«Оставить в покое» или «покой
нам только снится»
Это - мой ответ на статью
очень уважаемого мной Игоря Фарамазяна . На самом деле,
подобную аргументацию я уже не раз слышала. Потому и решила собрать
воедино имеющиеся у меня контраргументы.
Лет 12 назад довелось
мне побывать в немецком лагере для беженцев. В то время лагерь был
заполнен косовскими албанцами. Люди как люди... но знаете, что меня
поразило? Молодежь говорила только по-албански. Старшие — те знали
сербский язык, кое-кто даже и русский, а молодые - нет. Тогда мне
подумалось: а ведь если нет общего языка, то ненавидеть легче. И
еще подумалось: но ведь люди жили бок о бок, должны были быть...
ну, как обычно, школы с утвержденной учебной программой,
предприятия, где работают все подряд... и как же на фоне этого
могло вырасти параллельное общество, запертое наглухо, со своими
порядками, своими представлениями о плохом и хорошем?
Очень просто. Их
оставили в покое.
Возможно, вынужденно.
Но от этого мало что меняется.
Как же надо
относиться к тому, что после событий 9 Мая во Львове (на самом
деле, после очередных событий 9
Мая во Львове), раздаются голоса: «Не вмешивайтесь, оставьте их в
покое!»
Наверно, плохо.
Потому что покой покою
рознь.
Вы скажете: мы хотим
как лучше. Им не нравится коммунизм, а нам национализм. У них свое
мнение, у нас свое. У них своя правда, у нас своя. Мы не хотим,
чтобы они лезли к нам, поэтому отказываемся лезть к ним. Все
честно.
Честно?
К сожалению, не
совсем.
На самом деле, все
зависит от ответа на вопрос: когда допустимо забыть исторические
разногласия? И когда о них надо помнить? Почему в Штатах могут
нормально сосуществовать потомки федералистов и конфедератов?
Почему в Италии северяне могут достаточно резко высказаться о
Гарибальди («мы-де и с австрийцами жили неплохо, а этот террорист
накачал нам на шею бездельников Юга»), но это «ничего страшного»?
Почему в Великобритании мирно уживаются потомки «кавалеров» и
«круглоголовых», сторонников и противников Стюартов?
Попробую ответить: дело
не только в том, что все происходило давно. Время помогло, это
ясно. Но главное, что никто из перечисленных антиподов сегодня не
собирается устраивать маленькую гражданскую войнушку, чтобы
доказать свою историческую правоту, и не призывает к поражению в
правах оппонента.
А у нас?
На протяжении 20
лет у нас то славили «визвольнi
змагання», то воинов-освободителей. Причем если
проклинать «имперское прошлое» было модным и правильным в любое
время года и суток, то для иной точки зрения особого времени и
места не оставалось. Ну разве что 9 Мая. Еще, конечно, 1 Мая, еще,
кое-как, 7 ноября, но, главное, День Победы.
Впрочем, в День Победы
тоже не везде было благополучно. В этом году просто, что
называется, поутру проснулись. А потасовки во Львове были всегда, и
о них старались молчать. Чего не сделаешь ради гражданского
мира.
Но когда где-то колотят
одну сторону, а об этом стараются молчать — это разве не поражение
в правах пострадавшей стороны? Если дети идут в школу, читают в
учебниках одно, а потом узнают от родителей нечто диаметрально
противоположное — это разве не поражение в правах определенной
точки зрения? И в этих условиях заклинания типа «не лезьте к ним,
чтобы они не лезли к нам» звучат лукаво. Потому что лезут ведь все
равно.
Я согласна, не все так
просто. То есть это просто, если думать высокими категориями или
дать волю эмоциям. Ведь тогда ничего не мешает мысленно провести
границу до Збруча и плюнуть на все, что западнее. И все очень не
просто, если думать о людях. Которые, кстати, вполне себе люди, в
быту приятные и приветливые, но у них своя версия истории, свои
герои и свое понимание плохого и хорошего относительно истории и
героев.
