Ковид и Колумб. Этика и прогресс и психопатия.

топ 100 блогов artyom_ferrier02.12.2020

Когда мне было восемь лет, все мои дачные друзья и подружки переболели ветрянкой.

Я знал, что в детстве — это неопасно. Просто будет немножко чесаться, но главное — иметь терпение, не сковыривать, а то останутся оспинки на всю жизнь.

И я знал, что предпочтительно — переболеть именно в детстве. Потому что взрослые — переносят гораздо хуже. Вплоть до леталки.

Я добросовестно пытался тогда заразиться. Даже — целовался с заражённой девчонкой-ровесницей (не сказать, что тогда это было неприятным упражнением само по себе, скорее наоборот).

Но — бесполезно. Так и не удалось подцепить.

Из всех детских инфекций — я перенёс только свинку в три года. Помню, что ныли уши — но в целом прошло гладко. А остальные, включая сверхзаразную ветрянку, - нет, не переносил. Приобретённого специфического иммунитета нет. Хотя, видать, довольно сильный общий иммунитет.

Но если вдруг этот общий иммунитет ослабнет, по каким-то причинам — я могу подхватить ветрянку и это может быть довольно печально, в сорок с лихом. Суровые осложнения на все органы — и не расслышишь, как доктор скажет jam moritur.

А подхватить — можно не только от зелёнопятнистого ребятёнка в период первичной инфекции, но и от любого взрослого, который переносил ветрянку в детстве, а потом — возбудитель никуда не девается из организма, проявляется вторично в виде опоясывающего герпеса.

Так, от переболевших взрослых, подхватывали ветрянку индейцы (ну, среди конкистадоров — не было зелёно-пятнистых карапузов). И — с грустными для индейцев результатами.

Они были совершенно незнакомы со многими нашими старосветскими инфекциями (которые мы на протяжении тысячелетий «укрощали» в плодотворном симбиозе со всякими скотинками, обмениваясь бациллами и вирусами) — и во много раз больше индейцев перемёрло от европейских хворей, нежели от европейского оружия.

Так вот я, если всё-таки заражусь ветрянкой — вполне рискую разделить судьбу тех горемычных индейцев. С довольно большой вероятностью она меня убьёт или сделает инвалидом.

Но придёт ли мне в голову, чтобы люди, переболевшие ветрянкой (а потому потенциально опасные для меня «разносчики») носили химзу и надевали противогазы, чтобы, не дай бог, не заразить таких, как я?

Думаю, ответ очевиден.

Да, потенциально — они со своим варицелла-зостером, представляют для меня смертельную опасность.

Но я бы возненавидел собственную жизнь, когда бы до такой степени трясся за неё.

Безусловно, я дорожу своей жизнью и признаю за собой право на жизнь.

Но это значит лишь, что в меня нельзя, скажем, невозбранно стрелять ради развлечения. То есть, можно попробовать — но это не будет «невозбранно» (в скобках замечу: и недолго... и небольно).

Однако ж, моё право на мою жизнь — вовсе не означает, что другие люди должны идти на какие-то превеликие жертвы, терпеть какие-то неудобства, как-то радикально ухудшать собственную жизнь, чтобы не дай бог не повредить моей.

Нет, это просто неприлично — требовать такое от других людей.

Чтобы они носили неудобные для них облачения. Чтобы они отказывались от культмассовых мероприятий и всякого рода тусовок. Чтобы не могли свозить своих детей летом на море.

Как бы я сам ни ценил собственную жизнь — но для них, для других людей, она не является и не должна являться такой охеренной ценностью.

Я не могу от них требовать(!), чтобы они её оберегали такой ценой. Я могу лишь ценить жесты доброй воли с их стороны, но, вообще-то, не настаиваю, чтобы они хоть как-то парились над тем, как бы не заразить меня.

Это — моя забота. Вернее, это было бы моей заботой, если б я всерьёз парился, как бы не подхватить ветрянку, корь, скарлатину.

