Конфуцианское классическое образование

топ 100 блогов swamp_lynx24.01.2024 "Конфуцианская образовательная модель (на любой стадии, от начальной до продвинутой) была теснейшим образом связана с практиками морального совершенствования человека. Это было обусловлено воззрениями конфуцианцев на идеальное общество, которое должно было состоять из высоконравственных благородных личностей.
Целью воспитания было индивидуальное формирование благородного мужа (цзюнь-цзы 君子), способного принимать активное участие в политической жизни и в построении идеального конфуцианского общества. Особенность заключалась в том, что несмотря на первостепенную важность внешнего проявления человека в обществе, обучение и процесс самосовершенствования были центрированы вокруг личных достижений учащегося «для самого себя»." Ольга Бонч-Осмоловская.

"В контексте привычной нам идеи о том, что образование ребенок получает для того, чтобы в дальнейшем влиться в социум, найти работу и так или иначе преуспеть, мысль об образовании «для самого себя» звучит несколько маргинально. А Конфуций говорит так: «в древности люди учились для самих себя, [а] ныне учатся для [других] людей» (Лунь юй 14).

Акцент сделан на древний идеал преображения «себя для себя», но очевидно уже во времена современные Конфуцию, он наблюдал медленное разложение этой установки в угоду всеобщему признанию и общественной состоятельности, которые жестко критиковал.

Обучение в идеале должно было в первую очередь способствовать доведению конкретного человека до совершенства в его личных качествах, но ни в коем случае не ставить во главу угла будущую известность или успешность.

Этот базис, заложенный в максимах, встречающихся в основных раннеконфуцианских текстах (Лунь юй, Мэн-цзы, Сюнь-цзы) превратился в воспитательный императив практически для всех последующих поколений конфуцианцев.
В "Лунь юе" много раз подчеркивается, что благородный муж в последнюю очередь должен печалиться о своей безвестности (Лунь юй 1, 58) или о стесненных обстоятельствах:
«Благородный муж в пропитании не ищет насыщения, в жизни не ищет покоя. [Он] умен в делах и осторожен в словах. Сближается [с теми, кто] обрел Дао[-путь] и [таким образом] исправляет [себя]. [О таком человеке] можно сказать, что он любит учиться!» (Лунь юй 1, 52)."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у bmpd в В Хорватии набирает обороты скандал в связи с некачественным ремонтом истребителей МиГ-21 на Украине Как сообщает хорватское издание « JutarnjiVijesti » в статье Krešimir Žabec « Dramatičan izvještaj šefa glavnog stožera o stanju u ratnom ...
Пару дней назад почти сутки убила на расхламление дома. Восемь здоровенных коробок мусора, тех самых вещей, которые казались невероятно нужными и важными, а на самом деле только забивали пространство. Признаюсь, долго заставляла себя это сделать, а во время работы чуть ли не слезы ...
С одной стороны бывают такие семьи (или пары), когда у людей совместная жизнь, куча общих дел, людей многое связывает. И чтобы удобнее было состыковаться на общих делах, эти люди часто друг с другом на связи, и в курсе дел другого. У таких людей бывает и немало своей жизни, своих встреч и ...
Рожденный быть диким – так называется картина Эрика Мигома, он бельгийский художник, род в 1954 году - живет в Монсе. Для тех, кто решит написать, что Мигом не умеет рисовать, краткая информация: он имеет полное академическое образование, преподавал. И два слова от самого ...
  Может ли светлое видеть темное, а темное видеть светлое. Ведь среди света и темное осветляется и становится как бы светлым, а среди темного и свет поглощается и становится тьмою. И если погрузиться во тьму для озарения ее своим светом, то ...