Красная горка.

«Кликушное воскресенье», Антипасха, Фомин день - так называли Красную горку в разные времена. А еще это праздник весны и любви. Сейчас мало кто знает, почему он так называется, зато лучшего дня для венчания и свадьбы не найти!

Лебедев К. В. Пляска. 1900.
В древней Руси Красная горка символизировала обновление Солнца-Ярило - главного божества славян — и победу весны над зимой, жизни над смертью.

Рерих Н. К. Хоровод. 1903
К этому празднику, продолжавшемуся несколько дней во время весеннего разлива вод, готовились основательно – зазывали гостей из других деревень на большую возвышенность, поближе к солнышку, пекли пироги и караваи, жарили яичницу (все блюда обязательно должны были быть круглыми, символизируя, естественно, солнце), гадали на будущее – катали крашеные яйца с горы. У кого дальше всех прокатится и не разобьется, судьба сложится благополучно.

Степанов А. Хоровод.
В древнем Спасске на Красную горку девушки и женщины в траурных платьях шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем, кланялись покойным родственникам. Плакали и причитали, катали крашеные яйца на их могилах, а потом, если и пили, то выливая остатки вина на могилы. Позже, переодевшись в праздничные наряды, шли играть на красную горку.

Трутовский К. А. Хоровод в Курской губернии. 1860.
В Калужской губернии в этот день встречали весну. Соломенное чучело на длинном шесте ставили на горке, а вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен они садились вокруг горки, угощая друг друга яичницей. А вечером с песнями и плясками чучело сжигали.

Саврасов А. К. Хоровод в селе. 1873.
Существует и такая традиция на Красную горку – умывание весенним дождем. «Небесная водица», по древним поверьям, должна была приносить счастье. А если в этот день ударит первый весенний гром, то молодые девушки и женщины при блеске молний умывались дождем через серебряные или золотые кольца. Считалось, что это сохраняет красоту и молодость.

Корзухин А.И. Девичник. 1889.
В народе Красную горку называли еще «кликушкиным воскресеньем», потому что в этот день жители села ходили по домам молодоженов и окликали их добрыми словами, желали хорошей жизни, за что получали кусок пирога и крашеное яйцо. В отличие от «определившихся» молодоженов, холостые парни и незамужние девушки на Красную горку знакомились между собой, выбирали себе суженых.

Кустодиев Б. Хоровод.
А вот оставаться в эти дни дома было плохой приметой. Считалось, что просидевшие на печи не найдут себе пару или им достанутся «хроменькие да косенькие». Юношу и девушку, которые были сосватаны на Красную горку, называли «вьюнец» и «вьюница» («вьюничное» воскресенье - еще одно название славянского праздника), к их домам приходила шумной гурьбой молодежь и пела песни.

Ю. Матросов. Свадебный обряд.
Недаром еще с древних времен сохранилась пословица: «Кто на Красную горку сойдется, никогда не разойдется». Именно в этот день, после Масленицы, Великого поста и Светлой седмицы церковь благословляла на супружество. И хотя сегодня венчание не является обязательным, как это было раньше, многие молодожены и сейчас не хотят во время поста расписываться, считая это плохой приметой. А вот свадьба, сыгранная на Красную горку - залог долгой и счастливой семейной жизни.

Андрей Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880.

Андрей Рябушкин. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.
На Руси крестьяне перед заходом солнца собирались на ближайшем холме, молились, а затем становились в хоровод. Запевальщица с круглым хлебом в одной руке и красным яйцом в другой начинала закличку: «Весна-красна! На чем пришла?...».

Юркина Екатерина. Хоровод.
С принятием христианства Красная горка не исчезла. По церковному календарю она стала Антипасхой - праздником для тех, кто по каким-либо причинам опоздал встретить Пасху. Отмечается он в первое воскресенье после Воскресения Христова. Еще этот день христиане величают Фоминым днем в честь того самого апостола Фомы, который отличался в вере особой требовательностью и отказывался верить в воскресение Христа. Иисусу пришлось лично явиться к апостолу и поговорить по душам. Этот день утверждает веру в истинность Воскресения и напоминает завет: блаженны не видевшие, но уверовавшие.
Из статьи М. Холодовой.



Рябушкин А. П. В гости. 1896.

Н.Симонович-Ефимова. Хоровод 1914.

Adelina.
Очень прошу не ставить в комментарии картинки. Спасибо за внимание!! Код в комментарии.