Но — предпочитаю вовсе не париться, ибо иначе можно угаснуть от невроза раньше, чем столкнёшься с инфекцией. Да и в моём случае — риск подхватить свинцово-тампачное отравление всё-таки выше, чем инфекцию.

Но если б парился — то принял бы как данность, что это моя(!) забота и моя(!) ответственность, оградить себя от контактов с носителями. Вот как-то запереться в ивуаровой башенке на одиноком острове — и радоваться стерильности своей среды обитания... покуда по этому острову не ебанёт метеорит.

Требовать же чего-то от других людей, чтобы они всеми способами оберегали мою ненаглядную жизнь — что ж, я довольно высокомерен, бываю и бесцеремонен, я в натуре аристократ, но всё-таки — не до такой степени я высокомерен и бесцеремонен. Вернее, моё высокомерие в том и заключается, в убеждённости, что я сам о себе позабочусь — без сопливых всяких помощников вроде государства, с его принуждением других людей ради моей безопасности. И я б уважать себя перестал, если б уповал на государственные карантинные меры, чтобы не заразиться ветрянкой.

Но вот проводят всякие исследования, и делают вывод, что сознательные люди охотно кооперируют с карантинными мерами по Ковиду, носят масочки-перчаточки, социально дистанцируются, а которые несознательные, которые держатся убеждения «по-любому все переболеем, и кто умрёт — тот умрёт, но лучше б поскорее через это пройти» - это «психопаты».

Что ж, возможно.

Кроме шуток, всегда считал, что я немножко психопат. Всегда лелеял в себе частичку подросткового максимализма.

И в случае с Ковидом — да, я с самого начала пытался им заразиться, добросовестно, чтобы переболеть пораньше и дать свою кровушку с антителами для исследований и, возможно, лечения. Это в случае благоприятного исхода. А в случае неблагоприятного — что ж, я не тешу себя иллюзиями на предмет собственного бессмертия. Но и в печальном варианте — лучше держать ситуацию под контролем, чем если твоя кончина станет сюрпризом для тебя самого, «пиздец нечаянно нагрянет». По крайней мере, когда сам себе вводишь этот Sars-cov-2 – заблаговременно вызываешь первого зама из отпуска.

Но вот как в детстве не получилось ветрянкой заболеть — так сейчас и Ковидом. Три раза пытался — без толку. Вообще ноль реакции.

Поэтому мне особенно забавно читать пассажи ковидобесов вроде: «Ковид-диссидентом можно быть, только если уверен, что сам-то не заразишься, что тебя это лично не коснётся».

Нет. Можно — добросовестно пытаться заразиться, осознавая при этом, конечно, что Ковид-19 — это не бубонная чума и даже не испанка, что по-любому все шансы за благоприятный исход, а угроза леталки или тяжких осложнений ничтожно мала.

Вот бубонной чумой — я бы не пытался заразиться. Это — слишком «русская рулетка», даже в современных условиях. А когда шанс сдохнуть меньше одного процента — конечно, разумный человек «разворачивает свой корабль навстречу девятому валу и даёт полный вперёд».

И с моей точки зрения — это абсолютно разумная стратегия, всем побыстрее перезаражаться этим Ковидом, и пусть какая-то часть (ничтожно малая, но по-любому миллионы людей) умрут, но — побыстрее пройти это испытание.

Конечно, в этот период, эпидемии Ковида, здравоохранение будет здорово такое «коллапснутое», не способное производить всякие плановые операции, но вот поэтому и важно, чтобы этот период был как можно короче по времени.

Я уж писал как-то весной, в связи с тем же Ковидом, что многие люди употребляют выражение «между Сциллой и Харибдой» - не очень понимая, что оно значило изначально. Как будто бы — развести руками и обомлеть и ничего не делать.

А изначально оно значило в «Одиссее», что Сцилла — гарантированно заберёт с палубы шестерых моряков, тогда как Харибда — утащит в свою воронку весь корабль.

