Концепция RUR-1920. Определение антропоморфности робота и обоснование его
alex_rozoff — 01.09.2023 С подачи pyton в предыдущей теме было поставлено два важных вопроса:1) Почему концепция RUR-1920 утверждает, что антропоморфность робота нужна где-то кроме бытовых работ (т.е. какой смысл антропоморфного робота на современном производстве)?
2) Что вообще следует понимать под антропоморфным роботом?
https://alex-rozoff.livejournal.com/706302.html?thread=206115838#t206115838
Начнем с ответа на 2-й вопрос.
В производственных системах важны две кисти рук определенной конфигурации, бинокулярное зрение, и вообще говоря любое шасси, обеспечивающее движение по "человеческим дорожкам" (хотя в специальных случаях практически полезно чтобы шасси могло выполнять функции нажатия педалей).
Пример: 2023-08-03 KAIST Research Team Develops World’s First Humanoid Pilot, PIBOT
Исследовательская группа KAIST разработала робота-гуманоида, который может понимать инструкции, написанные на естественном языке, и самостоятельно управлять самолетом. Команда также объявила о своих планах по коммерциализации пилота-гуманоида... Команда использовала технологии искусственного интеллекта и робототехники и продемонстрировала, что робот-гуманоид может сидеть в реальной кабине и управлять различными видами оборудования, без модификации какой-либо части самолета. Это фундаментальное отличие, которое отличает эту технологию от существующих функций автопилота или беспилотных летательных аппаратов.
https://news.kaist.ac.kr/newsen/html/news/?mode=V&mng_no=30710
Обобщая это фундаментальное отличие, можно сказать:
робот-гуманоид (RURbot) может заменить человека-рабочего на любом производственном участке и управлять различными видами оборудования, без модификации какой-либо части производственной системы.
Профессор Шим (участник команды KAIST): «Роботы-гуманоиды-пилоты не требуют модификации существующих самолетов и могут быть немедленно применены к автоматическим полетам. Поэтому они очень применимы и практичны. Мы ожидаем, что они будут применяться в различных других транспортных средствах, таких как легковые автомобили и военные грузовики, поскольку они могут управлять широким спектром оборудования».
По существу, речь идет о том, что методы автоматизации и механизации отдельных элементов производственных процессов (не совсем верно называемые роботизацией) дошли до пределов своего потенциала, т.е. до границ замещаемого сектора производственного труда людей, примерно в 1985-м - см. Эпохальные этапы развития робототехники 1959-2013
http://robotforum.ru/novosti-texnogologij/epoxalnyie-etapyi-razvitiya-robototexniki-1959-2013.html
Дальнейшие процессы связаны в основном с улучшением их софтвера и сенсоров, а границы замещаемого сектора практически определены. Попытки выйти за эти границы без изменения концепции - в общем, не имеют успеха (см. например историю попытки Илона Маска полностью роботизировать гигафабрики Tesla, и сделать производство электрокаров - практически безлюдным).
В текущей ситуации число промышленных роботов в мире около 3 миллионов, и прогноз их производства на ближайшие годы - где-то около 0.5 млн. в год.
27 ноя 2021 Промышленная роботизация в 2021 году: эксперты предрекают бурный рост
https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/591905/
По существу, это лишь замещение людей в уже заданном секторе для тех промышленных регионов, где оно ранее не произошло по причине изобилия дешевой живой рабочей силы. Теперь изобилия живой рабочей силы уже нет и больше никогда не будет. Развитая часть мира вошла в фазу устойчивой депопуляции надолго, а с точки зрения экономического планирования - навсегда.
При этом остается порядка 1 миллиарда производственных рабочих мест, которые лежат вне сектора, замещаемого по схеме автоматизации и механизации отдельных элементов. Почти все они могут быть замещены по схеме RURbot (в чем собственно и состояла исходная цель роботизации, сформулированная Чапеком в 1920-м).
Отдельная тема споров - себестоимость антропоморфных роботов (роботов-гуманоидов, PIBOT, RURbot). В постановке самого вопроса заложен неучет того важного обстоятельства, что при роботизации по Чапеку во всей производственной цепочке исчезает цена живого труда. Т.е. себестоимость любого изделия (в т.ч. себестоимость роботов) урезается до цены площадки добычи природного сырья и цены площадки под размещение производства. Сам по себе цена переработки, транспортировки и сборки становится технически равна нулю.
...Такие дела...