Хотя, что в этом
удивительного. Двадцать лет... понимаете, там двадцать лет никто не
давал отпора местным мерзавцам, фанатикам и ксенофобам. Двадцать
лет людям рассказывали то, что рассказывали. Двадцать лет подряд
престижным был национализм, пропаганда ненависти к «врагам»,
раскладка свой-чужой в соответствие с этническим и региональным
происхождением. И даже если это смягчалось природным добродушием
или привычкой, оно не проходило бесследно.
Послушайте! Дело не в
том, что галичане — плохие люди. Дело вовсе не в этом. Я каждый
день имею дело с немцами, это нормальные ребята. И до Гитлера они
тоже были нормальные ребята. Но когда мерзавцы получили власть и
стали внушать народу свое представление о плохом и хорошем, это
обернулось всемирной трагедией.
Так что, нам надо
радоваться, что у галицких племенных вождишек на всемирную трагедию
силенок не хватит? И на радостях «оставлять их в покое»?
Или, может, нам надо
радоваться тому, что «они» вполне отвратительны, они не
маскируются, в отличие от «умеренных», что у них, как у того
пьяного, на языке как раз то, что у более «утонченных» особей из их
же лагеря на уме, и потому «народ увидит и сам разберется»? А
может, лучше вспомнить, что «спички детям не игрушка»? Ведь,
знаете, я никогда не утверждала, что немцы умнее нас. Но я не могу
и утверждать, что мы умнее немцев. И, возможно, тут дело не в
уме.
Ах да,
еще один аргумент — мол, коммунизм и нацизм, это же
близнецы-братья... И поэтому, опять же, пусть каждый будет терпим к
чужим тараканам. Аргумент старый, но работает на удивление хорошо.
Хотя, если подумать, то дыра в нем налицо: для коммунизма неважно
этническое или региональное происхождение человека. А для
национализма важно. Поэтому «чужой» по версии коммунизма в принципе
может стать своим. А «чужой» по версии национализма — чужой
окончательно и бесповоротно, потому и надеяться может только на
милость племенных вождей и этнически правильного окружения. И
«тараканы», для которых ты никогда не станешь своим, как-то...
недружелюбнее, что ли...
Впрочем... По-моему, я знаю, где поставить пограничные
столбики. Пару лет назад меня занесло на сайт львовского
Интернет-кафе «Чорна Марiя», и он... растрогал меня.
«Чорна Марiя» -
это легенда об украинской девушке, дочери бывшего австрийского
офицера, боровшейся вместе с националистами против фашистов и
погибшей. Скорее всего, это сказка. Но это трогательная сказка.
Потому что те, кто ее придумал, не хотели быть пособниками
фашистов, а хотели быть борцами с фашизмом.
Так
вот: те, кто хочет, чтобы националисты были именно борцами с
фашизмом, могут быть неправы. С исторической точки зрения. Но
важно, что они не хотят быть фашистами и не хотят ненавидеть. Их
можно понять. Может быть, их не переубедишь, но мы готовы
воспринять друг друга как своих. Или, по крайней мере, с робкой
симпатией.
А те,
кто называет себя националистами, и для кого националисты — в
первую очередь борцы со всякими врагами, москалями, жидами и
прочими ляхами, для которых нация превыше всего (а вне нации могут
оказаться вполне себе соплеменники, но — инакомыслящие); те,
которые гордятся «подвигами» дивизии СС-Галичина, бегают со
свастиками и не то мечтают, не то просто болтают о форсировании
Днепра и броске на Восток — это уже, что называется, уставной
противник. Именно они и бесчинствовали 9 Мая во Львове. И можно
было бы, конечно, попытаться плюнуть на Львов... на Галичину...
сказать, что по тем или иным причинам «лучше их не трогать». Можно
даже забыть о нормальных людях, которые живут там и которых мы
оставляем мерзавцам. В конце концов, это происходит уже двадцать
лет. Только завтра нам придется уже думать о том, не плюнуть ли на
Правобережье, а послезавтра — удастся ли создать свою автономию,
или государство, или отделиться от всего этого еще как-то, хотя нас
никуда не зовут и никакого интереса к бизнесу типа государственного
строительства в отдельном регионе у нас нет и не было...
Впрочем, все это уже было. Не помните?
Оставляли в покое.
Вводили
в элиту.
И
пришел Ющенко.