Поэтому, на самом деле, выбор не стоит между Сциллой и Харибдой. Выбор-то — определён с самого начала. Конечно, Сцилла.

Но вот что делают правительства с этим Ковидом — это подплыть к Сцилле и пытаться с ней торговаться. «А может, уважаемая Сцилла, ты довольствуешься тремя человеками?»

Хряп! — шесть пастей на шести длинных шеях забирают шестерых моряков. И вот все в ужасе, и не плывут дальше, мимо той Сциллы, а отгребают назад, но потом снова подплывают к той Сцилле: «Уважаемая Сцилла, но на второй-то волне нашего знакомства — может, вы всё-таки довольствуетесь...»

Хряп! - ещё шесть трупов.

Сколько ещё нужно будет подходов к той Сцилле, чтобы осознать простую «психопатическую» мысль: нужно просто проплыть мимо, не обращая внимания на потери. Которые будут, которые неизбежны. Но которые будут гораздо больше в случае нерешительности и «топтания вёслами» на одном месте.

При Ковиде — да неизвестно, какие потери будут от хер знает как проверенных вакцин, ведущих, тем не менее, очень опасные игры с настройкой иммунитета, какие потери будут от прекращения естественного обмена бациллами и вирусами вследствие масочного режима, не говоря уж об экономических потерях от замирания жизни, что уже сейчас — полный «харибдец».

И это-то — из-за болезни, которая даже в самых крайних своих проявлениях сама по себе унесёт не больше одного процента населения, причём, очень чётко коррелирует с изношенность и ослабленностью организма.

И конечно, даже один процент населения — это много-много людей. Поэтому заранее согласиться с тем, что они умрут — возможно, и является «психопатией» как дефицитом эмпатии.

Но вот причём тут Колумб?

Притом, что он был одержим идеей открытия нового пути в Индию. А возможно - он и знал о существовании Америки, поскольку её уже открывали викинги, что теперь бесспорно. И одержим был идеей исследования новых земель. И, вероятно, хотел обеспечить свою семью, своих потомков.

Ради этого — он совершал как героические, так и весьма злодейские вещи.

Да, именно под его руководством было фактически истреблено коренное индейское население Гаити (Эспаньолы), не только европейскими болезнями (что Колумб не мог контролировать), но и непосильным трудом под угрозой европейского оружия (что Колумб более чем контролировал).

Не будем отрицать: он фактически обращал этих бедолаг-индейцев в рабство и заставлял их добывать золото.

Но он это делал потому, что, кровь из носу, нужно было получать прибыль от новых земель, чтобы продолжать экспедиции. Иначе — они бы сделались неинтересны испанской короне.

То, что творил Колумб — было жестоко. И сам он, конечно, был тот ещё отморозок (хотя всё же не такой, как Васко да Гама, который даже не обращал арабов в рабство, а намеренно жестоко их убивал, чтобы закошмарить, чтобы отвадить от морского пути в Индию, чтобы расчистить этот путь для португальцев).

Да, это были всё очень деятельные, очень отважные — и очень жестокие люди, европейские первооткрыватели.

Потому — очень противоречивые.

Сейчас в моде сносить им памятники, но я бы — просто уточнял бы в надписях на постаментах, что с одной стороны это был герой, который, преодолевая многие опасности, открывал новые земли, а с другой стороны — это был отморозок, который намеренно загубил многие тысячи людей ради своей географической прихоти. Так — было бы честно.

И вот если б Колумбу сказали, что контакт с европейцами погубит многие тысячи индейцев, непривычных к нашим болезням, да и европейцы будут там, в тропиках Нового Света, страдать от всякой малярии и принесут оттуда сифилис — что бы он ответил?

Он бы мог ответить, начитавшись Википедии, что малярия идёт всё-таки из Африки, а сифилис, возможно, был в Европе всегда, но — дело не в этом.

