Король змей


Но не смотря на счастливый брак, Эгле скучает по дому и просит мужа, чтобы он отпустил ее в гости к родным. Он соглашается только при условии, что она выполнит несколько сложных заданий, например сносит железные башмаки. Однако нянюшка / морская колдунья подсказывают ей, как справиться с заданиями. Жальтис отпускает Эгле с детьми на несколько дней домой, но заклинает не говорить никому его имени. Однако братья Эгле у младшей дочери вызнают имя отца, хотя старшие сыновья не смотря на угрозы хранят тайну. Братья едут к морю, вызывают по имени короля и убивают его. Когда Эгле возвращается на берег, она видит кровавую пену. Тогда она превращает дочь в осину, которая вечно дрожит от страха, а сыновей превращает в дуб и ясень. Сама же она становиться елью. А ее слезу превращаются в янтарь. Вот такая печальная легенда. Правда в ней нет каких-то подробностей о том, что это за король ужей такой. Об этом ниже поговорим.
У этой истории есть разные фольклорные варианты, кроме того по ней написана поэма и сняты фильмы и мультфильм. В сети можно найти фильм 1981 г. Очень красивый и атмосферный. Он на литовском языке, в фильме использован текст поэмы Саломеи Нерис. Но есть субтитры с кратким пересказом сцены. Впрочем, там и так все понятно, если знать канву легенды. В фильме нет каких-то спецэффектов, зато красивая музыка, фольклорные мотивы. Любителям этнографии в кино очень рекомендую.


Иллюстрации к этой легенде дважды появлялись на марках


Еще несколько иллюстраций










Теперь попробуем разобраться кто такой этот самый Жальтис. Король змей был не только королем змей, но и осуществлял опеку над Солнцем. Он был другом и любовником небесной богине Сауле - древней солярной богини. У литовцев есть пословица: При виде мёртвого ужа и Солнце плачет. Под именем Паргиниса он выступал в роли духа, охранявшего дома. С такой его ролью мы встречались уже в посте про змей-хранителей дома.
Вообще у литовцев культ змеи был очень широко развит. Начало он ведет еще от времен тотемизма. Во время раскопок часто находят украшения с изображениями змей. Культ змеи в этом регионе отмечали многие путешественники в своих записках. Посвятил ему несколько строк и Адам Мицкевич в своей поэме "Гражина"
А если уж вползает к нам в жилище,
Ему во славу божию литвин
От века не отказывает в пище:
Пьют молоко, и ковш у них один.
И, зла не причиняя, в колыбели
Гад на груди младенца мирно спит,
Свернувшись в бронзовое ожерелье...
Упоминание о короле ужей есть и у Белорусов. Правда вот упоминаний о том, что он предстает в человеческой ипостаси мне не встретилось. Здесь уж уже не божество, но змеиный царь в прямом смысле.
Но для начала уж у них тоже был хранителем дома. Очень часто держали ужей вместо кошек. Вот какие белорусские поверья об ужах мне попались:

Считалось, что ужи жили в домах под печью, и когда наступало время кормить детей, они смело выползали из своего убежища и ели вместе с ними. Дети часто отталкивали ужа, били его ложкой по голове, однако он не обижался и не кусал их. Маленькие дети будто бы обладали способностью разговаривать с ужами, они играли и даже спали вместе с ними.
Ужи могли обитать и в хлевах, тогда они сосали молоко у коровы, обвиваясь вокруг задней ноги животного, и хозяева ничего не имели против этого. Уж являлся опекуном хозяйства не только в переносном смысле, как магический символ, но и как непосредственный истребитель мелких грызунов, которые беспокоили домашних животных, могли переносить инфекционные заболевания. У многих народов мира существует убеждение, что корова будет приносить больше молока, если ее стережет уж. Со смертью ужа корова начинает доиться кровью, а впоследствии может известись все хозяйство.
Предание “Литовский уж” повествует о том, что ужи помогают хозяину в беде, ищут для него в подземельях золото. При необходимости домашний уж мог вызвать на помощь целую армию своих собратьев". (Источник)
А вот их царь обитал где-то в глубине болот. По легенде увидеть его можно было только три раза в год : 12 июня в так называемый Исаакий Змеевик, 7 июля в Ивана Купалу и на 27 сентября в Воздвиженье. Бытовало поверье, что на Воздвиженье нельзя ходить в лес, потому что в это день царь змей собирает всех своих подданых и ведет их в Змеиный рай, который находился на самом дне вселенной (глубоко под землей или в корнях Мирового Древа). Это поверье не лишено смысла. В это время змеи становятся активными и даже агрессивными, готовясь к зимней спячке.

Царь Ужей (худ. В. Славук).
Рожки или корона короля змей отрастают по легенде как раз к Фоминой неделе. Потом он их сбрасывает где-то среди зарослей хвоща. Это растение даже называют ужачка. Кто найдет эти рожки - получит серьезны талисман. Можно и попросить короля об талисмане. Увидев большую змею с золотой короной на голове, надо постелить на её пути чистое полотенце и положить каравай свежего хлеба. Как вариант надо кинуть тряпку красного цвета. Ужиный король обычно оставлял в благодарность несколько золотых лепестков от своей короны. А вот какое поверье у белорусов упоминают в одной из статей: "Раньше сюда в полночь самого длинного дня в году приходили все незамужние девушки окрестных населенных пунктов. Они снимали свои платки и клали их кружком на землю, а сами прятались. Из болота выползал уж в золотой короне и сбрасывал ее на платки девушек. Та девушка, на чей платок падала корона, должна была выйти замуж до конца года".
Но откуда же взялась легенда именно о короле ужей? Возможно, что виной всему желтые полоски на его голове.
А вот еще интересное мнение:
"Исследователь белорусской мифологии А.М. Ненадовец считает, что в ужиной короне нет ничего мистического. Он пишет, что это явление можно легко объяснить. Два-три раза за лето змеи линяют. Перед линькой они трутся мордочкой о землю до тех пор, пока кожа не треснет. В итоге появляются две полости – одна на верхней части головы, а вторая – на нижней. Возможно, они и образуют так называемую «корону», которую некоторые люди иногда замечали на головах не успевших еще полинять гадов. А если учитывать, что в лучах раннего солнца, да еще в покрытой росой траве эта «корона» на самом деле светится и переливается, то безоговорочно верили в то, что это настоящий змеиный царь и ему обязательно нужно подчиняться и поклоняться, иначе он не простит". (Источник)
Есть и христианская легенда на эту тему. Якобы уж в ковчеге Ноя заткнул совей головой дыру, и спас все от потопления. За это его и наградили золотой короной.
Стоит отметить, что легенды о Короле Змей есть и у других народов Европы, во многом сходные с вышеупомянутыми. И так или иначе эти мотивы мы встречаем в различных сказках.
#зимниесказки
|
</> |