Конфуцианское классическое образование
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Целью воспитания было индивидуальное формирование благородного мужа (цзюнь-цзы 君子), способного принимать активное участие в политической жизни и в построении идеального конфуцианского общества. Особенность заключалась в том, что несмотря на первостепенную важность внешнего проявления человека в обществе, обучение и процесс самосовершенствования были центрированы вокруг личных достижений учащегося «для самого себя»." Ольга Бонч-Осмоловская.
"В контексте привычной нам идеи о том, что образование ребенок получает для того, чтобы в дальнейшем влиться в социум, найти работу и так или иначе преуспеть, мысль об образовании «для самого себя» звучит несколько маргинально. А Конфуций говорит так: «в древности люди учились для самих себя, [а] ныне учатся для [других] людей» (Лунь юй 14).
Акцент сделан на древний идеал преображения «себя для себя», но очевидно уже во времена современные Конфуцию, он наблюдал медленное разложение этой установки в угоду всеобщему признанию и общественной состоятельности, которые жестко критиковал.
Обучение в идеале должно было в первую очередь способствовать доведению конкретного человека до совершенства в его личных качествах, но ни в коем случае не ставить во главу угла будущую известность или успешность.
Этот базис, заложенный в максимах, встречающихся в основных раннеконфуцианских текстах (Лунь юй, Мэн-цзы, Сюнь-цзы) превратился в воспитательный императив практически для всех последующих поколений конфуцианцев.
В "Лунь юе" много раз подчеркивается, что благородный муж в последнюю очередь должен печалиться о своей безвестности (Лунь юй 1, 58) или о стесненных обстоятельствах:
«Благородный муж в пропитании не ищет насыщения, в жизни не ищет покоя. [Он] умен в делах и осторожен в словах. Сближается [с теми, кто] обрел Дао[-путь] и [таким образом] исправляет [себя]. [О таком человеке] можно сказать, что он любит учиться!» (Лунь юй 1, 52)."
|
</> |