В действительности, он бы сказал: «Печально, что индейцы перемрут. Значит, нам придётся завозить негров из Африки для работы на наших плантациях в Вест-Индии».

Что и делали его последователи.

Да, это были довольно жёсткие люди. Можно сказать, психопаты. Не очень впечатлительные к страданиям ближних.

Но вот на таких людях — и строилось освоение новых миров. На их эгоизме, на их амбициях, на их наплевательстве на жизни ближних и дальних.

На их психопатии, если угодно.

Возможно, проблема нынешнего мира — в том, что нам не хватает деятельных психопатов.

Все стали слишком сознательные, слишком совестливые, слишком праведные.

Вот даже я — ловлю себя на мысли, что мог бы и задуматься, то ли усовершенствовать логистику имбиря и наварить на том сотню мильярдов, то ли сберечь сотню мильонов жизней незнакомых мне людей. То есть, я весьма «слюнтяйски» рассматриваю эти жизни как ценность высшую, нежели усовершенствование логистики и личное моё обогащение.

И это я, довольно жёсткий парень, взрослевший в девяностые в России. А уж мои дети — точно будут «слюнтяями» в данном вопросе, ни единой жизни не погубят ради мильона прибыли.

То ли это нравственный прогресс, то ли, напротив, деградация воли — сложно сказать.

Но, наверное, всего должно быть в меру — как психопатии, так и эмпатии.

Нельзя бросаться в крайности, как «ни единой слезинки ребёнка ради мировой гармонии» (это мнение Ивана Карамазова, который сошёл с ума, а не собственно Достоевского), так и «Ты их тысячи станови, баб, детишков, стариков — я их зараз всех с пулемёта порешу» (это мнение-рвение Макара Нагульнова, а не собственно Шолохова).

Но вот, мы не можем сейчас понять, отчего угасали очаги Цивилизации, вроде Мохенджо-Даро в Долине Инда или Минойской на Крите, когда вроде бы нет признаков военного их поражения и разорения.

Возможно, они сделались слишком «цивилизованными цивилизациями», слишком мудрыми и альтруистичными.

Поэтому, не приветствуя крайности, я всё-таки благожелательно отношусь к тому, что наши дети играют в карты на щелбаны, умея получать удовольствие от унижения и страдания ближнего.

Хоть немножко — нужно это уметь. Мучить животных — мерзко, но конкурировать с людьми(!) и получать удовольствие от своей победы — нужно уметь.

Вам это не скажет никакой слюнявый Ганди (та ещё дрянь, в действительности), но вот для этого и нужны честные, нелицемерные философы вроде меня.

Когда вы испытываете злорадство по поводу неудачи своего приятеля-соперника — это хорошо, это нормально. Берегите спину — не дайте прорезаться крылышкам. Человечеству нужны люди, а не ангелы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой ребенок не засыпал всю ночь, а волчок так и не пришел и за бочок его не укусил. ...
P.S. Первый еврей - Авраам. Он не был евреем до наступления старости, с появлением которой у него началась деменция. Он стал слышать голос в голове. Это явный признак начавшейся шизофрении. Он такой был не один. Потому, что ему удалось организовать группу. Эта группа была собрана по ...
Вообще новости, доносящиеся из тех краев, уже давно не удивляют, но тем не менее. Как говорится, удивительное рядом. ...
По поводу позавчерашнего постинга - спасибо всем, кто туда зашел поговорить – резюме небольшое - - Христианство аристократично. Мы недвусмысленно призваны Христом к совершенству, Мф. 5.48. Настаивающие на «демократизации» - либо завистливые лентяи, желающие всех удержать на той ...
Всем привет. Раз уж я дорвался до нашего сообщества, где люди как-то реагируют на твои мысли и переживания, иногда довольно агрессивно, слишком эмоционально, но большей частью довольно содержательно, то воспользуюсь возможностью обсудить ещё одну тему. В комментариях к моим постам часто ...