теперь следует поступать так же; глаза, привыкшие видеть одно, не могут без большого усилия смотреть на другую манеру.
Никола Клод Фабри де Перейск (1580-1637) - ученый, соиратель древностей и друг Рубенса. В письме идет речь о картинах с историей Константина Великого, которые художник послал ко двору Марии Медичи. (Не устаю поражаться работоспособности Рубенса: в это же время он создавал 24 огромные картины из серии о жизни французской королевы - всего за два года).
тут интересно многое, и последняя фраза о силе привычки, в частности, но жизнь показывает, что глаз легко "перевоспитывается". Но ноги персонажей в "Обращении Константина" не такие уж и кривые. По крайней мере, в сравнении с ногами Персея в знакомой всем едва ли не с детства эрмитажной картине (того же года, что примечательно):

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1622
Для того, чтоы пояснить разницу между барокко и классицизмом (и неоклассицизмом) вкупе с "Персеем" Рубенса я показываю эти две картины:

Пьер Миньяр. Персей и Андромеда. 1679

Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778.
Тут и одной ноги Персей достаточно, чтобы понять, где барокко, а где (нео)классицизм.
Мартен Фремине (1567-1619) - художник Второй школы Фонтенбло, поздний маньерист т.е. Упомянутых картин я не нашел (впрочем, не особо тщательно и искал), но вот фигура какого-то иудейско-изрильского царя в контрапосте и с кривыми ногами:

Бонусом еще одна работа Фремине, или его коллеги по Второй школе Фонтенбло (Туссен Дюбрёй, 1561-1602):

Штриховка - офигеть просто!
А лицо купидона напомнило иллюстрации Гюстава Доре к "Гаргантюа и Пантагрюэлю".
|
</> |